Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:11, реферат

Описание

Российский оборонно-промышленный комплекс (ОПК), являясь наиболее технологичным в национальной экономике, и в то же время определяющим оборонный потенциал государства, до сих пор находится в кризисном состоянии, за исключением некоторых положительных тенденций, относящихся главным образом к авиастроительной и судостроительным отраслям.

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная система РФ.docx

— 22.99 Кб (Скачать документ)

Российский  оборонно-промышленный комплекс (ОПК), являясь наиболее технологичным  в национальной экономике, и в  то же время определяющим оборонный  потенциал государства, до сих пор  находится в кризисном состоянии, за исключением некоторых положительных  тенденций, относящихся главным  образом к авиастроительной и  судостроительным отраслям.

В результате глубокого системного кризиса, развивавшегося в России в ходе реформ в 1990-е годы, страна была отброшена назад на многие годы и даже десятилетия. Объем промышленного  производства сократился в вдвое, инвестиций в производство - в шесть раз, износ  основных фондов достиг 60-70%, а в ряде инвестиционных отраслей экономики, например в нефтехимии и энергомашиностроении – 80%.

Еще более  тяжелая ситуация сложилась в  секторе высоких технологий, куда входит и оборонно-промышленный комплекс (ОПК). Падение производства и станкостроении составило 85-95% уровня 1991 года, а выпуск наиболее производительных видов оборудования – более чем на 95%. За годы реформ станкостроительная промышленность сократила  производство продукции в 12 раз, хотя эта продукция имеет ключевое значение как для инвестиционного  процесса и создания новых рабочих  мест, так и для технологической  модернизации народного хозяйства, необходимой для кардинального  повышения конкурентоспособности  отечественной экономики. Несмотря на рост ВВП, в области машиностроения и в секторе высоких технологий преобладают все еще негативные тенденции. В 2005 году производство металлорежущих станков составило 4,8 тыс. ед., или 7,1% уровня 1991 года, кузнечно-прессовых  машин – 1,5 тыс. ед. (6,3%) .

Будучи одной  из ведущих металлургических держав, Россия производит теперь металлообрабатывающего оборудования в 82 раза меньше, чем в  Японии, Германии – в 50 раз и Китае – в 31 раз. Бывшая когда-то второй в мире, великая авиационная держава выпускает в год лишь 13 гражданских самолетов, покупая в то же время десятки «Боингов» и «Эйрбасов». Военная авиация пока выживает за счет поставок за границу. Сворачивается отечественное автомобилестроение. Как свидетельствуют видные специалисты и организаторы станкостроительной и инструментальной промышленности страны, разрушение уникальных высокотехнологических предприятий, в том числе оборонно-промышленного комплекса, продолжается до сих пор.

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) в структуре любой  экономической системы имеет  свою специфику, отличающую его от других секторов экономики. В то же время, строгого определения понятия "оборонно-промышленный комплекс" не дает ни один из современных  экономических словарей. С экономических  позиций функционирование предприятий  и организаций ОПК обусловлено  целым рядом специфических особенностей, отличающих их от традиционных товаропроизводителей, действующих в рыночной среде. В  их числе:

  • особые требования к качеству производимой продукции, которые могут как существенно превосходить, так и значительно уступать (например, по расчетному времени эксплуатации в боевых условиях) аналогичным стандартам, определяющим качество гражданской продукции;
  • монополия заказчика, обусловленная преобладанием государственного заказа на создание и производство вооружений над инициативными работами предприятий ОПК;
  • наукоемкость и высокотехнологичность разработки и производства подавляющего большинства современных видов вооружений;
  • долгосрочность и капиталоемкость большинства инвестиционных проектов, реализуемых предприятиями ОВПК;
  • наличие избыточных (мобилизационных) мощностей;
  • высокий уровень специализации и монополизации производителей, обусловливающий, как правило, затратный способ формирования цен на производимую продукцию;
  • меньшая, по сравнению с гражданским производством, скорость обновления образцов выпускаемой продукции, не связанная с необходимостью удовлетворения потребностей рынка;
  • особые информационные условия функционирования предприятий, обусловленные требованиями секретности, ограничивающие кооперацию и передачу технологий.

На сегодняшний  момент структура отечественной  оборонной промышленности в значительной мере остается той, которая имела  место в СССР, за исключением фрагментов, дислоцированных на территории других стран - членов СНГ. Многие производства избыточны по сравнению с реальными  военно-экономическими потребностями, некоторые сравнительно слабы и  отстают от современного научно-технического уровня, что отрицательно сказывается  на тактико-технических характеристиках  многих видов оружия и боевой техники. Господствует жесткая специализация  предприятий - естественных монополистов с привязкой их к этапам и стадиям  жизненного цикла: НИИ, ОКБ и серийные предприятия - изготовители комплектующих  и финальных изделий. Вместе с  тем, в последние годы имело место  фрагментарное объединение профильно-традиционных кооперативных пар ОКБ - серийное предприятие (образование своего рода НПО), находящееся в разной степени  завершенности. В отдельных случаях  наметилась межотраслевая кооперация предприятий.

Территориально  рассредоточены предприятия по всей России и с точки зрения транспортной составляющей кооперационных связей расположены, как правило, некомпактно и нерационально  в отношении транспортных издержек, а кооперационная система предприятий  практически замкнута в пределах пространства бывшего СССР.

Мощности  предприятий сильно завышены по отношению  к ожидаемому в обозримой перспективе  спросу на их продукцию. Во многих случаях  они неперепрофилируемы, значительная часть их находится в предбанкротном состоянии. Многие предприятия, как  отмечалось выше, являются градообразующими, занятые на них работники практически  немобильны, что требует учета  социальных ограничений в процессе осуществления реструктуризации.

