Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 08:01, лекция

Описание

Бюджетное устройство России
Понятие, виды и функции бюджетов
Понятие и виды внебюджетных фондов, целевых бюджетных и резервных фондов
Особенности бюджетной системы России

Работа состоит из  1 файл

БС РФ_Л.doc

— 592.50 Кб (Скачать документ)

      Основными видами таких внебюджетных фондов, обеспечивающих финансово-экономическое регулирование отдельных областей социальной сферы, являются: Пенсионный фонд РФ, федеральный и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ.

      II. Целевой бюджетный фонд образуется в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используется по отдельной смете. Поэтому средства таких бюджетных фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

      (с  01.01.2008г. - утратил силу ФЗ от 26.04.2007 №63-ФЗ)

      III. Резервные фонды могут создаваться помимо государственных и муниципальных внебюджетных фондов и целевых фондов в Российской Федерации (Резервный фонд Президента Российской Федерации, Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Стабилизационный резервный фонд России). 

      4. Особенности бюджетной системы России

      Структура бюджетной системы нашей страны определена в статье 10 БК РФ. В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация является федеративным государством, поэтому бюджетная система Российской Федерации состоит и: бюджетов трех уровней (подсистем):

  • федеральная подсистема, представленная федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов;
  • региональная подсистема, представляющая собой совокупность бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • муниципальная подсистема, представленная местными бюджетами.

      Согласно  существующему легальному определению  бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность, федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ). При этом главным специфическим свойством бюджетной системы Российской Федерации является ее единство.

      Таким образом, представляется, что бюджетная система Российской Федерации выступает совокупностью:

      системы бюджетов и внебюджетных фондов Российской Федерации;

      системы бюджетных правоотношений;

      системы участников бюджетных правоотношений и нормативно-правовой базы бюджетной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ТЕМА 2

     Принципы  построения и функционирования бюджетной системы России 

     План  лекций

  1. Понятие и значение принципов построения и функционирования бюджетной системы России.
  2. Принцип   законности   (принцип   надлежащей   правовой формы бюджетов).
  3. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации.
  4. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
  5. Принцип самостоятельности бюджетов.
  6. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
  7. Принцип сбалансированности бюджета.
  8. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств.
  9. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов.
  10. Принцип гласности бюджетирования.
  11. Принцип достоверности бюджета.
  12. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
  13. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

      1. Понятие и значение  принципов построения  и функционирования  бюджетной системы Российской Федерации

     Принципы  порядка эффективного построения бюджетной  системы (бюджетного строительства) формулируются, как правило, в результате тщательного изучения опыта построения бюджетных систем зарубежных государств на различных исторических отрезках и совокупности правовых норм, регулирующих соответствующую сферу общественных отношений. В современной юридической науке под принципами принято понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность норм какой-либо отрасли права и главные направления государственной политики в области правового регулирования соответствующих общественных отношений. При этом принципы права — это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся высшей императивностью, определяющие содержание такого правового регулирования и выступающие во многих случаях высшим критерием правомерности поведения участников регулируемых правоотношений.

     При этом принципы той или иной экономико-правовой системы — это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся высшей императивностью, определяющие содержание такой системы и выступающие во многих случаях высшими критериями правомерности поведения участников правоотношений, формирующихся в процессе функционирования этой системы. Последнее обстоятельство не лишний раз подчеркивает значение принципов бюджетной системы для бюджетного (да и в целом — для финансового) права.

     Таким образом, принципы бюджетной системы России это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие порядок построения и функционирования этой системы и« целом бюджетных отношений, закрепленные в действующем законодательстве. Естественно, эти общие начала находят свое выражение непосредственно в нормах российского бюджетного права. 

     2.Принцип    законности   (принцип    надлежащей   правовой формы  бюджетов)

     Значение  и содержание данного принципа заключается  в том, что бюджет должен быть утвержден только в надлежащей правовой форме — нормативным правовым актом законодательного (представительного) органа государственной власти или местного самоуправления. Данный принцип закреплен в ст. 11 БК РФ, в соответствии с положениями которой федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты — в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. В случаях, если бюджетным законодательством предусматривается регулирование определенных отношений законом о бюджете, для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований. 

     3. Принцип единства  бюджетной системы  Российской Федерации

     Рассматриваемый принцип означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкций за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. При этом отмечается, что принцип единства бюджетной системы не существует без принципа самостоятельности бюджетов, которые в совокупности представляют собой динамическую систему. Это вызвано тем, что полная реализация принципа единства возможна только путем ограничения самостоятельности нижестоящих бюджетов, и наоборот. Кроме того, необходимым условием единства бюджетной системы является наличие единой бюджетной классификации и единой системы бюджетного процесса. 

      4. Принцип разграничения  доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

     Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Это специфический принцип государства с многоуровневой бюджетной системой, каким является Российская Федерация. Поскольку в ближайшее время состоится переход к четырехуровневой бюджетной системе, потребуется внести существенные изменения в порядок закрепления доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти соответствующих уровней, иначе Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не может быть реализован в полной мере. 

     5. Принцип самостоятельности  бюджетов

     Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов, содержание которого раскрывается в ст. 31 БК РФ:

  1. право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  2. наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     3) законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

     4) право органов государственной власти и органов государственного самоуправления определять направление расходов соответствующих бюджетов;

     5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

     6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

     7) недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходах, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

     Как видно из вышеперечисленного перечня  моментов, характеризующих принцип самостоятельности, все они относятся не к бюджету как многоцелевому фонду денежных средств, а к правам и компетенции органов власти разных уровней, утверждающих и исполняющих соответствующие бюджеты. Данный принцип должен был защищать бюджеты нижних уровней бюджетной системы от неправомерных или необоснованных перераспределений, изъятий бюджетных средств, от вмешательства в бюджетный процесс на любой его стадии.

     Мировой опыт свидетельствует о том, что  даже в богатых в финансовом отношении  государствах самостоятельности органов местного самоуправления препятствует зависимость их бюджетов от величины субсидий, выделяемых центральным правительством или региональными властями для оказания финансовой помощи.

     Особенностью  Российской Федерации является высокая степень дифференциации доходов регионов и муниципалитетов по доходам и, соответственно, значительные объемы перераспределения финансовых ресурсов между бюджетами и уровнями бюджетной системы. Принцип самостоятельности или должен быть дополнен и расширен по составу требованием минимальной достаточности, или требование достаточности доходной базы должно быть выделено в качестве самостоятельного принципа.

     В связи с явной недостаточностью содержания принципа самостоятельности бюджетов Федеральным законом от 20 августа 2004 г № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» бьи введен принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также ст. 31.1 с аналогичным названием. В условиях, когда в России сохраняются центробежные тенденции, данный принцип, означающий определение бюджетных полномочий органов власти разных уровней, установление и исполнение расходных обязательств и пр., в том числе предоставление межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями Бюджетного кодекса, направлен на более четкую оформленность отношений в рамках бюджетной системы, но на разных ее уровнях. 

      6. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

      Принцип полноты отражения доходов и расходов предполагает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Кроме того, элементом принципа полноты можно считать также принцип полноты структуры бюджетной системы. Требование полноты структуры бюджетной системы означает, что в ней должны быть учтены все реально существующие виды бюджетов. На местном уровне в Российской Федерации мы имеем города, где каждый из районов (округов) имеет свои бюджеты; но в то же время есть примеры, когда такие же по основным параметрам районы (округа) в других городах лишены своих бюджетов и финансируются по сметам.

Информация о работе Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России