Доходы регионального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 22:49, реферат

Описание

Основная цель и задачи исследования обусловлены актуальностью и степенью изученности перечисленных и других проблем. Цель работы заключается в изучении теоретических и правовых основ, организационных мероприятий и методических приемов, необходимых для формирования и реализации эффективной региональной бюджетной политики, адекватной макроэкономическим условиям, средне- и долгосрочным прогнозам развития, повышения эффективности управления доходами бюджета субъектов Федерации, выявления резервов роста доходов региональных бюджетов, в исследовании формирования доходов бюджета на региональном уровне.

Содержание

Введение 3
1. Экономическая сущность бюджета субъекта РФ и принципы формирования доходной части бюджета субъекта РФ 5
2. Классификация доходов бюджета субъекта РФ 9
3. Пути повышения доходов бюджета субъекта РФ 16
Заключение 22
Список литературы 24

Работа состоит из  1 файл

доходы бюджета.docx

— 46.18 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение 3

1. Экономическая сущность бюджета субъекта РФ и принципы формирования доходной части бюджета субъекта РФ 5

2. Классификация  доходов бюджета субъекта РФ 9

3. Пути повышения  доходов бюджета субъекта РФ 16

Заключение 22

Список литературы 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Динамика экономических  преобразований в Российской Федерации, продвижение по пути рыночных реформ позволяют констатировать возрастающую роль бюджета как действенного инструмента  воздействия органов управления на социально-экономические процессы. При сложившихся экономико-социальных условиях, для обеспечения поступательного  экономического развития России, единства, сбалансированности и устойчивости всех элементов финансовой системы  государства в целом и субъектов  Федерации, в частности, укрепления авторитета страны на международной  арене, повышения эффективности  государственного управления необходимы дополнительные глубокие исследования в области бюджетных отношений.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Как экономическая  категория региональный бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в  процессе образования, планового распределения  и использования централизованного  фонда денежных средств на социально-экономическое  развитие региона. Бюджетные отношения  в регионах возникают между государством и юридическими и физическими  лицами по поводу формирования и использования  централизованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, государственного управления, материального стимулирования. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики региона.

Актуальность работы «Доходы  регионального бюджета, пути их укрепления»  обусловлена, во-первых, необходимостью глубокого исследования бюджетных  отношений по формированию доходов  на современном этапе развития экономики  России в условиях совершенствования бюджетной, налоговой политики, административной реформ; особенностями их реализации в регионах, дальнейшем решении вопроса об уровне децентрализации финансовых ресурсов, полномочий и расходных обязательств; во-вторых, спецификой социально-экономического развития, особенностями региональных бюджетов и повышением роли регионов в их социально-экономическом развитии.  

Основная цель и задачи исследования обусловлены актуальностью  и степенью изученности перечисленных  и других проблем. Цель работы заключается  в изучении теоретических и правовых основ, организационных мероприятий  и методических приемов, необходимых  для формирования и реализации эффективной  региональной бюджетной политики, адекватной макроэкономическим условиям, средне- и долгосрочным прогнозам развития, повышения эффективности управления доходами бюджета субъектов Федерации, выявления резервов роста доходов  региональных бюджетов, в исследовании формирования доходов бюджета на региональном уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономическая сущность бюджета субъекта РФ и принципы формирования доходной части бюджета субъекта РФ

 

Совокупность бюджетных отношений  по формированию и использованию  бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета - определяющего финансового плана  в жизни государства. По своей  сущности государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с  юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения, использования  общегосударственного фонда денежных средств. Благодаря бюджету государство  имеет возможность сосредоточить  финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Ведь целенаправленное социально-экономическое  развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств - государственного бюджета. Поэтому государственный  бюджет - ведущее звено финансовой системы страны. [12, c.402-405]

В материальном понимании государственный  бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или  административно-территориального образования  денежный фонд, который находится  в распоряжении соответствующих  органов государственной власти и местного самоуправления. Материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем  денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией  денежных средств в бюджете и  их использованием, т. е. в характеристике сущности бюджета как экономической  категории.

С помощью бюджета государство  пытается воздействовать на воспроизводственные  процессы, сглаживает отрицательные  последствия действия стихийных рыночных сил. При этом бюджет становится важнейшим инструментом государственного регулирования. Достигается это посредством:

  • налогов, влияющих на развитие производства товаров, услуг, спрос на них.
  • бюджетного финансирования общегосударственных программ;
  • финансовой поддержки некоторых отраслей;
  • образования за счет бюджетных ресурсов специальных фондов, резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики;
  • социальных гарантий. [13, c.262-264].

Региональные бюджеты  представляют собой второй уровень  иерархически построенной бюджетной  системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники  формирования доходов и направления  расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место  в финансово-бюджетной системе, получая  помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам. Названные  взаимосвязи отражают сущность региональных бюджетов в бюджетном устройстве Российской Федерации и указывают  на необходимость анализа данного  понятия в тесной связи с механизмом действия принципа федерализма.

