Формы государственного режима

Автор работы: o*****@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 07:11, курсовая работа

Описание

Цели, поставленные в этой работе, очень скромны: изучить более досконально одну из тем теории государства и права - “формы государства” Рассматриваемый вопрос вероятно не самый интересный и актуальный из предложенных к написанию, учитывая уже принятую Конституцию Российской Федерации, но к сожалению действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Неурегулированность отношений с Чечней, сложное положение в Абхазии и Приднестровье - это боль и страдание живых людей, проблемы требующие справедливого и разумного разрешения. Так что - за работу!

Содержание

Введение 3
1. Типология государств: основания, различные подходы, современный взгляд на проблему. 5
2. Понятие формы государства 13
3. Формы правления 17
4.Формы национально-государственного и административно-территориального устройства 29
5. Формы государственного режима 38
Заключение 45
48
Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 Введение                                                                                                                         3                                                                                                                     

1. Типология государств: основания, различные подходы, современный взгляд на проблему.                                                                                                                        5

2. Понятие формы государства                                                                                    13

3. Формы правления                                                                                                      17

4.Формы национально-государственного и административно-территориального устройства                                                                                                                      29

5. Формы государственного режима                                                                           38                               

 Заключение                                                                                                                   45

 Приложения                                                                                                                  48

 Используемая литература                                                                                            53 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      В Теории государства и права равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.

      Подход  к этой проблеме был различным  на разных этапах развития общества, на разных этапах развития Теории государства и права как юридической науки. Было бы невкерным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъекты, изучением которых занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.

      Марксистко - ленинская теория   считает  основной  причиной  возникновения  государства    раскол   общества   на   противоположные   классы  с  непримиримыми

противоречиями.1  По  этой  причине официальная советская историография долгое  время не  признавала  государственность скифов. Между тем   наличие государства языческих славян  никак не  оспаривалось. 

      Второе  ошибочное  следствие  из  данной  посылки  заключалось  в  том,  что  все  государства  древнего  мира  должны  были  быть  непременно  рабовладельческими.  Поэтому  кастовая  или иная стратификация необоснованно отождествлялись с рабовладением.

       Основоположники  марксизма   допускали  и  иной  подход  к  объяснению  появления   государства.  Как  писал   Ф. Энгельс,  к  нему  “  стихийно  сложившиеся  группы  одноплеменных  общин  в  результате  своего  развития  пришли  сначала  в  целях   удовлетворения  общих   интересов   и   для   защиты   от   внешних  врагов”2.

      На  этих  позициях  стоит  и  современная  теория  государства.

        Несмотря  на то,  что представители разных  классов,  страт,  каст  оказывались в далеко  не  равном  положении,  государство все же  всегда  возникало в связи с необходимостью  удовлетворения  общих интересов населения:  защиты  от   внешних    нападений,   обеспечения    общественных    работ,  санитарных   условий и  т.п.

        Признание  государства  органом  всего  общества  -  характерный  мотив  любого  идеалистического  учения  о  государстве,  т.е.  учения,  исходящего  из  идеи,  а  не  из  эмпирически  установленных  фактов.  Если  государственная  власть  -  от  Бога,  значит,  она  должна  быть  равной  по  отношению  ко всем  и  не иметь  классового  уклона.  Так,  по  крайней  мере,  следует  из  христианской  религии.  Патриархальная  теория  происхождения  государства,  выдвинутая  еще  Аристотелем,  видит  в  государстве  разросшуюся  семью,  опекающую  подданных,  как  отец  своих  детей3.  Договорная  теория  Руссо предоставляет власти  только  те  полномочия,  которыми  ее  наделяют  “договорившиеся”  граждане4.  Теория,  утверждающая  власть  государства через согласие  подданных на  подчинение,  и теория  правового государства,  требующая ограничения власти  законом, требованиями  справедливости,  правами человека,  отражают  хотя  и правильные,  но  сугубо  идеологические  и психологические основы  возникновения и функционирования  государства.

        Государство  объединяет  своей  властью  и  защитой  всех  людей,  населяющих  его  территорию,  независимо  от  их  принадлежности  какому-либо  роду  или  племени.  Это  означает,  что  государство  имеет  свою  территорию,  определяет  ее   границы  и  защищает  от  нападения  извне.  Постоянное  население  данной  территории,  как  правило,  имеет  устойчивую  связь  с  государством  в  виде  подданства  или  гражданства  и  пользуется  его  защитой  внутри  страны  и  за  ее  пределами.  Государственная  власть  распространяется  и на  находящихся  в  стране  иностранцев  и  лиц,  не  имеющих  гражданства.  Однако  они  имеют  особое  правовое  положение. 

