Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 08:01, лекция

Описание

Бюджетное устройство России
Понятие, виды и функции бюджетов
Понятие и виды внебюджетных фондов, целевых бюджетных и резервных фондов
Особенности бюджетной системы России

Работа состоит из  1 файл

БС РФ_Л.doc

— 592.50 Кб (Скачать документ)

      12. Кассовое исполнение бюджетов

      Под кассовым исполнением  государственного бюджета понимается совокупность операций, связанных с получением денежных средств в бюджет и их выдачей, а также учетом наличия средств, которые производятся в ходе исполнения бюджета; Все связанные с этим платежи и расчеты осуществляются Центральным банком, его учреждениями и уполномоченными кредитными организациями.

      К функциям учреждений Центрального банка  относятся:

  • принятие и зачисление средств, которые поступают в доходы бюджета;
  • распределение доходов между федеральным и региональными бюджетами, отчисления от доходов в местные бюджеты;

      выдача  бюджетных средств в пределах сумм, имеющихся на соответствующих счетах.

      Учреждения  Центрального банка производят расчетное и кассовое обслуживание бюджетных организаций, они осуществляют контроль при выдаче бюджетных и внебюджетных средств.

      Для учета доходов, поступающих в  бюджет государства, а также распределяемых между бюджетами разных уровней, в учреждениях Центрального банка открываются лицевые счета. На лицевом счете отражается объем средств бюджета, которыми обладает распорядитель либо получатель этих средств. Такие счета создаются отдельно для каждого вида платежа по каждому финансовому органу и каждому учреждению, администрирующему данный вид доходов. 

      13. Корректировка бюджета в процессе его исполнения

      Бюджетное законодательство регулирует процедуру  секвестра бюджета — пропорционального сокращения всех его расходных статей, за исключением защищенных, при резком сокращении фактических доходов относительно запланированного уровня. Защищенные статьи — это статьи расходов, объем финансирования по которым не может быть сокращен в процессе утверждения или исполнения бюджета. Такие расходы возникают в результате принятия законодательных актов, предполагающих осуществление бюджетных расходов, таких как законы о предоставлении льгот или социальных пособий определенным категориям граждан.

      Если  в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления вправе принять решение о введении режима сокращения расходов и ввести указанный режим (при сокращении расходов не более чем на 10 % годовых назначений).

      Если  в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов, которое приводит к сокращению финансирования расходов на более чем 10 % годовых назначений, то изменение бюджетных расходов происходит после принятия соответствующих поправок в закон о бюджете соответствующего уровня в виде закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете на очередной финансовый год. Проект закона о внесении изменений и дополнений в бюджет должен быть принят в течение 15 дней со дня его внесения в законодательный (представительный) орган. Если в указанный срок проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете не был принят, правительство имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета. Такой порядок действует вплоть до принятия указанного закона.

      Помимо  недостаточного поступления доходов  в бюджет, в процессе его исполнения может возникнуть и обратная ситуация, когда фактическая сумма доходов  превышает утвержденную законом о бюджете. Порядок использования дополнительных доходов также регулируется БК РФ ст. 232 и 260. 

      14. Завершение исполнения бюджета

      Завершающим этапом исполнения бюджета являются заключительные обороты, после которых составляется отчет об исполнении бюджета за год. В период заключительных оборотов операции по лицевым счетам с бюджетными средствами осуществляются до определенной даты. В последний их день осуществляется операция по перечислению средств прошлого года.

      Завершение  исполнения бюджета в РФ происходит с завершением финансового года 31 декабря. Лимиты бюджетных средств прекращают свое действие 31 декабря. Чтобы обеспечить соблюдение установленных сроков, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, а их подтверждение должно быть завершено казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

      Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию  на 31 декабря, зачисляются в тех  же суммах на вновь открываемые бюджетными учреждениями лицевые счета.

      После того, как все операции по принятым денежным обязательствам завершены, остаток средств на едином бюджетном счете учитывается в доходах бюджета следующего финансового года. 

      15. Отчет об исполнении бюджета

      Завершающей стадией бюджетного процесса является составление отчета об исполнении бюджета, его рассмотрение и утверждение законодателями. В конце каждого года министр финансов издает распоряжение, в соответствии с которым начинается подготовка отчета об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Отчет составляется казначейством в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении закона о бюджете. Исходными данными для него служат отчеты главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

      Бюджетные учреждения в отчетах отражают степень  выполнения задания по предоставлению государственных и муниципальных услуг, данные о доходах от этих услуг. Получатели бюджетных средств, предоставленных в форме субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, готовят отчеты по расходам указанных бюджетных средств. Государственные заказчики готовят отчет об использовании средств федерального бюджета, выделенных им по государственным заказам. Федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.

