Государственные социальные внебюджетные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:51, курсовая работа

Описание

Цель работы - раскрыть сущность и показать роль внебюджетных фондов в финансовой системе страны.
Объектом данного исследования являются государственные внебюджетные фонды РФ: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ ,И ИХ СТРУКТУРА 4
1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 4
2.АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ФОНДОВ, И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ 10
2.1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 10
2.2 ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ (ФСС) 15
2.3 ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ФОМС) 20
2.4. АНАЛИЗ ДОХОДОВ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 24
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 26
3.1.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа состоит из  1 файл

курсовая внебюджетные фонды.doc

— 224.50 Кб (Скачать документ)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»

факультет «Менеджмент и маркетинг» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине: «Внебюджетные фонды»

на тему: « Государственные социальные внебюджетные формы» 
 
 
 
 
 

Выполнил:       студент группы 7-22-37-(З)

                                                Амерханова Т.О. 

Принял:       Туганаева Е.Г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011г 
 

Содержание

Введение

     В современных условиях в решении  вопросов социальной политики наряду с бюджетом повышается значение социальных внебюджетных фондов. Социальные внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Социальные внебюджетные фонды созданы для реализации мероприятий государственной социальной политики и социального страхования.

     Социальное  страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд. Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

     Учитывая  особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает  системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

     Цель  работы - раскрыть сущность и показать роль внебюджетных фондов в финансовой системе страны.

     Объектом  данного исследования являются государственные внебюджетные фонды РФ: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

1. Социально экономическая  сущность внебюджетных фондов ,и их структура

1.1. Характеристика социальных государственных внебюджетных фондов

     Внебюджетные  фонды- это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

     Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими  причинами:

1) необходимостью  выделения специальных денежных  ресурсов с целью их более  эффективного и строго целевого  использования;

2) необходимостью  определения особых и одновременно устойчивых финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;

3) необходимостью  изыскания дополнительных средств  для удовлетворения общественных  потребностей, которые не могут  быть в полном объеме профинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, социальных выплат населению и т.п.

     Внебюджетные  фонды появились задолго до возникновения  единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов. Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению.

       Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов.

     Увеличение  количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во - вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В - третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.

     Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей .

1) запланированы  органами власти и управления  и имеют строгую целевую направленность;

2) денежные  средства фондов используются  для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

3) формируются,  в основном, за счет обязательных  отчислений юридических и физических  лиц; 

страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и являются обязательными;

4) на  отношения, связанные с исчислением,  уплатой и взысканием взносов  в фонды, распространено большинство  норм и положений Закона РФ  «Об основах налоговой системы  РФ;

5) денежные  ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

6) расходование  средств из фондов осуществляется  по распоряжению Правительства  РФ или специально уполномоченного на то органа (правление фонда.

     Государственными  внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

1) Пенсионный  фонд Российской Федерации;

2) Фонд  социального страхования Российской  Федерации;

3) Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они  позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А вот если происходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается более спокойно, поскольку большинство граждан получает доходы из внебюджетных фондов.

     Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

     Внебюджетные  фонды создаются двумя путями:

- выделение  из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

- формирование  внебюджетного фонда собственными  источниками доходов для определенных  целей.

     Целевые внебюджетные фонды предназначены  для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

     Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

1) обязательные  платежи, установленные законодательством  РФ, решениями местных органов  власти;

2) добровольные  взносы физических и юридических  лиц; 

3) прибыль  от коммерческой деятельности, осуществляемой  фондами - юридическими лицами;

4) другие  доходы, предусмотренные соответствующим  законодательными актами.

     Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается  в процессе перераспределения национального дохода.

     Главными  методами мобилизации национального  дохода в процессе перераспределения  при формировании фондов выступают  специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод - это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.

     Средства  бюджетов поступают в форме безвозмездных  субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.

     В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для  приобретения ценных бумаг и получения  прибыли в форме дивидендов или  процентов.

     Начиная с 1992 г. в РФ создано и действует большое количество внебюджетных фондов. На сегодняшний день, основные из них - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости (с 2001 г. средства консолидируются в федеральном бюджете).

     По  Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим  исключением), доходы которых формировались  за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Анализ  структуры фондов, и особенности  их формирования

2.1. Пенсионный  фонд социального страхования

     Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФ РФ) был  образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Это постановление было принято после принятия Закона РФ «О государственных пенсиях в РСФСР» 20 ноября 1990 г. Реально фонд начал функционировать лишь с 1 января 1992 г. Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» заложил основы страховой системы пенсионного обеспечения .

Пенсионный  фонд обеспечивает:

- целевой  сбор и аккумуляцию страховых  взносов, а также финансирование  соответствующих расходов;

Информация о работе Государственные социальные внебюджетные формы