Формы государственного режима

Автор работы: o*****@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 07:11, курсовая работа

Описание

Цели, поставленные в этой работе, очень скромны: изучить более досконально одну из тем теории государства и права - “формы государства” Рассматриваемый вопрос вероятно не самый интересный и актуальный из предложенных к написанию, учитывая уже принятую Конституцию Российской Федерации, но к сожалению действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Неурегулированность отношений с Чечней, сложное положение в Абхазии и Приднестровье - это боль и страдание живых людей, проблемы требующие справедливого и разумного разрешения. Так что - за работу!

Содержание

Введение 3
1. Типология государств: основания, различные подходы, современный взгляд на проблему. 5
2. Понятие формы государства 13
3. Формы правления 17
4.Формы национально-государственного и административно-территориального устройства 29
5. Формы государственного режима 38
Заключение 45
48
Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

      Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя , патриархального быта. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только государственные рабы принадлежали монарху.

      Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей эры). Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципата и период доминанта. При принципате формально еще сохраняются формы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют консулы , преторы и народные трибуны , но существенной роли не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора.

      В III веке н.э. в Риме устанавливается  неограниченная монархия (доминант). Полностью  исчезают республиканские учреждения. Управление государством – полностью  в руках императора, который назначает исполнителей – сановников. Порядок поддерживается при помощи административно–судебного и военного аппарата.

      Феодальная (средневековая  монархия) последовательно переходит три периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной  и абсолютной монархии .

      Конституционная монархия представляет такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии, и до настоящего времени (Англия,  Дания, Испания и др.).

Конституционная монархия бывает парламентской и  дуалистической.

   Парламентская монархия характеризуется основными свойствами :

  • Правительство формируется из представителей определенной партии, получивших большинство на выборах;
  • Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
  • В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует , она является символической;
  • Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
  • Правительство согласно Конституции несет ответственность перед Парламентом.

   При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии. В настоящее время “классических”, “чистых” дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство, не существует.

         Монархия как форма  правления - это сложный конгломерат  власти, юридических основ ее организации  и осуществления, социально-психологического состояния общества. Как  показывает современная история, монархия еще не отжившая свой век форма правления, а имеющая при определенных условиях достаточные исторические перспективы. Примером могут послужить постоянно поднимающиеся в современной России разговоры о восстановлении монархии.

         Географические факторы, исторические традиции, национальная психология, также как и соотношения  классовых сил в некоторых  государствах привели к возникновению  другой формы правления –  республиканской. К примеру, древнегреческие республиканские формы правления вырастали из внутреннего социально-классового развития античного общества, островного положения многих древнегреческих полисов, роли морской торговли в экономической жизни Древней Греции, победы демоса и его функций как коллективного рабовладельца.

      Республика  – такая форма правления, при  которой верховная государственная  власть осуществляется выборными органами, избираемым населением на определенный срок20.

      Общими  признаками республиканской формы  правления являются:

    • существование единоличного и коллегиального главы государства;
    • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
    • осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
    • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
    • обязательность решений верховной государственной власти.

      Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания, советы имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.

      Органы  республиканского правления наделяются различными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией) по осуществлению единой государственной власти.

      Надо  обратить внимание и на то обстоятельство, что все ветви единой государственной  власти осуществляют именно властные полномочия, т.е. организуют и обеспечивают отношения “власти – подчиненные” в соответствующих сферах государственной жизни. Кроме того, следует подчеркнуть, что, несмотря на разделение властей, все республиканские органы призваны осуществлять согласованно, системно, организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга. Например: исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту проекты законов, а судебная власть функционирует как система, предотвращающая нарушение законов.

      Впервые идею разделения власти глубоко, подробно разработал в своем фундаментальном  труде “О духе законов”  Ш.Монтескье (ХVII век). Эта идея была направлена против произвола, политических ошибок, злоупотреблений, порабощения народа в абсолютной монархии. По существу он дал правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму демократии21.

      Вместе  с тем в современных посттоталитарных государствах большую роль играет и  власть главы государства, президента. Эта самостоятельность, вытекающая из статуса главы государства, как  гаранта Конституции. Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом, президентом и правительством, и созданием при президенте специальных органов (администрации, управлении делами, комиссий и т.п.) содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства, гаранта Конституции, например: в реализации его права законодательной инициативе.

      Большое отличие от монархии имеет республика и в сфере образования органов  власти. Республика – это такая  форма правления, при которой  все высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются общенациональным представительным учреждением. История государственно– организованного общества, его народов знает несколько основных разновидностей республиканского правления.

