Государственные внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 09:23, контрольная работа

Описание

фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования Российской Федерации;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- Государственный фонд занятости населения Российской Федерации

Работа состоит из  1 файл

Копия U0.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

 
Введение 

      В ходе перехода к рыночной экономике произошла  модернизация финансовой системы, и  прежде всего ее центрального звена - общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились внебюджетные фонды. Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд, социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.

      Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

       На  историческом переходе от одной  хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.

      Постепенно  из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место  заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

      Государственными  внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

    - Пенсионный фонд Российской Федерации;

    - Фонд социального страхования Российской Федерации;

    - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

    - Государственный фонд занятости населения Российской Федерации

    (С 2000 года  Государственный фонд занятости  населения не формируется). 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

             Глава 1. Государственные внебюджетные фонды 

    1. Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФ РФ)
 

      Пенсионный  фонд-это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения  населения. Предназначенный. Прежде всего на выплату пенсий.

      ПФ РФ является федеральным фондом, на его  долю приходится почти ¾ средств внебюджетных социальных фондов.

      ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

      Первоочередной  задачей Пенсионного фонда является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого он организует:

  • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ: выплаты различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, а также пенсий по инвалидности, различных пособий и компенсационных выплат.
  • капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников, в счет которых осуществляют перечисления работодатели;
  • межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

      Средства  Пенсионного фонда Российской Федерации формируются в основном за счет страховых взносов работодателей; граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и иных категорий работающих граждан.

      Также, немалую долю вносят и средства федерального бюджета, направленные через Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий, средства Фонда социального страхования, а также добровольные взносы физических и юридических лиц, доходы от капитализации средств ПФР и прочие поступления.

      Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. В настоящее время система Пенсионного фонда России включает центральный аппарат, 88 региональных отделений с 2393 пунктами уполномоченных.

      Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

      Кроме ПФР вопросами пенсионного обеспечения  занимаются Министерство труда и  социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами).

      В настоящее  время в семи регионах России (Москве, Санкт-Петербурге и др.) по договорам  с соответствующими субъектами Федерации назначение и выплата пенсий проводятся Пенсионным фондом, т.е. в этих регионах работает (и достаточно эффективно) единая пенсионная служба.

      Пенсионный  фонд РФ и его региональные отделения  на местах наделены очень широкими полномочиями в осуществлении контрольных функций. Процедура контроля за правильным расходованием средств включает в себя проверку правильности назначения (перерасчета), начисления пенсий, их выплату и доставку, проверку банковских операций по расходованию пенсионных средств, проверку состояния учетно-отчетной документации по пенсионным платежам. Кроме того, постоянное увеличение расходов Пенсионного фонда на выплату пенсий требует усиления контроля за их надлежащим распределением.  

      1.2. Фонд социального страхования РФ

      Социальное  страхование –это один из видов  государственного материального обеспечения  населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и иных предусмотренных законом случаях( например. Санаторно-курортное лечение, организация лечения, пособие и т.п.)

      ФСС создан в целях обеспечения государственных  гарантий в системе социального  страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента РФ от 26 июля 1992 г, № 722 и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

      Фонд  социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.

      ФСС создан в целях обеспечения государственных  гарантий в системе социального  страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием  средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.

      Управление  Фондом социального страхования  РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений  профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями,

      Это проявляется в снижении уровня социальных гарантий в системе социального страхования и понижении уровня социальной защиты застрахованных.

      Основными задачами Фонда являются:

    • Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;
    • Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
    • Осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;
    • Частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей.
    • Разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
    • Организация разъяснительных работ среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

      В настоящее время при положительных  сдвигах в значениях макроэкономических показателей финансовое положение системы социального страхования стабилизировалось, но на абсолютно и относительно низком уровне. Рост расходов на социальное страхование, будучи высоким в середине 1990-х годов, начиная с 1998 года замедляется по сравнению с темпами роста ВВП и средней заработной платы. Так, если среднегодовой рост реальной заработной платы за последние 5 лет составил 10%, а ВВП - 6-7%, то рост покупательной способности пенсий и пособий не превышал 2-3% в год и согласно экспертным оценкам на начало 2008 года по покупательной способности составил примерно 70-75% от величины 1989 года.

      Следует отметить и то, что уже четвертый  год подряд не индексируется максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, не предусматриваются средства на повышение пособий по уходу за ребенком до полутора лет.

      Практически ликвидированы программы оздоровлению трудящихся и членов их семей: санаторно-курортное  лечение трудящихся сведено только к долечиванию, фактически не предусматривается  лечение и оно составляет всего  несколько процентов от существовавшей ранее базы, которая была достаточно развита еще 15 лет назад (масштабы проводимой работы были одними из самых крупных в мире), безжалостно урезаны расходы на детский отдых.

      Еще более острой является проблема крайне низкого абсолютного уровня пенсионного  обеспечения. Минимальные размеры трудовой пенсии по старости на начало 2008 года составили всего 55% прожиточного минимума пенсионера. Средний размер пенсии хотя и несколько превысил прожиточный минимум и составил 102% его величины, однако абсолютные размеры пенсий более 40% пенсионеров оставались ниже прожиточного минимума.

      Кроме того, в последнее время все  более очевидными становятся изъяны и недостатки в формировании механизмов социального страхования, которые носят характер системных и концептуальных просчетов, что в итоге блокирует дальнейшее развитие института социального страхования.

      Все это вызывает необходимость уточнения  путей формирования финансовой модели социального страхования в средне - и долгосрочной перспективе. 

      1.3. Фонд обязательного медицинского страхования 

      ФОМС  предназначен для аккумулирования  финансовых средств и обеспечения  стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды