Бюджетная система и бюджетное устройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 22:11, реферат

Описание

Бюджетный процесс РФ,Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов

Работа состоит из  1 файл

Фин.право (5 семинар).docx

— 36.40 Кб (Скачать документ)

     БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ  УСТРОЙСТВО    

       Бюджет - это основной финансовый план государства или органов местного самоуправления, роспись доходов и расходов, облеченная в форму закона.  
     Бюджетное устройство РФ - это организация бюджетной системы и принципы ее построения. В связи с образованием, распределением и использованием посредством государственных и местных бюджетов совокупности денежных фондов в РФ существует целая бюджетная система. Бюджетная система включает в себя органы, обладающие бюджетными полномочиями: финансовые органы; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного (муниципального) финансового контроля.  
    Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Эти нормы являются в бюджетном праве основополагающими, поскольку выражают право государственных и административно-территориальных образований на свой бюджет, уровень самостоятельности в его использовании.  
    Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В соответствии с законодательством РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты.  
     Важнейшими принципами бюджетного устройства РФ являются: 

     • единство (единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в  РФ, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и т.д.);   
• принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельность бюджетов;   
• принцип полноты отражения доходов и расходов - все доходы и расходы бюджетов различных уровней подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме; сбалансированность - в идеале объем предусмотренных расходов должен соответствовать предусмотренным доходам;   
• принцип минимизации дефицита бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств;   
• принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласность; достоверность; адресность и целевой характер бюджетных средств.     

       Бюджет государства и местного самоуправления играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. Под бюджетом государства в России в связи с федеративным устройством понимаются бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации и ему придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона. Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его. На уровне образований местного самоуправления создаются местные бюджеты, обеспечивающие финансовыми ресурсами выполнение ими своих задач и функций.  
     Роль бюджета состоит в том, что он создает финансовую основу, необходимую дли деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.    
    Бюджетные средства предназначены для: 

     1) функционирования органов государственного  управления;   
2) осуществления международной деятельности государства, в том числе международных договоров, возврата и предоставления кредитов, выполнения международных обязательств по охране окружающей природной среды, культурных и информационных связей;   
3) национальной обороны;   
4) правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства;   
5) функционирования федеральной судебной системы;   
6) фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу;   
7) развития промышленности, энергетики и строительства;   
8) развития сельского хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, информатики, рыночной инфраструктуры;   
9) предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;   
10) развития образования, культуры, искусства и средств массовой информации, здравоохранения;   
11) осуществления социальной политики и т. д.      

       Вся финансовая система государства  функционирует в непосредственной  взаимосвязи с бюджетом. Бюджет  определяет, на решение каких  задач направлено внимание государства  в определенный промежуток времени.  Именно бюджетом определяется  экономическая политика страны.

     Бюджетный процесс РФ

     Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

     В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:

     - финансовые органы (Министерство  финансов, Федеральное казначейство, Налоговая инспекция и др.);

     - органы денежно-кредитного регулирования  (Банк России); 
- органы государственного (муниципального) контроля.

     Каждый  орган имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия.

     Участники бюджетного процесса:

     - Президент РФ, Государственная дума, Совет Федерации, Правительство  РФ; 
- органы законодательной (представительной) власти; 
- органы исполнительной власти;
 
- органы денежно-кредитного регулирования

- органы государственного и муниципального финансового контроля; 
- органы государственных внебюджетных фондов; 
- главные распорядители и распорядители бюджетных средств; 
- иные органы (бюджетные учреждения, получатели бюджетных средств).

     Органы  представительной власти рассматривают, утверждают и контролируют исполнение федерального бюджета.

     Органы  исполнительной власти составляют и  исполняют бюджеты, представляют отчеты об их исполнении.

     Банк  России разрабатывает основные направления  денежно-кредитной политики, обслуживает  счета бюджетов, выполняет функции  генерального агента по государственным  ценным бумагам.

     Органы  государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных  внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.

