Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 08:01, лекция

Описание

Бюджетное устройство России
Понятие, виды и функции бюджетов
Понятие и виды внебюджетных фондов, целевых бюджетных и резервных фондов
Особенности бюджетной системы России

Работа состоит из  1 файл

БС РФ_Л.doc

— 592.50 Кб (Скачать документ)

      В соответствии с БК РФ (ст. 79) расходы  на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии их включения в целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти или местного самоуправления. Если инвестиционный объект предусматривает расходы в сумме более 200 000 минимальных размеров оплаты труда, они подлежат рассмотрению и утверждению в том же порядке, что и федеральные целевые программы.

      Бюджетные кредиты могут быть использованы для финансирования не только государственных предприятий и учреждений, но и негосударственных субъектов экономики. Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным и муниципальным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных соответствующим бюджетом.

      Бюджетный кредит так же может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся  государственным или муниципальным  унитарным предприятием, на основании  договора, заключенного на основании действующего законодательства и при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита. Способом обеспечения исполнения обязательств по возврату кредита являются банковские гарантии, поручительства, залог имущества в различном виде.

      Обязательным  условием предоставления кредита является предварительная проверка финансового состояния получателя. Уполномоченные государственные органы проводят проверку целевого использования выделенных средств. Они также имеют право проверять деятельность заемщика в любое время действия кредита.

      При утверждении бюджета на очередной  год в нем указываются цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты выделяемых средств на год и более длительный срок, а также ограничения по субъектам их использования. Когда органами исполнительной власти составляется отчет об исполнении бюджета, к нему прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов. Для упорядочения процедуры кредитования государством ведутся реестры предоставленных кредитов по их получателям.

      Возврат предоставленных юридическим лицам  бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ТЕМА  8

      Организация бюджетного процесса 

      План  Лекции

1. Бюджетный процесс и его участники

2. Экономико-правовые  документы как основа проекта  бюджета

3. Прогноз  социально-экономического развития  территорий

4. Перспективный  финансовый план

5. Порядок  составления проекта бюджета

6. Бюджетное  планирование и его структура

7. Методы  бюджетирования

8. Процедура  рассмотрения бюджета

9. Общие принципы исполнения бюджета

10. Бюджетная роспись

11. Казначейское исполнение бюджета

12. Кассовое исполнение бюджетов

13. Корректировка бюджета в процессе его исполнения

14. Завершение исполнения бюджета

15. Отчет  об исполнении бюджета 

      1. Бюджетный процесс  и его участники

      Бюджетный процесс подразумевает определенный порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов, обладающих бюджетными полномочиями. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) контроля.

      Участники бюджетного процесса:

  1. Президент РФ;
  2. органы законодательной (представительной) власти;
  3. органы исполнительной власти;
  4. органы кредитно-денежного регулирования;
  5. органы государственного и муниципального финансового контроля;
  6. государственные внебюджетные фонды;
  7. главные распорядители и распорядители бюджетных средств (министерства и ведомства);
  8. бюджетополучатели (государственные учреждения, унитарные предприятия, физические лица и т.д.);
  9. иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные бюджетные полномочия.

      Особыми бюджетными полномочиями наделено Министерство финансов РФ, так как оно составляет проект бюджета и представляет его в Государственную Думу, составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета, разрабатывает проект консолидированного бюджета РФ и др. (ст. 165 БК РФ).

      Ответственность за правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами, а также контроль над бюджетными доходами и расходами возложены на Федеральное казначейство.

      Особая  роль в бюджетном процессе принадлежит Центральному банку РФ, который совместно с Правительством РФ разрабатывает основные направления кредитно-денежной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по ценным бумагам РФ.

      Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. 

      2. Экономико-правовые  документы как  основа проекта  бюджета

      Составление проекта бюджета является первой стадией бюджетного процесса. Подготовке проекта бюджета предшествует анализ экономической ситуации в стране, оценка итогов социально-экономического развития за предыдущий период, планирование возможных изменений ситуации в следующем году.

      Составление проекта бюджета - исключительное право Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

      Составление проекта бюджета  основывается на:

  • Бюджетном послании Президента РФ;
  • прогнозе социально-экономического развития территорий на очередной финансовый год;
  • основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
  • прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;
  • плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

      Для составления проекта  бюджета необходима так же информация:

  • о действующем налоговом законодательстве;
  • нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой;
  • нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.
 

      3. Прогноз социально-экономического  развития территорий

      Прогноз социально-экономического развития территорий — документ, который разрабатывается на основе данных социально-экономического развития соответствующей территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территорий до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год.

      В РФ основную роль в подготовке прогноза социально-экономического развития (на федеральном уровне) играет Министерство экономического развития и торговли. При участии других органов исполнительной власти Министерство экономического развития разрабатывает многовариантный прогноз, который впоследствии обсуждается в Правительстве РФ. Наряду с Министерством экономического развития, Министерством финансов свои прогнозы составляет Центральный банк, а также независимые аналитические центры и институты. 

      4. Перспективный финансовый план

      Перспективный финансовый план — документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, ее субъектов и муниципальных образований и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Перспективный финансовый план законодательно не утверждается.

      Перспективный финансовый план составляется на три года, из которых: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются результаты заявленной бюджетной политики на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития. Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

      Бюджет на текущий финансовый год является исходной базой для формирования перспективного финансового плана.

      Перспективный финансовый план разрабатывается исходя из необходимости создания условий для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и федерального бюджета, макроэкономической стабильности, предсказуемости и преемственности бюджетной, налоговой, таможенной, долговой и денежно-кредитной политики, исполнения действующих и принимаемых обязательств Российской Федерации.

      Перспективный финансовый план разрабатывается  в три этапа.

      На  первом этапе разрабатываются и одобряются основные направления налоговой и таможенной политики, основные показатели сводного финансового баланса Российской Федерации, а также сценарные условия, включая основные макроэкономические показатели, параметры и приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

      Сценарные условия содержат ожидаемые в  текущем году и прогнозируемые на плановый период значения следующих показателей:

  • цена на нефть сырую марки «Юралс»;
  • объем, темпы роста и структура используемого и произведенного валового внутреннего продукта;
  • темпы роста базовых отраслей экономики;
  • прогноз инфляции, в том числе прогноз базовой инфляции, прогноз роста цен на товары, прогноз роста цен и тарифов на платные услуги, прогноз цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий;
  • объемы производства продукции (товаров, работ, услуг) по перечню, согласованному с Министерством финансов Российской Федерации, и др.

      На  втором этапе разрабатываются и утверждаются основные показатели перспективного финансового плана, а также основные направления долговой политики. Основные показатели перспективного финансового плана разрабатываются не менее чем в двух вариантах.

      Первый (ожидаемый) вариант основных показателей перспективного финансового плана формируется исходя из сценарных условий при прогнозируемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации уровне цены на нефть.

      Второй (базовый) вариант основных показателей перспективного финансового плана формируется исходя из сценарных условий при базовом уровне цены на нефть.

Информация о работе Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России