Исследование принципа федерализма  применительно к категории «региональный  бюджет» актуализирует постановку вопроса о её экономической сущности. По нашему мнению, анализ данной категории  целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с категорией финансов.

Относительно понятия  «региональный бюджет» единства мнений в науке не существует, более  того - данная категория в российской экономической литературе анализируется  лишь со второй половины 1991 года ввиду упразднения единой бюджетной системы страны, которая распалась на бюджеты трех уровней.

Современные ученые - экономисты полагают, что системная оценка любого бюджета должна исследовать бюджет как:

  • денежные отношения (то есть как финансовую категорию экономической науки);
  • фонд денежных средств, централизуемых органами власти соответствующего уровня (то есть бюджет в материальном смысле);
  • плановый документ, отражающий конкретные доходы и расходы, относящиеся к компетенции органов власти данного уровня (то есть как правовую категорию).

Соответственно определение  термина «региональный бюджет»  требует осмысления его финансовой, материальной и правовой сторон. Поэтому  в современной экономической  литературе региональный бюджет определяется с различных позиций: как отношения, предмет, документ, а значит, необходимы теоретическая разработка и правовое оформление категории «региональный  бюджет».

Как известно, региональными  называют бюджеты субъектов Российской Федерации. Но субъекты Российской Федерации  могут иметь разный государственно-правовой статус. Поэтому среднее звено  бюджетной системы РФ представлено пятью различными видами региональных бюджетов: это бюджеты республик  в составе РФ, краевые, областные (включая и областной бюджет автономной области), окружные автономных округов, городские двух городов федерального значения - Москвы и Санкт- Петербурга.

Как финансовая категория  региональный бюджет обусловлен тем, что  выполнение социальной, политической и экономической функций любого административно-территориального образования  объективно требует финансовых ресурсов, а именно, централизованного денежного  фонда. Однако для любой административно-территориальной формации содержание регионального бюджета не изменяется - это доходы и расходы.

Таким образом, бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) можно определить как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Федерации.

Региональный бюджет играют важную роль в выравнивании уровней  социально-экономического развития муниципальных  образований, находящихся на его  территории. Межбюджетное перераспределение  финансовых ресурсов, нацеленное на сглаживание  существенных межмуниципальных  различий, также осуществляется через финансовую систему региона.

Региональный бюджет являются важнейшим условием социально-экономического развития региона с точки зрения финансирования межрегиональных проектов, направленных на развитие межрегиональной  инфраструктуры, создание условия для  привлечения в регион дополнительных ресурсов, разрешение социальных и  экономических проблем региона.

В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между уровнями бюджетной  системы заложены принципы самостоятельности  бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов.

Разграничение доходных источников между бюджетами разных уровней  бюджетной системы страны в настоящее  время осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • к собственным доходам относятся все доходы кроме субвенций;
  • расширение налоговой автономии;
  • отказ от расщепления региональных и местных налогов федеральными законами;
  • единые нормативы отчислений в региональные и местные бюджеты;
  • возможность дифференциации нормативов отчислений от налогов на доходы физических лиц в местные бюджеты [21].

2. Классификация доходов бюджета субъекта РФ

 

Доходы регионального  бюджета формируются за счет налоговых, неналоговых доходов, а также  безвозмездных и безвозвратных  перечислений.

Начиная с 2006 года все доходы, кроме субвенций, отнесены к собственным  доходам соответствующего бюджета. 

Налоговые доходы региональных бюджетов формируются из федеральных  налогов, налогов предусмотренных  специальными налоговыми режимами и  региональных  налогов. 

К региональным налогам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

Все региональные налоги перечисляются  в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%.

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые  доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, в том числе  предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:

  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 80 процентов;
  • налога на доходы физических лиц - по нормативу 70 процентов;
  • налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности на основании патента, - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;  акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 100 процентов. Действие данной нормы приостановлено с 1.01 2011года до 1.01. 2014 года. В 2011 году доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 70 процентов, в 2012 году - по нормативу 77%. 
  • акцизов на алкогольную продукцию - по нормативу 100 процентов. С 1.01.2012 года по нормативу 40%;
  • акцизов на пиво - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 80 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 80 процентов;
  • сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100 процентов;
  • налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;
  • налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;
  • минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100 процентов;
  • единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов;
  • государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов:
  • по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;
  • за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий;
  • за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;
  • за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;
  • за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов;
  • за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с лицензированием образовательной деятельности, осуществляемым в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с государственной аккредитацией образовательных учреждений, осуществляемой в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проставлению апостиля на документах государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях в пределах переданных полномочий Российской Федерации в области образования;
  • за выдачу уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
  • Зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации налоговых доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, осуществляется по следующим нормативам:
  • Доля акцизов  на нефтепродукты, подлежащая  перечислению в бюджет субъекта РФ в полном объеме зачисляется на единый счет Федерального казначейства и  перераспределяется в бюджеты субъектов РФ по нормативам, утвержденным федеральным законом о бюджете.

Информация о работе Доходы регионального бюджета