     Главный распорядитель бюджетных средств  распределяет бюджетные средства по получателям и распорядителям, утверждает сметы доходов и расходов, составляет бюджетную роспись (документ о поквартальном распределении доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств), контролирует целевое использование бюджетных средств, их возврат, представляет сводный отчет об исполнении бюджета, выступает в суде от имени казны РФ.

     Распорядитель бюджетных средств распределяет средства по подведомственным получателям, составляет бюджетную роспись, утверждает сметы доходов и расходов бюджетных  учреждений, контролирует использование  бюджетных средств.

     Рассмотрим  сущность бюджетного процесса на примере  федерального бюджета. Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Составление проекта бюджета основывается:

     - на бюджетном послании Президента  РФ; 
- прогнозе социально-экономического развития на очередной финансовый год; 
- основных направлениях бюджетной и налоговой политики; 
- прогнозе сводного финансового баланса; 
- плане развития государственного или муниципального сектора экономики.

     Одновременно  с проектом бюджета составляется перспективный финансовый план на три  года, который законодательно не утверждается. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному собранию РФ не позднее  марта года, предшествующего очередному финансовому году. В бюджетном  послании определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год. Прогноз  социально-экономического развития разрабатывается  на основе данных о социально-экономическом  развитии за последний финансовый год  и прогноза на планируемый финансовый год. Баланс финансовых ресурсов - это  баланс всех доходов и расходов. Он составляется на основе отчетного  баланса за предыдущий год и прогноза на следующий год. План развития государственного или муниципального сектора экономики включает в себя перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий, государственных или муниципальных унитарных предприятий; программу приватизации государственного или муниципального имущества, сведения о предельной платной численности государственных или муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств; план предоставления услуг бюджетными учреждениями.

     Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета  являются объем и темп роста ВВП, а также уровень инфляции в очередном финансовом году.

     Первый  этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год; разработка Министерством финансов РФ основных характеристик федерального бюджета и распределение расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов. Одновременно Правительство РФ рассматривает предложения об увеличении МРОТ и минимального размера государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы. Министерство финансов направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств из бюджета, уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год.

     Второй  этап формирования бюджета - распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетных средств в соответствии с функциональной, ведомственной и экономической классификациями расходов. Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета. Несогласованные вопросы рассматриваются межведомственной правительственной комиссией.

     Разработка  и согласование показателей проекта  бюджета завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего финансовому  году. С 15 июля по 15 августа Правительство  РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ, проект федерального бюджета  и проекты государственных внебюджетных фондов, а также другие документы, утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для  внесения его в Государственную  думу.

     Проект  закона о бюджете содержит основные характеристики бюджета: общий объем  доходов и расходов, дефицит бюджета; доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям; нормативы отчислений от доходов в пользу бюджетов других уровней; расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации; общий объем капитальных и  текущих расходов бюджета; доходы и  расходы целевых бюджетных фондов; объемы финансовой помощи бюджетам других уровней; распределение бюджетных средств по главным распорядителям бюджетных средств и другие показатели.

     В составе расходов указываются лимиты предоставления инвестиционных налоговых  кредитов.

     В проекте закона о бюджете должны быть даны следующие характеристики государственного долга:

     - источники финансирования дефицита  бюджета за счет государственных  или муниципальных внутренних  и внешних заимствований; 
- верхний предел внутреннего и внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за финансовым годом; 
- предел предоставления государственных гарантий третьим лицам на привлечение внутренних и внешних заимствований; 
- предел государственных внешних заимствований; 
- объемы и перечень государственных внешних заимствований; 
- пределы предоставления государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам, международным организациям.

     Проект  бюджета и другие документы вносятся на рассмотрение законодательного органа РФ, субъекта РФ, местного самоуправления. Одновременно с проектом закона о  бюджете рассматриваются проекты  законов о бюджетах государственных  внебюджетных фондов. Эти законы должны быть утверждены до начала финансового  года. Если закон о бюджете не вступил в силу с начала финансового  года, то вводится временное управление бюджетом.

Информация о работе Бюджетная система и бюджетное устройство