Формы государственного режима

Автор работы: o*****@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 07:11, курсовая работа

Описание

Цели, поставленные в этой работе, очень скромны: изучить более досконально одну из тем теории государства и права - “формы государства” Рассматриваемый вопрос вероятно не самый интересный и актуальный из предложенных к написанию, учитывая уже принятую Конституцию Российской Федерации, но к сожалению действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Неурегулированность отношений с Чечней, сложное положение в Абхазии и Приднестровье - это боль и страдание живых людей, проблемы требующие справедливого и разумного разрешения. Так что - за работу!

Содержание

Введение 3
1. Типология государств: основания, различные подходы, современный взгляд на проблему. 5
2. Понятие формы государства 13
3. Формы правления 17
4.Формы национально-государственного и административно-территориального устройства 29
5. Формы государственного режима 38
Заключение 45
48
Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 285.50 Кб (Скачать документ)

   Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и так далее.

    Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед Парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

   Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру  высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 года), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

     Президентская республика – одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства23.

     Наиболее  характерные черты президентской  республики:

  • внепарламентский метод избрания президента и формирования  правительства;
  • ответственность правительства перед президентом, а не перед Парламентом;
  • более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

           Классической президентской республикой  являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с Конституцией США, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит Парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов)  -  через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в Парламенте (Конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.

        Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.

          Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска Парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

          В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

        В странах Латинской Америки часто встречаются “супер-президентские республики”. Эта форма правления  -  практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.

      Поскольку в современном цивилизованном обществе принципиальных различий между парламентской и президентской формами правления не существует. Их сближают общие задачи и цели. Их общие и отличительные черты можно отобразить в одной сводной таблице24.

     Социалистическая республика – особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма. Должна была стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией.

     Теоретические основы будущей социалистической республики были заложены в трудах К.Маркса и  Ф.Энгельса. дальнейшее развитие эта  теория получила в работах В.И.Ленина и была применена на практике в  условиях России.

      Основные особенности:

  • Ведущая роль принадлежит представительным органам, которые составляют основу аппарата государственной власти;
  • Социалистическая республика должна сочетать политическое, хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволило бы государственной власти суверенно распоряжаться общественными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ;
  • Высшие и местные органы власти объединяются в единую представительскую систему, основанную на принципе демократического централизма;
  • В условиях социалистического государственного правления законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений;
  • Социалистическая республиканская форма правления предполагает подотчетность и подконтрольность исполнительно–распорядительных органов органам законодательной власти;
  • Социалистическая республика создает необходимые условия и предпосылки для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни.

Различают три разновидности социалистической формы государственного правления: Парижскую коммуну, Советскую республику и народно-демократическую (народную) республику, которые изначально выступают  как государственная форма диктатуры пролетариата.

      Парижская коммуна считается исторически первой формой диктатуры пролетариата. Во-первых, Парижская коммуна реализовала принцип всеобщего и равного избирательного права. Во-вторых, коммуна полностью разрушила старый государственный аппарат, заменив его новым. Высшим органом власти являлся совет коммуны. Он избирал десять комиссий, через которые коммуна осуществляла высшие законодательные, исполнительные и судебные функции. В-третьих, подобная структура государственной власти в коммуне полностью отвергала буржуазный парламентаризм и связанную с ним теорию разделения властей.

   Республика  Советов – возникла в новых исторических условиях в России. В республике Советов В.И.Ленин видит однотипную с Парижской коммуной форму организации власти и выделяет следующие ее признаки:

  • Слом старого буржуазного государственного аппарата и образование таких органов власти, которые бы обеспечивали защиту завоеваний революции вооруженной силой рабочих и крестьян.
  • Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством, превращения Советов в политическую основу государственного строя, совмещения в них функций законодательного и исполнительного органа.
  • Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса, которая определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства.

   Народно – демократическая  республика – возникает после второй мировой войны. По структуре и характеру она мало, чем отличается от советской формы правления.

