Анализ государственных внебюджетных фондов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:17, курсовая работа

Описание

Главная цель курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть понятие государственных внебюджетных фондов, а также рассмотреть основные виды социальных фондов. Цель практической части работы – анализ современного состояния Пенсионного фонда РФ.
Поставленные в работе цели предопределили необходимость решения следующих основных задач:
- дать общую характеристику государственным внебюджетным фондам;
- рассмотреть основные виды государственных социальных внебюджетных фондов;
- рассмотреть бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- провести анализ состояния Пенсионного фонда Российской Федерации за последние 3 года;
- выявить проблемы Государственных внебюджетных фондов, предложить пути преобразования этих проблем.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы государственных внебюджетных фондов РФ..5
1.1Сущность, функции и роль государственных внебюджетных фондов .5
1.2 Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ……………....11
1.3 Виды государственных внебюджетных социальных фондов Российской Федерации………………………………………………………14
2. Анализ государственных внебюджетных фондов
(на примере бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008, 2007 и 2006 г.)…..27
2.1 Анализ современного состояния Пенсионного фонда РФ……………..27
2.2 Выводы и предложения по совершенствованию пенсионной системы России …………………………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………39
Список использованных источников ……………………………………….40

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 80.17 Кб (Скачать документ)

     Временно  свободные финансовые средства фонда  размещаются в банковских депозитах  и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных  ценных бумаг. Доходы от использования  временно свободных финансовых средств  и нормированного страхового запаса фонда направляются на финансирование только тех мероприятий, которые  осуществляются в соответствии с  задачами фонда.

     Фонд  ежегодно разрабатывает бюджет и  отчет о его исполнении, которые  по представлению Правительства  РФ утверждаются федеральным законом.

     Управление  фондом осуществляется коллегиальным  органом – правлением и постоянно  действующим исполнительным органом  – директором.

     Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются законодательными и исполнительными органами власти субъектов РФ. Финансовые средства и имущество всех фондов обязательного  медицинского страхования находятся  в федеральной собственности.[20]

 

2.Анализ  государственных  внебюджетных фондов 

(на  примере бюджета  Пенсионного фонда  РФ за 2008, 2007 и 2006 г.) 

2.1 Анализ современного  состояния Пенсионного  фонда РФ 

     В настоящее время пенсии из Пенсионного  фонда Российской Федерации получают 38,7 млн. человек, что составляет 27 % населения. Таким образом, благосостояние четверти населения страны напрямую зависит  от системы пенсионного обеспечения.  Средний размер трудовой пенсии по старости в 2007 г. составил 3560 рублей, 2008 г. – 3772,6 рублей, 2009 год -4454,2 рублей.

     Бюджет  Пенсионного фонда Российской Федерации  составляется в соответствии с Бюджетным  кодексом РФ и Федеральным законом  «Об обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации, а также  согласно постановлению Правительства  Российской Федерации от 6 марта 2005 г. №118 «Об утверждении Положения  о разработке перспективного финансового  плана Российской Федерации и  проекта Федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год».

     Основными параметрами бюджета Пенсионного  фонда РФ являются доходы, расходы  и их соотношение.

     Бюджет  Пенсионного фонда на 2008 год сформирован  по доходам в сумме 2730,2 млрд. руб. (1946,8 млрд. руб.- в 2007 г., 1637,6 млрд. руб. –  в 2006 г.),  из них 2460,3 млрд. руб. (1806,1 млрд. руб. – в 2007 г., 1536,9 млрд. руб. – в 2006 г.)  в части, не связанной с  формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.

     Общий объем расходов бюджета Фонда  в 2008 г составляет -2357,8 млрд. руб. (1786,4 млрд. руб. – в 2007 г., 1537,2 млрд. руб. –  в 2006 г.), из них 2339,9 млрд. руб. (1769,9 млрд. руб. – в 2007 г., 1529,6 млрд. руб. – в 2006 г.) в части, не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной  части трудовых пенсий.

     Общий объем профицита бюджета Фонда  в 2008 г составляет – 372,4 млрд. руб. (160,4 млрд. руб. – в 2007 г., 100,4 млрд. руб. –  в 2006 г.)

