Бюджетное стройство и бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 20:24, реферат

Описание

4.1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета

4.2. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

4.3Сущность финансово-бюджетного федерализма и роль бюджета

Работа состоит из  1 файл

лекция 4.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

      Схема бюджетной системы Российской Федерации  приведена на рис. 4.1.

      Бюджеты, входящие в бюджетную систему  Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

      Кроме федерального и территориальных  бюджетов (бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов), в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от бюджетных. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, в настоящее время имеется тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет. Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджетного Федерального дорожного фонда РФ. Принципы функционирования бюджетной системы РФ. В основе функционирования бюджетной системы Российской Федерации лежат следующие основополагающие принципы:

      1) единство бюджетной системы;

      2) разграничение доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы;

      3) самостоятельность бюджетов разных  уровней;

      4) полнота отражения доходов и  расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

      5) сбалансированность бюджета;

      6) эффективность и экономность  использования бюджетных средств; 

      7) общее покрытие расходов бюджета;

      8) гласность; 

      9) достоверность бюджета;

      10) адресность и целевой характер  использования бюджетных средств.

      1. Единство бюджетной системы —  это единство правовой базы, денежной  системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

      2. Разграничение доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы  Российской Федерации означает  закрепление (полностью или частично) соответствующих видов доходов  и полномочий по осуществлению  расходов за органами власти  Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

      3. Самостоятельность, важнейший принцип  всех бюджетов, означающий:

      право законодательных (представительных) органов  государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

      наличие собственных источников доходов  бюджетов каждого 
уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, 
полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

      право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

      право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

      недопустимость  изъятия доходов, дополнительно  полученных 
в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения 
доходами расходов бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

      4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

      5. Сбалансированность бюджета — объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

      6. Для достижения эффективности и экономности использования 
бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием 
определенного бюджетом объема средств.

      7. Общее покрытие расходов — все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

      8. Гласность предполагает:

      обязательное  опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

      обязательную  открытость для общества и средств  массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

      9. Достоверность бюджета — это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

      10. Адресность и целевой характер бюджетных средств означает, 
что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных  
получателей бюджетных средств с обозначением направления их на 
финансирование конкретных целей.
 

      4.3. Консолидированный бюджет Российской  Федерации 

      В связи с упразднением государственного бюджета Российской Федерации, в  который входили все звенья бюджетной  системы России, в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. включено понятие консолидированного бюджета.

      В ст. 8 этого Закона отмечается, что  единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством  бюджетной классификации и документации, но и представлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов. В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также говорится об обязанности Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

      Консолидированный бюджет Российской Федерации (см. рис. 4.1) включает федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты субъектов  Российской Федерации. В свою очередь, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты.

      Следовательно, консолидированный бюджет Российской Феде- 
рации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. 

      Консолидированный бюджет как статистический свод показателей. Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты в первую очередь представляют собой статистический свод бюджетных показателей, характеризующий агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.

      Показатели  консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.

      Важна роль показателей консолидированных  бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного  финансового фонда страны, т.е. суммы  всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему. Так, с помощью показателей консолидированного бюджета Российской Федерации определяется степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства.

      Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов.

      В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества.

      Расходная часть сводного финансового баланса  включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, на науку из бюджета, на оборону, на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов, прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др.

      Большую роль играют показатели консолидированных  бюджетов в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом тонировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых лежат показатели консолидированных бюджетов.

      Разработка  экономико-математических моделей прогнозирования бюджетов также базируется на данных консолидированных бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследуются корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.

      Показатели  консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих  различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование и другие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь, среднебюджетные показатели служат критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.

      Консолидированный бюджет РФ 2001 г. Объем консолидированного бюджета Российской Федерации в 2001 г., состав его показателей характеризуются следующими данными (табл. 4.1, 4.2).

      Приведенные данные свидетельствуют, что в бюджетных  доходах Российской Федерации главенствуют налоговые доходы (более 80%). Наиболее весомые доходы бюджета — косвенные  налоги: налог на добавленную стоимость  и акцизы (около 33%). Если к ним  прибавить импортные и экспортные пошлины, то их доля превысит 40%.

      Налоги, связанные с производством (налог  на прибыль, доход, прирост капитала), относительно невелики и составляют примерно 20% всех бюджетных доходов. Даже если к ним прибавить налоги на имущество предприятий, то в совокупности эти доходы составляют примерно 22%.

Информация о работе Бюджетное стройство и бюджетная система