         Можно  возразить,   что   государство  не  защищало  рабов  от  произвола  господина.  Это  в  основном  верно,   хотя  и  не  абсолютно.  Раб,  как  правило,  не  пользовался   государственной защитой.  Однако  власть  государства на  рабов,  так или иначе,  распространялась.

        При  родовом  строе  власть  осуществлялась  самими  общинниками.  Управление  делами  общины  не  было  закреплено  за  особым  слоем  людей.  Оно  осуществлялось  лицами,  выбранными  членами  рода  в  соответствии  с  их  качествами,  заслугами.  Их  функции  не  составляли  “должности”,  а  осуществлялись  в  силу  доверия  и  авторитета.  Органы  родового  строя  не  располагали  специальными  средствами  и  аппаратом  принуждения.  Их  решения,  в  том  числе  и  наказания,  осуществлялись  самими  членами  рода.

       Для  государства  характерно  наличие,  по  выражению  Ф.  Энгельса,  особой  публичной   власти,  выделенной  из  общества  и  не  совпадающей  с   населением  страны. Государство обязательно обладает  аппаратом управления  и принуждения, существующим  специально  для выполнения  этих,  ставших специфически  государственными,  функций.  Публичная власть - аппарат чиновников,  армия,  полиция,  а также ее  “материальные  придатки”  -  тюрьмы  и  другие  принудительные  учреждения - является  наиболее  существенным, неотъемлемым  признаком  государства5

       Для  содержания  публичной   власти  необходимы  средства.  Государство  собирает  их  с  граждан  в  виде  обязательных  налогов,  податей.  Родовой  строй,  не  знавший  особого  аппарата  управления,  не  нуждался  в  подобных  финансовых  институтах.

      Цели,  поставленные  в  этой  работе,  очень  скромны:  изучить  более  досконально  одну  из  тем   теории  государства  и  права - “формы  государства”   Рассматриваемый  вопрос  вероятно  не  самый  интересный  и  актуальный  из  предложенных  к  написанию,  учитывая  уже  принятую  Конституцию  Российской  Федерации,  но  к  сожалению  действительность вновь и вновь возвращает  нас к нему.  Неурегулированность отношений с Чечней,   сложное положение в Абхазии и Приднестровье - это боль  и страдание живых людей,  проблемы  требующие справедливого и разумного разрешения.  Так что -  за  работу! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Типология государств 

      Особенности государства конкретного исторического  периода определяются состоянием и  уровнем развития общества. В ходе общественного развития государство  претерпевает серьезные изменения. При неизменности формальных признаков, а именно: территории, публичной власти, суверенитета - изменяются содержание и методы управления, цели, задачи и социальная направленность. На характер государственности и государственное устройство влияют национальный состав населения, своеобразие его культуры, размер территории, географическое положение, укоренившиеся обычаи и традиции народа, религиозные воззрения и другие факторы.

      Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в  развитии государственно-организованного общества у различных народов в различное историческое время позволяют, тем не менее, выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.

      Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются:

  1. Количество властвующих в государстве
  2. Осуществляемая государством цель.

По первому  признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель считал главное различие государств в том, в какой мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

      Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.

      Разнообразие  научных подходов в оценке этого  чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало обьективной основой концептуального плюрализма типологии государств. Марксистко-ленинская типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации.

Формация – исторический тип общества, основанный на определенном способе призводства. Уровень развития производительных сил определяет материально-технический базис общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому  соответствуют  определенные политические,  государственно-правовые и другие надстроечные явления.

     Переход от одной общественно-экономической  формации к другой происходит в результате смены отживших  форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права.

     Исторический  тип государства, согласно марксистско-ленинской  теории, выражает единство классовой  сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной  господством данного типа собственности  на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а, следовательно, в экономическом господстве определенного класса (классов). Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.

      Формационный  критерий, лежащий в основе марксистской типологии государства,  выделяет три основные типа эксплуататорских государства: рабовладельческое, феодальное и последний – социалистическое, которое, теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление .

Перечислим  основные характеристики различных  типов государств, выделяемых на основании  данной концепции.

  Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.

Информация о работе Формы государственного режима