     Проанализировав динамику этих компонентов, имеем следующие  данные:

     

     Рисунок 1: Соотношение бюджета Пенсионного  фонда РФ по годам.

     Из  данной диаграммы можно сделать  вывод о том, что за период с 2006 года по 2008 год, бюджет  Пенсионного  фонда является профицитным.

     На  плановый период 2009-2011 года в соответствии с Федеральным законом от 25.11.2008 №214 – ФЗ «О бюджете Пенсионного  фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» утверждены следующие основные характеристики бюджета Фонда 
 
 
 
 
 
 

Основные  характеристики бюджета Пенсионного  фонда РФ Год
2009 2010 2011
Прогнозируемый  общий объем доходов бюджета Фонда 3 282, 9 млрд. руб. 4 680, 0 млрд. руб. 5 264, 0 млрд. руб.
Прогнозируемый  общий объем расходов бюджета Фонда 3 041,5 млрд. руб. 4 398, 0 млрд. руб. 4 894,4 млрд. руб.
Прогнозируемый  предельный объем профицита бюджета Фонда 241,4 млрд. руб. 282, 0 млрд. руб. 369, 6 млрд. руб.

     Таблица1: Основные характеристики бюджета Пенсионного  фонда РФ на плановый период 2009 -2011 гг.

     Из  приведенных выше данных видно, что  бюджет Фонда на период с 2009 – 2011 остается профицитным. Однако если говорить о  динамике этого показателя, то в 2009 году он снижается на 131 млрд. руб. по сравнению с 2008 годам, что обусловлено сложившимся мировым экономическим кризисом.

     Доходы  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

     В 2008 году доходы Пенсионного фонда  РФ составили 7,8%  ВВП (в 2007 году -  6,1% ВВП, в 2006 году – ВВП).

     В бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат зачислению следующие  доходы:

  • налоговые доходы;
  • неналоговые доходы;
  • безвозмездные поступления.

     Налоговые доходы

     Налоговые доходы, поступившие в бюджет Пенсионного фонда составляют: в 2008 году – 3,5 млрд. руб. (2,7 млрд. руб. – в 2007 г., 2,1 млрд. руб. – в 2006 г.). 

     

     Рисунок 2: Доля налоговых поступлений в  бюджет Пенсионного фонда РФ.

       Из  приведенных выше данных можно проследить увеличение налоговых поступлений  в бюджет Пенсионного фонда в 2007 году по сравнению с 2006 годом. Однако, в 2008 году мы видим резкое снижение налоговых поступлений в бюджет, так уровень поступлений снизился на 6,3% по отношению к 2007 году.  
 
 

      Неналоговые доходы

     Наибольший удельный вес в классификации доходов занимают неналоговые доходы.  Неналоговые доходы состоят из  следующих статей доходов:

     - доходы от  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляют: в 2008 г. – 1246, 3 млрд. руб. (1009,9 млрд. руб. – в 2007 г., 787,3 млрд. руб. – в 2006 г.)

     -доходы, включающие  страховые взносы  по дополнительному тарифу для  работодателей – организаций,  использующих труд членов летных  экипажей воздушных судов гражданской  авиации, составляют: в 2008 г. –  2,2 млрд. руб. (1,7 млрд. руб. – в 2006 г., 1,2 млрд. руб. – в 2006 г.). 

     -доходы, формируемые от сбора  недоимок, пений и штрафов по взносам  в пенсионный фонд РФ составляют: в 2008 г. – 2,0 млрд. руб. (2,5 млрд. руб. – в 2007 г., 6,9 млрд. руб. –  в 2006 г.).

      -доходы от размещения средств  Пенсионного фонда РФ составляют: в 2008 г. – 16,7 млрд. руб. (9,6 млрд. руб. – в 2007 г., 6,3 млрд. руб. –  в 2006 г.).

     -доходы  в виде штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате возмещения  ущерба, составляют: в 2008 г. – 323785,0 тыс. руб. (270472,7 тыс. руб. – в  2007 г., 249303,0 тыс. руб. – в 2006 г.).