Советская и народно–демократическая формы  правления полностью отрицали прогрессивные  стороны парламентаризма и принцип  разделения власти. Важнейшим фактором, который обусловливал специфику  данной конкретной формы государства  любого типа, считалось соотношение классовых сил, борьбы классов..

     В условиях военных режимов создается  президентско-милитарная республика. Это хотя и временная, но не такая  уж редкая форма. В отдельных странах  такая форма правления существовала на протяжении более 10 лет (Алжир, Нигерия и др.). Президентско-милитарная республика опирается на армию, образующую единую систему органов управления сверху донизу.

      В связи со все более явственно  проявляющимся процессом всеобщей демократизации в последнее десятилетие  практически исчезли монократические (президентско-монистические), социалистические и народно-демократические республики, значительные изменения в сторону демократизации формы правления происходят и в странах Латинской Америки.

      Проблема  формы правления – это, прежде всего, проблема признания или непризнания разделения властей, способов формирования и соотношения органов законодательной и исполнительной власти, проблема их ответственности перед народом.

      В последние годы происходят изменения  в теоретическом понимании формы  правления, поскольку появляются такие модели организации высших органов государственной власти, которые не представляются возможными с полной уверенностью отнести к той или иной группе в соответствии с традиционными классификациями. 
 
 
 
 
 
 

    4. Формы национально-государственного

    и административно-территориального устройства (Приложение № 4) 

          Форма государственного устройства - национальное и администpативно-теppитоpиальное  строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между  его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти25. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:

    -из  каких частей состоит внутренняя  структура государства;

    -каково  правовое положение этих частей  и каковы взаимоотношения их  органов;

    -как  строятся отношения между центральными  и местными государственными органами;

    -в  какой государственной форме  выражаются интересы каждой нации,  проживающей на территории данного  государства. 

    По  форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Hа сегодняшний  день выработаны лишь две формы  организации многонациональных  государств - унитарная и федеративная. Пpи унитаризме все решения,  как внyтpегосyдаpственной, так и  во внешней сфере являются  пpеpегатива одной единой, центральной власти.

    Федеpализм  пpедполагает тy или инyю степень самостоятельности национальных обpазований, входящих в состав единого госyдаpства.

      Что же касается конфедеpации, то pечь в этом слyчае идет  лишь о межгосyдаpственных обpазованиях.  Иными словами, это союз госyдаpств, объединившихся с опpеделенными целями и для pешения определенных задач, но сохранившие полную независимость. Hельзя отрицать, что участники конфедеpации делегировали часть своих прав конфедеративной власти, но pешения этой власти могут вступить в силу лишь с одобрения всех членов конфедеpации.

      С самого начала, когда вопросы  госyдаpственного yстpойства попали  в поле зpения Маркса и Энгельса, они считали, что  унитарное  государство имеет преимущество  перед федеративным. Более высокая  обобщенность труда, более тесные связи междy трудящимися должны были, по их мнению, способствовать активизации революционного процесса, чего нельзя было достичь при федеративных началах. Однако такая посылка оказалась справедливой для таких стран, как, скажем, Германия, Франция, стран в национальном отношении практически однородных, где не было и не могло быть сколько-нибyдь серьезных межнациональных конфликтов. Когда же они обратили свои взоры к Великобритании, то увидели, что под британскими колониями существуют четыре разных наpода: английский, шотландский, ландский, валиийский и что если государство там станет унитарным, то неизбежно размежевание не по классовым, а по национальным признакам. То есть, английский рабочий объединится с английским буржуа, шотландский с шотландским и так далее.  Для того, чтобы избежать этого, утверждали Маркс и Энгельс, Британии необходима федеральная форма государственности, которая обеспечит равноправие различных народов, снимет национальный вопрос и станет средством консолидации  различных национальностей. По прошествии многих лет мы видим, что-то, что открыли основоположники научного коммунизма и нарекли исключением, оказалось гениальной догадкой в отношении государств со сложным многонациональным характером развития, пример тому - образование СССР, а впоследствии Социалистической федеративной республики Югославии, Чехословацкой Социалистической Республики.

Информация о работе Формы государственного режима