Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 08:01, лекция

Описание

Бюджетное устройство России
Понятие, виды и функции бюджетов
Понятие и виды внебюджетных фондов, целевых бюджетных и резервных фондов
Особенности бюджетной системы России

Работа состоит из  1 файл

БС РФ_Л.doc

— 592.50 Кб (Скачать документ)

      Функции государственного кредита:

  1. Образование денежных фондов — привлечение средств в централизованный денежный фонд государства на основе основных принципов кредитования (возвратности, срочности и платности).
  2. Использование денежных фондов - возврат денежных средств, который обеспечивается либо за счет различных доходов бюджета (налоговых или неналоговых), либо за счет рефинансирования.
  3. Контроль — влияние на уровень ликвидности коммерческих банков, объем денежной массы, темпы экономического роста посредством увеличения или уменьшения объемов кредитов и сроков их погашения.

      Государственный кредит оказывает на экономику регулирующее воздействие посредством влияния на общий уровень инвестиций, так как процентные ставки по государственным ценным бумагам лежат в основе системы процентных ставок по банковским кредитам и ценным бумагам юридических лиц.

      Практическим  механизмом воплощения государственного кредита являются государственные займы.

      Классификация государственных  займов:

      По  месту размещения займы могут подразделяться на внутренние и внешние. Внутренние - это обязательства государства перед резидентами, а внешние - перед нерезидентами. Критерий валютирования (в какой валюте выдается заем) так же лежит в основе деления займов на внутренние и внешние, но в последние годы на первое место выходит критерий валютирования. Это обусловлено выходом экономики за национальные границы.

      По  способу обращения займы могут быть рыночными и нерыночными. Рыночные — это займы в ценных бумагах, которые свободно продаются и покупаются на рынке после их первичного размещения. Нерыночные займы - покупаются инвесторами непосредственно у правительства и только ему могут быть проданы.

      По  сроку заимствования средств займы подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

      По  способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов займы могут разделяться на закладные и беззакладные. Закладные займы - это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом (имуществом). Беззакладные займы — это займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственные займы являются беззакладными, так как надежность государственных займов достаточно высока.

      По  уровню эмитента в Российской Федерации займы подразделяются на федеральные региональные и местные (в зависимости от бюджета осуществляющего заем).

      По  форме выплаты дохода государственные займы можно разделить на несколько видов:

  • процентные займы (доход устанавливается в виде фиксированного процента от номинала);
  • дисконтные займы (доход получается за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом, а погашаются они по номинальной стоимости);
  • выигрышные займы (доход устанавливается на основе тиражей выигрыша, поэтому эти займы являются наименее привлекательными);
  • индексационные займы (доход выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости).

      По  принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа, их можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и с правом досрочного погашения.

      По  способу погашения задолженности выделяют займы, подлежащие оплате единовременно и займы, подлежащие оплате частями.

      По  способу определения предлагаемого инвестору дохода займы можно разделить на займы с постоянным фиксированным уровнем дохода и займы с переменным уровнем дохода.

      По  направлениям использования заемных средств займы могут подразделяться на целевые и нецелевые. 

      6. Понятие и структура государственного долга: его предельный объем и управление.

      Долговое  финансирование дефицита в мире распространено очень широко. Под государственным долгом в общем случае понимается величина накопленного бюджетного дефицита, (или аккумулированная сумма бюджетных дефицитов предшествующих лет), которая была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств. Таким образом, государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией (ст. 97 БК РФ).

      Если  бюджет очередного года был исполнен с дефицитом, это означает рост номинальной величины государственного долга. Если размер долга слишком велик, из года в год растут расходы на его обслуживание. В результате дефицит бюджета начинает воспроизводиться, и урезаются другие статьи расходов.

      Структуру государственного долга можно изучать исходя из различных критериев: по видам валют, в которых выражены долговые обязательства; по срочности исполнения обязательств; соотношению явных (безусловных) и неявных (условных) обязательств; а также по видам держателей.

      В России государственный долг может существовать в следующих формах:

      кредитные соглашения и договоры, заключенные  от имени РФ, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; государственные ценные бумаги, выпущенные от имени РФ;

      договоры  и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

      договоры  о предоставлении государственных  гарантий, договоры поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых законов;

      соглашения  и договоры (в том числе международные) о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

      В зависимости от сроков погашения выделяются следующие виды долговых обязательств: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет).