Сложившаяся на сегодня структура собственности  ОПК включает в свой состав следующие  типы предприятий:

  • государственные научно-производственные центры и объединения;
  • государственные казенные предприятия, не подлежащие акционированию и приватизации;
  • акционерные общества, в которых государству принадлежит 100% акций (АО со 100-процентным государственным участием);
  • акционерные общества с временно закрепленным (как правило, сроком на три года) в государственном владении контрольным (или близким к контрольному) пакетом акций или принадлежащей ему "золотой акцией", дающей право на принципиальные управленческие решения;
  • холдинговые образования с различной долей государственного участия в материнской компании и дочерних структурах;
  • полностью приватизированные предприятия в форме акционерных обществ открытого типа, в том числе различные виды интегрированных структур.

Таким образом, в целом сложившаяся структура  отечественной оборонной промышленности в экономическом отношении малоэффективна, ей свойственны чрезмерное ресурсопотребление, избыточность производственных мощностей  и кадрового потенциала, организационная  разобщенность исследовательских, проектных и производственных структур, естественная монополизированность и  крайне низкая диверсифицированность, что делает ее неустойчивой по отношению  к колебаниям спроса. Ее хроническими болезнями являются избыточность и  затратность административно-управленческого  персонала, неэффективность систем внутреннего управления, замкнутость  и изолированность по отношению  к мировой системе кооперации.

В 2010 году расходы  на ОПК составили 1 трлн. 953 млрд. рублей, или 19% всех расходов государственного бюджета.

24 февраля  2011 года первый заместитель министра  обороны России Владимир Поповкин  заявил журналистам, что министерство  приступило к реализации госпрограммы  вооружений на 2011-2020 годы, подписанной  Президентом России Дмитрием Медведевым 31 декабря 2010 года.

Объём финансирования составит 22-22,5 трлн. Рублей, при этом 19 трлн. Поступит непосредственно в  Минобороны.

Точные и  полные цифры по объёмам и номенклатуре закупок не обнародованы, имеется  лишь отрывочная информация. По словам первого заместителя председателя комиссии по контролю выполнения госпрограммы, генерал-полковника Владислава Путилина, в рамках Государственной программы вооружений предусматривается комплексное оснащение около 200 соединений и частей, планируется закупка более 3 тысяч и проведение модернизации и специального ремонта около 5 тысяч единиц вооружения, военной и специальной техники.

К 2020 году в Силах общего назначения новыми и модернизированными образцами будут оснащены 40 танковых батальонов (1400 танков), из которых 22 батальона — новыми танками, 97 мотострелковых и 50 десантных батальонов (4109 БМП и БМД, 3008 БТР всех типов), пять ракетных бригад (60 ракетных комплексов Искандер), 9 зенитно-ракетных частей (18 дивизионов зенитно-ракетного комплекса С-400), два реактивных полка — модернизированными реактивными системами залпового огня «Ураган-1М». Будет закуплено 116 тыс. автомобилей. Планируется закупка средств связи общего назначения для оснащения 123 соединений и частей, а также комплектов средств связи 3 армий.

В войска будут  поставлены 116 новых и 408 модернизированных  авиационных комплексов фронтовой  авиации, 156 новых и 372 модернизированных  боевых вертолётов, 34 новых и 159 модернизированных  комплексов дальней авиации. Предусмотрена  поставка около ста боевых самолетов  марки «Су» и модернизация большой партии самолётов, находящихся на вооружении ВВС, в частности, ремоторизация 14 Ил-76МД под двигатели ПС-90. Планируется иметь в составе ВВС 50 стратегических ракетоносцев (Ту-160, Ту-95МС). Более 60 млрд. рублей выделено Госпрограммой на разработку и производство перспективных авиационных средств поражения. Основные усилия будут сосредоточены на разработке электронной компонентной базы, двигателей для ракет, создании матричных оптико-электронных систем наведения, многорежимных головок самонаведения и других средств авиационного вооружения. В ГПВ-2020 также включена разработка поисково-спасательного самолёта А-42.  Так же из ГПВ финансируется разработка ПАК ФА и ПАК ДА. В боевой состав Военно-морского флота войдут 2 многоцелевые атомные подводные лодки, 5 дизельных подводных лодок (3 проекта 636.3 и 2 проекта 677), 12 боевых надводных кораблей (в основном Фрегаты и Корветы) и 8 боевых катеров различных проектов. Планируется развернуть серийное производство и планово ввести в состав ВМФ до 2020 года 5-8 атомных подводных лодок проекта 955/955А. Выделены средства на разработку перспективного эсминца.

Средства, выделяемые в ГПВ, учитываются в ежегодном  бюджете в подразделе, в котором  выделяются средства на оснащение ВС и других компонент военной организации  государства (МВД, включая ВВ, ФСБ, включая  пограничную службу и другие силовые  структуры). Эти средства состоят  из расходов на НИОКР, ремонт имеющейся и закупки новой техники. С 1 января 2008 года единым заказчиком всех вооружений и военной техники для силовых структур является созданное на базе нынешней службы единого заказчика Минобороны Агентство по закупкам вооружений, состоящее из гражданских специалистов. Контроль над выполнением закупок возложен на ныне действующую Федеральную службу гособоронзаказа (Рособоронзаказ).

К 2020 году планируется довести количество соединений и частей постоянной боевой готовности до 600. Госпрограмма рассчитана на доведение доли новой техники, принятой на вооружение России, до 70-80%. Сейчас этот показатель составляет около 10%.

Информация о работе Бюджетная система РФ