Региональный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:57, реферат

Описание

Бюджетные отношения возникают в процессе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, направленной на обеспечение финансирования общегосударственных, региональных и муниципальных мероприятий по регулированию экономики, содержанию и развитию социальной сферы, охране обществ, порядка, упрочению национальной безопасности и др. Бюджетные отношения многообразны, поскольку опосредуют распределение денежных средств между секторами экономики, отраслями народного хозяйства, территориями страны и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ________________________________________________ 3
1. Экономическая сущность региональных бюджетов___ 4
2. Формирование регионального бюджета на примере бюджета Тамбовской области______________
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ___ 19

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

    МОСКОВСКАЯ  ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛНАЯ  АКАДЕМИЯ 

    АДМИНИСТРАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИЛИАЛАМИ

    ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 

    РЕФЕРАТ

    По  специальности «Финансы и кредит»

    По  дисциплине: «Бюджетная система»

    На  тему: «Региональный бюджет» 
 
 
 
 
 
 

    Работа  выполнена

    студенткой группы Фф-07-3,5

    Ивановой  Г.Ю.

    Научный Руководитель 
 
 
 
 
 

    Тамбов 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ________________________________________________ 3
1. Экономическая сущность региональных бюджетов___ 4
2. Формирование регионального бюджета на примере бюджета Тамбовской области______________  
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________ 18
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ___ 19
   

 

      Введение

     Региональные бюджеты играют значительную роль в экономике субъектов федерации. Региональные бюджеты составляют второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов власти региона, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.

     Бюджетные отношения возникают в процессе деятельности органов государственной  власти и местного самоуправления, направленной на обеспечение финансирования общегосударственных, региональных и  муниципальных мероприятий по регулированию  экономики, содержанию и развитию социальной сферы, охране обществ, порядка, упрочению национальной безопасности и др. Бюджетные отношения многообразны, поскольку опосредуют распределение денежных средств между секторами экономики, отраслями народного хозяйства, территориями страны и т.д.

     Региональные  бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации.

     В современных условиях все в большей  степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

     Учитывая  важность региональных бюджетов в жизни  регионов РФ, рассмотрим подробнее  их законодательную базу, структуру, принципы формирования, а также роль органов регионального управления в формировании и использовании этих средств.

 

1. Экономическая сущность региональных бюджетов

     Бюджетное устройство Российской Федерации определяется ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией Российской Федерации. Составляющей частью бюджетного устройства России является бюджетная система. Бюджетная система – система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему:

  • первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных фондов;
  • второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень – местные бюджеты.

     Каждый  из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов. Статья 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет правовую форму бюджетов каждого уровня.  Годовой бюджет любого уровня составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году – длится с 1 января по 31 декабря.

     Единство  бюджетной системы в новых  условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней.

     Бюджетное законодательство РФ содержит понятие  «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы  на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

    Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

  • принцип единства бюджетной системы РФ;
  • принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
  • самостоятельность бюджетов;
  • принцип полноты отражения доходов и расходов;
  • принцип сбалансированности бюджета;
  • принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • принцип общего (совокупного) покрытия расходов;
  • принцип гласности;
  • принцип достоверности;
  • принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

     Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, утвержденная федеральными законами от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российский Федерации» и от 8 августа 2001 г. № 127-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации».

    Бюджетная классификация Российской Федерации  является группировкой доходов и  расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. 

     Региональные  бюджеты представляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам. Названные взаимосвязи отражают сущность региональных бюджетов в бюджетном устройстве Российской Федерации и указывают на необходимость анализа данного понятия в тесной связи с механизмом действия принципа федерализма.

     Исследование  принципа федерализма применительно  к категории «региональный бюджет» актуализирует постановку вопроса о её экономической сущности. По моему мнению, анализ данной категории целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с категорией финансов.

     Относительно  понятия «региональный бюджет»  единства мнений в науке не существует, более того - данная категория в российской экономической литературе анализируется лишь со второй половины 1991 года ввиду упразднения единой бюджетной системы страны, которая распалась на бюджеты трех уровней.

     Современные ученые-экономисты полагают, что системная оценка любого бюджета должна исследовать бюджет как:

     - денежные отношения (то есть  как финансовую категорию экономической  науки);

     - фонд денежных средств, централизуемых  органами власти соответствующего  уровня (то есть бюджет в материальном смысле);

     - плановый документ, отражающий конкретные  доходы и расходы, относящиеся  к компетенции органов власти  данного уровня (то есть как  правовую категорию).

     Соответственно  определение термина «региональный  бюджет» требует осмысления его  финансовой, материальной и правовой сторон. Поэтому в современной экономической литературе региональный бюджет определяется с различных позиций: как отношения, предмет, документ, а значит, необходимы теоретическая разработка и правовое оформление категории «региональный бюджет».

     Как известно, региональными называют бюджеты  субъектов Российской Федерации. Но субъекты Российской Федерации могут  иметь разный государственно-правовой статус. Поэтому среднее звено  бюджетной системы РФ представлено пятью различными видами региональных бюджетов: это бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные (включая и областной бюджет автономной области), окружные автономных округов, городские двух городов федерального значения - Москвы и Санкт- Петербурга.

     Как финансовая категория региональный бюджет обусловлен тем, что выполнение социальной, политической и экономической функций любого административно-территориального образования объективно требует финансовых ресурсов, а именно, централизованного денежного фонда. Однако для любой административно-территориальной формации содержание регионального бюджета не изменяется - это доходы и расходы. Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Федерации (ст. 15). Понятие регионального бюджета закрепляется и законодательством субъектов РФ. В соответствии с требованиями государственного устройства Российской Федерации в целях гармонизации и сочетания экономических интересов регионов и муниципальных образований наряду с взаимоотношениями с хозяйствующими субъектами и гражданами устанавливаются также взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Федерации, между бюджетом субъекта РФ и бюджетом муниципального образования, находящегося на его территории. В ходе взаимодействия бюджетов осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов и обеспечивается реализация целей финансово-бюджетной политики.

     Таким образом, финансовая сущность бюджета проявляется в общественных отношениях, связанных с мобилизацией и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня и перераспределением его между бюджетами.

     Соответственно, финансовая сторона бюджета субъекта РФ (регионального) представляет совокупность денежных отношений, складывающихся на уровне субъекта Федерации по поводу перераспределения национального дохода и части национального богатства в целях образования, распределения и использования централизованного в масштабах определенного региона денежного фонда, предназначенного для финансирования функций и задач субъекта Российской Федерации.

     Признание регионального бюджета в качестве финансовой категории требует исследования качественных признаков, характеризующих данную категорию, свойств (черт), раскрывающих её специфику и позволяющих выделить ее из системы финансовых категорий. Специфичность - это главное, что отличает финансовую сущность регионального бюджета как самостоятельной категории от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, которые также являются финансовыми категориями.

Информация о работе Региональный бюджет