Анализ государственных внебюджетных фондов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:17, курсовая работа

Описание

Главная цель курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть понятие государственных внебюджетных фондов, а также рассмотреть основные виды социальных фондов. Цель практической части работы – анализ современного состояния Пенсионного фонда РФ.
Поставленные в работе цели предопределили необходимость решения следующих основных задач:
- дать общую характеристику государственным внебюджетным фондам;
- рассмотреть основные виды государственных социальных внебюджетных фондов;
- рассмотреть бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- провести анализ состояния Пенсионного фонда Российской Федерации за последние 3 года;
- выявить проблемы Государственных внебюджетных фондов, предложить пути преобразования этих проблем.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы государственных внебюджетных фондов РФ..5
1.1Сущность, функции и роль государственных внебюджетных фондов .5
1.2 Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ……………....11
1.3 Виды государственных внебюджетных социальных фондов Российской Федерации………………………………………………………14
2. Анализ государственных внебюджетных фондов
(на примере бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008, 2007 и 2006 г.)…..27
2.1 Анализ современного состояния Пенсионного фонда РФ……………..27
2.2 Выводы и предложения по совершенствованию пенсионной системы России …………………………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………39
Список использованных источников ……………………………………….40

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 80.17 Кб (Скачать документ)

Введение

 

     Важным  звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

     С помощью внебюджетных фондов государство  и муниципальные образования  решают важнейшие социальные задачи:

  • социальную защиту населения;
  • повышение жизненного уровня населения;
  • сохранение и улучшение здоровья населения;
  • социальную ориентацию безработного населения;
  • оказание социальных услуг населению.

     Аккумуляция средств во внебюджетных фондах позволяет  накапливать источники финансирования для выплат пенсий, пособий, стипендий  и т.п.

     Именно  от качества функционирования внебюджетных фондов во многом зависит социальная политика государства и состояние  социально незащищенных слоев населения.

     Исходя  из всего сказанного выше, можно  сделать определенный вывод, что  тема, выбранная для исследования в курсовой работе, является актуальной.

     Объектом  данной работы являются государственные  внебюджетные фонды РФ, а предметом  государственные финансы РФ.

       Главная цель курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть понятие государственных внебюджетных фондов, а также рассмотреть основные виды социальных фондов. Цель практической части работы – анализ современного состояния Пенсионного фонда РФ.   

     Поставленные в работе цели предопределили необходимость решения следующих основных задач:

     - дать общую характеристику государственным  внебюджетным фондам;

     - рассмотреть основные виды государственных  социальных внебюджетных фондов;

     - рассмотреть бюджеты государственных внебюджетных фондов;

     - провести анализ состояния Пенсионного фонда Российской Федерации за последние 3 года;

     - выявить проблемы Государственных внебюджетных  фондов, предложить пути преобразования этих проблем.

     Структура и объем работы:

     Представленная курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих основные результаты исследования, заключения, списка использованных источников. Основное содержание работы изложено на 37 страницах. В первой главе наиболее основательно рассмотрены теоретические аспекты  темы. А именно дано определение государственных внебюджетных фондов, рассмотрены основные виды социальных фондов и способы формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов. Вторая глава является практической частью, в которой был осуществлен анализ деятельности Пенсионного фонда РФ.

 

1.Теоретические  основы государственных  внебюджетных фондов  РФ

1.1. Сущность, функции  и роль государственных  внебюджетных фондов 

     В ходе развития современной цивилизации  общество пришло к выводу о необходимости  социальной защиты людей. Для этих целей  за счет бюджетных источников, средств  предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления, которые используются для финансирования учреждений просвещения  и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам  населения (одиноким матерям и многодетным  семьям, семьям, потерявшим кормильца, безработным и др.).

     Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы  материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются  мероприятия по социальной защите населения, служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды. Мобилизуемые в бюджете и внебюджетные фонды денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.

     В СССР средства общественных фондов потребления, используемые для социальной защиты населения, направлялись в государственный  бюджет государственного социального  страхования, который в свою очередь  был составной частью государственного бюджета СССР.[8]

     В соответствии с Законом РСФСР  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета, и на их основе были созданы  внебюджетные фонды. Такие действия были обусловлены стремлением центральных  органов власти:

  1. усилить контроль представительных органов власти за целевым использованием общегосударственных средств на социальную защиту населения;
  2. передать исполнение бюджетов внебюджетных фондов из сферы государственной исполнительной власти органам управления специально созданных фондов;
  3. создать четкий механизм формирования и использования целевых внебюджетных фондов, соизмерить величины источников формирования этих  фондов, с суммами используемых ими средств;
  4. снять нагрузку с центрального бюджета, из которого раньше давалась дотация на социальную защиту населения. [8]

     Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов  РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и  удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.