      Афинская демократическая республика (V – IV вв. до н.э.). Ее особенности и значительный демократизм обусловливались социальной структурой афинского общества, характером рабовладения, а также наличием коллективного рабовладения. В республиканский период а Афинах сложилось эффективная система органов власти, имеющая четкую структуру и функции. Система государственных органов состояла из народного собрания, совета пятисот, выборных должностных лиц, суда присяжных, ареопага (высшего судебного и политического органа).

      Высшим  органом государственной власти в Афинах было народное собрание, которому подчинялись все остальные органы и должностные лица. В его работе принимали участие полноправные граждане, достигшие 20 лет. Главной  функцией народного собрания было принятие законов, но и осуществлялась разнообразная административная и судебная деятельность . 

      Народное  собрание объявляло войну и заключало  мир; ведало высшими сношениями; избирало военноначальников (стратегов); ведало религиозными делами, вопросами продовольствия,  конфискацией имущества.

      Высшим  исполнительным органом власти был  совет пятисот. Он формировался из представителей территориальных подразделений  и руководил повседневной практической деятельностью государств. Ареопаг  был чрезвычайно влиятельным  органом государственной власти. Он мог отменять решения народного собрания, контролировать деятельность совета пятисот и должностных лиц. Состоял ареопаг из архонтов (высших должностных лиц) и бывших архонтов, которые назначались пожизненно. Реформы Эфиальта (462 г.) лишили ареопаг высших политических функций, и он превратился в судебный орган.

      Спартанская аристократическая  республика (V-IV вв. до н.э.). Спарта, в отличие от Афин, возглавлявших демократическую часть населения полисов, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть.

      Формально верховная власть принадлежала двум царям, фактически она ограничена в  пользу аристократии. Цари являлись военноначальниками, в военное время им принадлежала судебная власть, ведали делами культа.

      Законодательную власть осуществлял совет старейшин (герусия). Герусия состояла из двух царей и 28 членов совета, избираемых из представителей аристократии пожизненно. Высшую правительственную власть осуществляла коллегия эфоров, ежегодно избираемых из числа заслуженных аристократов. Эфоры осуществляли контроль за деятельностью всех государственных органов и должностных лиц, в том числе и царей. Они рассматривали важнейшие гражданские и уголовные дела, решали вопросы внешней политики, осуществляли набор войска.

      Римская аристократическая республика (V-II вв. до н.э.). Верховной властью в республиканском Риме был сенат. Члены сената назначались особо уполномоченными лицами (цензорами), которые в свою очередь назначались народным собранием. Все вопросы, решающиеся в местных органах власти (центуриях), предварительно обсуждались в сенате. Прерогативой сената являлось  установление диктатуры, после чего все должностные лица республики переходили в подчинение диктатора, срок полномочий ограничен шестью месяцами. Сенат обладал и другими важными полномочиями: он распоряжался казной и государственным имуществом, решал вопросы войны и мира, назначал командующих войсками и судебные коллегии. Народное собрание, а позже народный трибунат, делали все возможное для охраны граждан от злоупотребления властей.

      Заслуга римской государственности состоит  в том, что она оказала большое  влияние на характер и структуру  государственной власти ряда стран  более поздних цивилизаций. Но в  большей мере были восприняты положения  римского права. Римские юристы впервые сформировали важнейший правовой институт цивилизованного общества – право собственности. Они подразделяют систему права на две части: право частное и право публичное.

      Города  – республики (феодальные республики). Возникает наряду с феодальными монархиями. Феодальные республики складываются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, за которыми признавалось право выбирать собственные органы управления, издавать законы, осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной власти (сеньору) город был обязан вносить определенные взносы, выделять граждан для военной службы.

      Ярко  выраженными городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя –  в Италии, Новгород и Псков. Вольные  города складывались и в Германии, Англии, где основную роль играли купцы и ремесленники.

      Наиболее  существенной чертой многих городов–республик  было признание свободы граждан  и свободы рыночных отношений.

      Республиканская форма правления в окончательном  виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты. Все больше наполнялась демократическим содержанием.  Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на: парламентские и  президентские

      Парламентарная  республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит Парламенту22

        В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед Парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов Парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска Парламента и назначения досрочных парламентских выборов. 

        Как правило, глава государства в подобных республиках избирается Парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение Парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии например президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается федеральным собранием, состоящим из членом бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

Информация о работе Формы государственного режима