      Отчет об исполнении федерального бюджета  за истекший год утверждается в форме закона. Для этого он должен быть представлен Правительством в Государственную Думу не позднее 1 июня следующего года. В этот же срок законопроект должен быть направлен в Счетную палату для подготовки заключения. Одновременно с ним в Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.

      Отчет об исполнении федерального бюджета составляется в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при составлении и утверждении закона о бюджете в отчетном году.

      Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении бюджета в течение 4,5 месяцев после представления Правительством РФ указанного отчета в Государственную Думу. Итогом работы Счетной палаты является заключение по отчету Правительства об исполнении федерального бюджета, которое включает в себя:

      1) заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов и каждому главному распорядителю, в котором отражаются суммы расходов по целевому назначению и факты нецелевого использования средств. Если часть средств была израсходована нецелевым образом, в заключении указывается, кто из руководителей организации принял такое решение, а также кто из должностных лиц казначейства допустил осуществление платежа;

      2) заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов и каждому главному распорядителю, по которым допущено расходование средств сверх утвержденных ассигнований или сверх бюджетной росписи;

      3) заключение по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных законом о бюджете или бюджетной росписью;

      4) анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов и ссуд; заключения по фактам предоставления кредитов и ссуд с нарушением закона;

      5) анализ предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям; заключения по фактам незаконного их предоставления; расследование случаев, в которых такие обязательства исполнялись за счет средств бюджета;

      6) анализ бюджетных инвестиций и заключенных договоров с точки зрения соблюдения государственных интересов; заключения по фактам незаконного предоставления инвестиций;

      7) анализ выполнения заданий по предоставлению государственных услуг, соблюдения установленных для них нормативов финансовых затрат.

      После того, как заключение Счетной палаты было направлено в Думу, нижняя палата парламента начинает рас сматривать отчет об исполнении федерального бюджета. Продолжительность его рассмотрения определена Бюджетным Кодексом и составляет полтора месяца (ст. 279 БК РФ).

      После рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает решение о его утверждении. Если фактически исполненный бюджет не соответствует принятому закону, и при этом режим сокращения и блокировки расходов не вводился, отчет может быть отклонен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ТЕМА  9

      Сбалансированность  бюджетов. Дефицит.

      План  Лекции

      1. Бюджетный дефицит и причины его возникновения.

      2. Классификация бюджетных дефицитов.

      3. Источники финансированию бюджетных дефицитов.

      4. Виды финансирования бюджетных дефицитов.

      5. Сущность и функции государственного кредита.

      6. Понятие и структура государственного долга: его предельный объем и управление.

      7. Программа государственных заимствований.

      8. Государственные гарантии.

      9. Профицит бюджета и порядок его исполнения. 

      1. Бюджетный дефицит  и причины его  возникновения.

      Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление — профицит бюджета — означает превышение доходов бюджета над расходами. Существует также понятие «первичный профицит», которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

      Бюджетный дефицит может существовать в двух формах: активной, когда дефицит возникает из-за роста бюджетных расходов связанных с развитием экономики, проведением расширенной инвестиционной политики и т.д.,' и в пассивной, когда доходы не покрывают расходы в условиях высокой инфляции. Активная и пассивная формы бюджетного дефицита тесно взаимосвязаны и переходят одна в другую. Например, в условиях кризиса правительство может пойти на увеличение разрыва между доходами и расходами бюджета (либо, увеличивая расходы, либо снижая налоги) в этом случае возникает активная форма дефицита бюджета. Если для финансирования возросших расходов будут привлекаться инфляционные источники (например, денежное финансирование дефицита с ростом государственного долга), то активная форма дефицита перейдет в пассивную форму. В этом случае неизбежным становится углубление кризиса в экономике.

      Бюджетный дефицит является проблемой для  большинства стран мира. Причинами его возникновения могут выступать:

  • рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности;
  • рост государственных расходов и сокращение доходов в период циклического кризиса;
  • чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия и техногенные катастрофы), вызывающие большой рост непредвиденных расходов, на которые не хватает резервных фондов;
  • неэффективность финансовой системы государства;
  • рост социальных программ и увеличение теневого сектора экономики, что снижает налогооблагаемую базу и приводит к сокращению доходов и др.

Информация о работе Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России