     Обособленность  государственных внебюджетных фондов не исключает в необходимых случаях  консолидирования их в государственном  бюджете.

     Внебюджетные  фонды выполняют распределительную  и контрольную функции. Распределительная  функция выражается в перераспределении  через внебюджетные фонды части  национального  дохода в пользу социальных слоев населения. Контрольная функция  проявляется в сигнализации обществу о возникших отклонениях  в  производственном либо социальном процессах. [20]

     Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей:

  • Запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
  • Денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • Формируются в основном за счёт обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;
  • Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фона). [7]

     Классификация внебюджетных фондов.

     1.Внебюджетные фонды могут создаваться на федеральном, региональном и местных уровнях;

     2. По праву собственности внебюджетные  фонды могут быть государственными  и негосударственными;

     3. По целевому назначению внебюджетные  фонды подразделяются на социальные, экономические, природоохранные, межгосударственные, инновационные.

     Существует  и другая классификация внебюджетных фондов, по ней в зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные.

     Централизованные (государственные) внебюджетные фонды  имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных  задач.

     К децентрализованным относятся территориальные  внебюджетные фонды. Они формируются  для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. Это  внебюджетные фонды, создаваемые по решению региональных и муниципальных  органов власти для решения региональных и местных задач. [8]

     Государственные социальные внебюджетные фонды - это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

     Необходимость образования социальных фондов обусловлена  переходом России с начала 1990-х  годов к рыночным отношениям, сопровождающимися  в течение последнего десятилетия  прошлого века глубоким экономическим  кризисом, кризисом финансовой сферы, неуклонным снижением уровня жизни  населения. Задача общества поддержать существование лиц, нуждающихся в помощи, что достигается созданием государственных внебюджетных социальных фондов, позволяющих государству выполнять задачи и функции по реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. [10]

     Впервые государственные внебюджетные социальные фонды были созданы в России в 1992г. При их образовании ставились задачи:

  1. «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов;
  2. вывести из-под контроля законодательных органов власти значительные финансовые ресурсы, предоставив их в полное распоряжение исполнительных органов власти. Для решения этих задач государственные внебюджетные социальные фонды были законодательно выведены из бюджетной системы страны. В 1998 году под влиянием общественности и давлением представительных органов власти был принят Бюджетный кодекс РФ, зафиксировавший государственные внебюджетные социальные фонды в качестве важнейшего элемента бюджетной системы страны.

     Государственные социальные внебюджетные фонды включают:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Фонды обязательного медицинского страхования Российской федерации.

     Федеральные и территориальные экономические  внебюджетные фонды. В 1992-1994 гг. были созданы десятки федеральных (отраслевых, межотраслевых, ведомственных) и сотни территориальных экономических внебюджетных фондов.

     С помощью государственных внебюджетных экономических фондов можно влиять на экономическое развитие регионов путем финансирования отдельных  хозяйственных мероприятий, например строительства сети дорог общего пользования, финансирования научных  исследований и экспериментальных  разработок, расходов на экологию и  воспроизводство минерально-сырьевой базы и на другие цели.

     Так были созданы федеральный и территориальные  дорожные фонды; внебюджетные фонды  финансирования научных исследований и экспериментальных разработок; федеральный экологический фонд и многие другие. Со временем внебюджетные экономические фонды себя полностью  исчерпали, и с 1995 г. Начался процесс  их устранения. Он осуществлялся разными  путями, в числе которых:

  • законодательное прекращение деятельности отраслевых и ведомственных ГВФ;
  • преобразование ГВФ исполнительных органов власти в целевые бюджетные фонды;
  • слияние целевых бюджетных фондов с бюджетами.

         Целевые бюджетные фонды. В результате в 1999-2000 гг. федеральный бюджет содержал девять целевых фондов, а с 2002г. –только один: Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии. В настоящее время и этот фонд упразнен. Внебюджетные фонды территорий также были преобразованы в целевые бюджетные фонды, большинство из которых затем были упразднены.

Информация о работе Анализ государственных внебюджетных фондов России