      Сроки погашения определяются конкретными  условиями займа, однако они не могут превышать 30 лет. Для обязательств муниципального образования определен максимальный срок погашения 10 лет.

      В соответствии со ст. 97 БК РФ государственный  долг Российской Федерации обеспечивается всем имуществом, находящимся в федеральной собственности и составляющим государственную казну. Долг субъекта РФ обеспечивается всем находящимся в его собственности имуществом, составляющим казну субъекта Федерации. При этом федеральное Правительство не несет ответственности по обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований, за исключением тех случаев, когда им были предоставлены государственные гарантии. 

      Предельный  объем государственного долга.

      В соответствии со ст. 106 БК РФ законом  о бюджете ежегодно утверждаются предельные объемы государственного внутреннего, внешнего долга и пределы внешних заимствований. Общие требования к предельным объемам внешних заимствований Российской Федерации таковы: заимствование не должно превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. При этом правительство вправе осуществлять займы сверх установленного лимита, если это не приводит к превышению предельной величины долга и позволяет сократить расходы по его обслуживанию в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга).

      Законом субъекта Федерации о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления может быть установлен верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга с указанием точного числа предельного объема обязательств по государственным и муниципальным гарантиям. Максимальный объем долга субъекта Федерации и муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.

      Эмиссию государственных ценных бумаг можно  проводить только в том случае, если законом о бюджете утверждены предельные размеры государственного долга и объема заемных средств, используемых для финансирования бюджетного дефицита.

      Законодательство  не только ограничивает общую величину государственного долга и займов. Отдельные его положения касаются регулирования расходов по обслуживанию долговых обязательств (ст. 111 БК РФ).

      Верхний предел государственного внутреннего  долга Российской Федерации на 1 января 2006 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 995,8 млрд. рублей.

      Верхний предел государственного внешнего долга  Российской Федерации в сумме 106,9 млрд. долларов СТТТА (или 77,9 млрд. евро). 

      Управление  государственным долгом.

      Существование государственного долга подразумевает  необходимость управления им. Под  управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

      В основе управления государственным  долгом лежат следующие принципы:

  • безусловности - обеспечения точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;
  • единства учета - учета в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг;
  • единства долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам РФ и муниципальным образованиям;
  • согласованности - обеспечения максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и заемщика;
  • снижения рисков - выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить риски как кредитора, так и заемщика;
  • оптимальности — создание такой структуры государственных займов, которая обеспечивала бы минимальные затраты и минимальный риск при выполнении обязательств, а также оказывало наименьшее отрицательное воздействие на экономику страны;
  • гласности — предоставление достоверной информации о параметрах займов.

      В соответствии со ст. 101 БК РФ Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ.

      Управление  муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

      Важное  значение для управления государственным  долгом имеет финансовая репутация  страны-заемщика, которая определяется с помощью рейтинга, присваиваемого стране специальными агентствами.

      Управление  государственным долгом осуществляется с помощью различных методов:

  1. рефинансирования государственного долга - погашения основной задолженности и процентов по ней при помощи средств, полученных от размещения новых займов;
  2. новации — соглашения между заемщиком и кредиторами по замене обязательств по указанному кредиту другими обязательствами;
  3. унификации - решения государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;
  4. конверсии — одностороннего изменения доходности займов;
  5. консолидации - изменения условий обращения займов в части срока их погашения;
  6. отсрочки погашения займа — консолидации при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам;
  7. аннулирования государственного долга — отказ государства от обязательств по ранее выпущенным займам.
 

      7. Программа государственных заимствований.

      Для того чтобы обеспечить контроль над  долговой политикой государства, парламент  страны вместе с проектом бюджета рассматривает и утверждает программы государственных внешних и внутренних заимствований. Эти программы оформляются в виде приложений к закону о бюджете.

      Программа государственных внешних заимствований РФ представляет собой перечень внешних заимствований РФ на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них:

      1 - для несвязанных (финансовых) заимствований — источника привлечения, суммы заимствования, срока погашения;

      2 - для целевых иностранных заимствований — конечного получателя, целей заимствования и направлений использования, источника заимствования, суммы заимствования, срока погашения, гарантий третьих лиц по возврату средств, оценки объема использования средств до начала очередного финансового года, прогноза объема использования средств в очередном финансовом году.

Информация о работе Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России