Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 08:01, лекция

Описание

Бюджетное устройство России
Понятие, виды и функции бюджетов
Понятие и виды внебюджетных фондов, целевых бюджетных и резервных фондов
Особенности бюджетной системы России

Работа состоит из  1 файл

БС РФ_Л.doc

— 592.50 Кб (Скачать документ)

      2 - кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, указанные в иностранной валюте;

      3 - прочие источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов;

      4 - исполнение государственных гарантий в иностранной валюте.

      Бюджетная классификация должна отражать содержание бюджетных доходов и расходов, все изменения, происходящие в системе управления государством и в народном хозяйстве, поэтому она постоянно дополняется и изменяется. Так, например, в связи с реформацией административного управления, упразднением ряда министерств и ведомств, образованием новых структур будет существенно переработана ведомственная классификация. Без всяких изменений единой для всех видов бюджетов является экономическая классификация; функциональная адаптируется к другим уровням власти, а ведомственная применяется с учетом конкретной специфики и особенностей соответствующих уровней власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ТЕМА  4

     Бюджетные отношения как  сфера правового  регулирования 

     План  лекции

  1. Понятие и значения бюджетных отношений (бюджетных правоотношений) как предмета бюджетного права
  2. Структура и состав бюджетных отношений.
  3. Субъекты бюджетных отношений и особенности их компетенции
 

      1.Понятие  и значения бюджетных  отношений (бюджетных правоотношений) как предмета бюджетного права.

      В настоящее время в финансово-правовой науке считается, что общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т. е. отношения, которые в экономической науке именуются отношениями по поводу обращения публичных финансов, регулируются соответствующей самостоятельной отраслью права. Еще в советский период такую отрасль именовали финансовым или бюджетно-финансовым правом, а бюджетное право называли его крупнейшей подотраслью или крупным центральным разделом, институтом. И в современной литературе по финансовому праву часто указывается, что предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию публичных денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач. Таким образом, считается, что финансовое право регулирует общественные отношения в сфере публичной финансовой деятельности или публичных финансов. Отношения, складывающиеся в сфере частных финансов, регулируются предпринимательским, наследственным правом и отчасти нормами трудового, семейного права и т.д.

      Таким образом, представляется возможным определить урегулированные правом бюджетные отношения (бюджетные правоотношения) как охраняемые государством общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере в процессе функционирования бюджетной системы, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного права.

      Предмет бюджетного права:

      1) отношения по планированию формирования  бюджетов, а также государственных  и местных (муниципальных) внебюджетных фондов;

      2) отношения по распределению средств  бюджетов, а также государственных  и местных (муниципальных) внебюджетных  фондов;

      3) отношения по использованию средств  бюджетов, а также государственных  и местных (муниципальных) внебюджетных  фондов. 

      2. Структура и состав бюджетных отношений.

      Под составом каждого конкретного бюджетного отношения понимается совокупность его участников, т. е. субъектов бюджетных отношений. Права и обязанности указанных субъектов (бюджетополучателей, финансовых органов и т.д.) в состав бюджетных  отношений  выступают  в  качестве  юридических свойств этих участников. В свою очередь, под структурой бюджетных отношений понимается внутреннее строение и взаимосвязь элементов такого правового отношения. Субъекты бюджетных отношений — это его участники (стороны). Юридически содержание бюджетных отношений образуют субъективные права и юридические обязанности указанных субъектов - участии ков рассматриваемых общественных отношений. При этом материальное содержание бюджетных отношений представляет собой поведение сторон (действие либо бездействие), связанное! реализацией принадлежащих им прав и обязанностей. Объем бюджетных отношений — то, по поводу чего или ради чего субъекты правовых отношений в бюджетной сфере вступают в финансово-правовую связь. В качестве объекта правоотношений выступают разнообразные материальные блага — денежные средства бюджетов. 

      3.Субъекты  бюджетных отношений и особенности их компетенции

      Действующее российское бюджетное законодательство не содержит исчерпывающего перечня участников (субъектов) бюджетных отношений, при этом многие из участников бюджетных отношений наделены специальной компетенцией в бюджетной сфере — особыми функциями, правами, обязанностями, ибо бюджетное строительство в том или ином виде входит в предмет их ведения.

      Среди участников бюджетных отношений  необходимо в первую очередь назвать:

      • государство и его территориальные подразделения:

- Российская Федерация;

- субъекты Российской Федерации, а это:

      21 республика: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;

      6 краев: Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

      49 областей: Амурская область, Архангельская  область, Астраханская область,  Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область. Пензенская область, Пермская область1, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область. Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;

      (1 Необходимо учитывать, что в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25 марта 2004 г. № 1 -ФКЗ «Об образовании в состав Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного ок руга» с 1 декабря 2005 г. вместо двух указанных объединившихся субъект Российской Федерации будет образован новый — Пермский край.) 

      1 автономная область — Еврейская автономная область;

      10 автономных округов: Агинский  Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырски (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономны! округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономны! округ, Ямало-Ненецкий автономный округ;

      2 города федерального значения: Москва и Санкт-Петербург;

      • муниципальные образования, а именно:

- 1867 районов;

- 1091 город;

- 329 районов и округов в городах;

- 1922 поселка городского типа;

- 24 444 сельских администраций;

  • Президент Российской Федерации;
  • органы государственной власти (исполнительные и законодательные органы) Российской Федерации;
  • федеральные органы специальной компетенции, созданные для осуществления финансовой деятельности государства: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство Российской Федерации, Федеральная налоговая служба Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Счетная палата Российской Федерации и др.;
  • органы государственной власти (исполнительные и законодательные органы) субъектов Российской Федерации;
  • органы местного самоуправления;
  • кредитные организации;
  • органы государственных внебюджетных фондов;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • бюджетные учреждения;
  • государственные и муниципальные предприятия и иные получатели бюджетных средств и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ТЕМА 5

      Источники (формы) правового регулирования бюджетных отношений в России 

      План  лекции

1. Понятие  и система источников правового  регулирования бюджетных отношений

2. Источники  правового регулирования бюджетных  отношений:

- Конституция  РФ

- бюджетное  законодательство

- подзаконные  нормативные правовые акты

- локальные  акты

- договоры  РФ

- судебные  прецеденты 

      1. Понятие и система  источников правового  регулирования бюджетных  отношений

      Источники (формы) правового  регулирования бюджетных  отношений - это источники бюджетного права, т.е. официально определенные внешние формы, в которых содержаться нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы, т.е. формы внешнего содержания бюджетного права.

      Иерархически  выстроенная по убыванию их юридической силы система источников (форм) правового регулирования бюджетных отношений выглядит следующим образом:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров Российской Федерации.
  3. Решения Конституционного Суда РФ.
  4. Внутренние договоры Российской Федерации (необходимо учитывать, что их место и роль в системе являются спорными).
  5. Бюджетное законодательство, которое, в свою очередь, включает следующие элементы:

      а) федеральное бюджетное законодательство:

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации;
  • ежегодные федеральные законы о федеральном бюджете;

      6) региональное бюджетное законодательство — законы субъектов Российской Федерации о бюджете этих субъектов и др.;

      в) нормативные правовые акты о местных  бюджетах (решения о местных бюджетах), принятые представительными органами местного самоуправления.

      5) Подзаконные нормативные правовые акты по бюджетно-правовым вопросам:

      а) акты органов общей компетенции:

  • указы Президента;
  • постановления правительства;

Информация о работе Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России