Региональные бюджеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 01:41, доклад

Описание

Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ.
Целью региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

Работа состоит из  1 файл

Региональные бюджеты.docx

— 25.42 Кб (Скачать документ)

Региональные бюджеты

Региональные  бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ.

Целью региональных органов  власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

В последнее время наблюдается  регионализация экономических и социальных процессов.

Роль региональных бюджетов усиливается.

С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую  политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали  в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.

В соответствии с БК РФ, доходы региональных бюджетов формируются  за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и  сборы:

  1. налог на имущество предприятий;
  2. налог на недвижимость;
  3. дорожный налог;
  4. транспортный налог;
  5. налог с продаж;
  6. налог на игорный бизнес;
  7. региональные лицензионные сборы.

Основные направления  использования средств региональных бюджетов:

  1. обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
  2. обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
  3. обеспечение реализации региональных целевых программ;
  4. формирование государственной собственности субъектов РФ;
  5. осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
  6. обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;
  7. оказание финансовой помощи местным бюджетам;
  8. обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

Первое место в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, и др.).

Второе место – расходы  на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, социальная политика) – свыше 25 %; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8 %.

 


Финансовой базой региональных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в  их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Региональные бюджеты  являются одним из главных каналов  доведения до населения конечных результатов общественного производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из таких бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной  и пищевой промышленности, коммунального  хозяйства, объем продукции и  услуги которых также являются важным компонентом программы повышения  народного благосостояния.

Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие  функции: формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности региональных органов власти; распределение  и использование этих фондов между  отраслями народного хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют региональные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Распределение и доведение  до населения производимых благ осуществляется через бюджетную систему. Как  известно, через бюджет формируется  значительная часть общественных фондов потребления. При этом на народное образование  и профессиональную подготовку кадров из региональных бюджетов выделяется более 65% всех бюджетных средств, на здравоохранение - свыше 80%, на социальное обеспечение - около 90%, на жилищно-коммунальное хозяйство - 100%. В настоящее время  число региональных бюджетов составляет 29,3 тыс. Их объем (по расходам) в 1995 г. приблизился к 150 трлн руб., или примерно 50% консолидированного бюджета Российской Федерации.

Доходы региональных бюджетов. На региональные органы власти возложена важная задача по претворению в жизнь государственных социально-экономических реформ. Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в решающей части проводится за счет средств этих бюджетов. Осуществление государственной программы в области социального развития требует больших материальных и финансовых ресурсов. Доходы региональных бюджетов формируются за счет закрепленных и регулирующих источников доходов.

Термин закрепленные, или  собственные, доходы означает, что эти  средства принадлежат субъекту бюджетного права, т.е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или  долговременной основе поступают в  соответствующий бюджет, минуя вышестоящие  бюджеты. Основу закрепленных доходов  региональных бюджетов составляют налоги республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных округов, местные  налоги. Роль большинства этих налогов  незначительна. Вместе с тем, надо отметить, что значение некоторых из этих налогов  может существенно повыситься, например на имущество.

Перспективным является и  земельный налог. Цель его - способствовать повышению уровня благоустройства  территорий населенных мест. Кроме  того, он служит экономическим рычагом, способствующим повышению эффективности  использования земли, и источником возмещения затрат местных бюджетов на освоение и обустройство территорий населенных пунктов.

Региональные органы заинтересованы в закрепленных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять  хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет, оказывать  экономическое влияние на предприятия. Постоянно увеличивающиеся расходы  региональных бюджетов при недостаточном  росте объема закрепленных доходов  вызвали необходимость наделения  средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т.е. средств, поступивших  из источников вышестоящих бюджетов.

К регулирующим доходам относятся  все финансовые ресурсы, используемые для сбалансированности расходов и  доходов региональных бюджетов.

Таким образом, в число  этих доходов входят:

  • процентные отчисления от налогов вышестоящих бюджетов;
  • дотации, т. е. средства, передаваемые в твердой сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие;
  • субвенции, т. е. средства, передаваемые в твердой сумме из вышестоящих бюджетов в нижестоящие на строго определенные цели;
  • средства, полученные из вышестоящего бюджета в процессе исполнения бюджета.

В соответствии с Законом  РФ "Об основах налоговой системы" в число главных регулирующих доходов региональных бюджетов входят отчисления: от налога на добавленную  стоимость; от акцизов; от налога на прибыль  предприятий, хозяйства, по ставкам, определяемым законами.

Нормативы отчислений, регулирующих доходы, утверждаются вышестоящими региональными  органами власти в зависимости от общей суммы расходов регионального  бюджета и объема их закрепленных доходов. По объему и экономическому значению регулирующие доходы занимают ведущее положение в доходах региональных бюджетов.

Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми  ресурсами региональных органов  власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности общественного производства на подведомственной им территории.

Так как темпы роста  расходов региональных бюджетов превышают  темпы их доходов (несмотря на отчисления от регулирующих налогов), иногда возникает  необходимость в дотациях из вышестоящего бюджета. Нужно отметить, что дотация  и субвенция как методы наделения  финансовыми ресурсами региональных бюджетов несовершенны. Они лишены стимулирующих качеств и создают  у региональных органов иждивенческое  настроение.

Такая практика передачи средств  не способствует развитию их хозяйственной  инициативы, снижает их воздействие  на выявление экономических резервов в подведомственном им хозяйстве, уменьшает  возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Тем не менее, отмечая все  негативные стороны дотации и  субвенции, полностью исключить  их как методы наделения региональных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению  проблемы ликвидации дотационности этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это может привести к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов.

В целом это приведет к  осложнению в финансировании плановых мероприятий. Поэтому, видимо, не везде  и не всегда следует стремиться к  замене дотации любыми средствами. Представляется, что дотация может  иметь место в тех населенных пунктах, где в силу исторических условий и проводимой политики в  области охраны окружающей среды, исторических памятников и других причин экономический  потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов.

Местные же источники не в состоянии покрыть необходимые  расходы. Примером могут служить  города и поселки-курорты, города - исторические и архитектурные заповедники  и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых  па местах не хватает средств.

Расходы региональных бюджетов. Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, процесс урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объема региональных бюджетов. Рост региональных бюджетов непосредственно связан с урбанизацией, т. е. расширением социально-бытовой инфраструктуры. В общем объеме региональных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов. Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в 5-7 раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Наиболее ярко последствия  экономических и социальных процессов отражаются на расходной части региональных бюджетов. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест влекут расширение расходов региональных бюджетов. Возрастание расходов связано как с новым строительством, так и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

В настоящее время одним  из главных направлений использования  финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения  в будущем собственных доходов.

Региональным органам  подведомственна подавляющая часть  социально-культурных учреждений и  в первую очередь учреждения народного  образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов региональных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных  и городских бюджетах они составляют приблизительно половину всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах - 60-86%.

Развитие урбанизации  проявляется в ускоренных темпах роста расходов региональных бюджетов на финансирование народного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию  к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расширением жилищно-коммунального  строительства, повышением стоимости  основных фондов коммунального хозяйства  и уровня его технического оснащения. Рост населенных пунктов ведет к  удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов.

Информация о работе Региональные бюджеты