      -прочие неналоговые поступления:  в 2008 г. – 4363,0 тыс. руб. (59454,8 тыс. руб. – в 2007 г., 265162,5 тыс.  руб. – в 2006 г.).  

     Динамику  изменения неналоговых поступлений  в бюджет Пенсионного фонда РФ рассмотрим на рисунке 3.

     

     Рисунок 3: Динамика неналоговых поступлений  в абсолютном выражении в  бюджет Пенсионного фонда РФ.

     

          Рисунок 4: Динамика неналоговых поступлений в относительном выражении в бюджет Пенсионного фонда РФ.

     В 2007 году доля сбора неналоговых поступлений  составляет 53%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем  году (2009) он снижается на 7%. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 242,9 млрд. руб.

     Безвозмездные поступления

     Доходы  в виде безвозмездных поступлений: в 2008 г. – 1459,1 млрд. руб. (919,9 млрд. руб. – в 2007 г., 833,1 млрд. руб. – в 2006 г.), из них 1459,0 млрд. руб. (919,8 млрд. руб. – в 2007 г., 833,0 млрд. руб. – в 2006 г.)- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду РФ и 0,1 млрд. руб. (0,1 млрд. руб. – в 2007 г., 0,1 млрд. руб. – в 2006 г.) – безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов. 

     Динамику  безвозмездных поступлений в  относительном выражении, можно  наглядно увидеть на рисунке5  

     

     Рисунок 5:Динамика безвозмездных поступлений  в относительном выражении в  бюджет Пенсионного фонда.

     В 2006 г. доля безвозмездных поступлений  составляет 51%. Если рассматривать динамику этого показателя, то в 2007 г. он снижается  на 4% по отношению к предыдущему. А в 2008 наблюдается вновь подъем показателя, так он увеличивается  на 6% по отношению к 2007 г. 

     Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 

     Объем расходов на пенсионное обеспечение  и иные направления расходования средств бюджета Пенсионного  фонда РФ на очередной финансовый год и плановый период определяется в соответствии с нормами пенсионного  законодательства, другими действующими законодательными актами и указами  Президента Российской Федерации.

     Суммарные расходы бюджета Пенсионного  фонда за 2008 год составляют 6,6%  ВВП (5,7% ВВП – в 2007 г., % ВВП –  в 2006 г.).

     Расходы на общегосударственные вопросы  деятельности Фонда, включая международные  отношения и международное сотрудничество, составляют: в 2008 г.- 4 943,6 тыс. руб. (15 365,4 тыс. руб. – в 2007 г., 4 145,2 тыс. руб. – в 2006 г.).

     Расходы на образование, включая переподготовку кадров и повышение квалификации, составляют: в 2008 г. – 55 029,8 тыс. руб. (55662,2 тыс. руб. – в 2007 г., 51 722,4 тыс. руб. – в 2006 г.).

     Расходы на финансирование социальной политики, включая пенсионное обеспечение, реализацию государственных функций в области  социальной политики (выплату ежемесячных  денежных выплат ветеранам; инвалидам; гражданам, подвергшимся воздействию  радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний; Героям Советского Союза; Героям РФ и полным кавалерам  Ордена Славы, некоторым другим категориям граждан), прикладные научные исследования в области социальной политики и  др. вопросы социальной политики. Составляют: в 2008 году – 2356,7 млрд. руб. (1786,3 млрд. руб. – в 2007 г., 1537,1 млрд. руб. – в 2006 г.).

     

     Рисунок 6: Расходы бюджета Пенсионного  фонда на социальную политику.

     Часть расходов на социальную политику Пенсионного  фонда РФ финансируется из средств  федерального бюджета, связано это  с тем, что отчисления из фонда  оплаты труда не покрывают потребности  Фонда по выплате пенсий, что, в  свою очередь, связано с низким числом занятых, приходящихся на одного пенсионера. Так рост расходов на выплату пенсий в 2007 году составил 15,6,% как и в 2006 году. При этом из федерального бюджета  на финансирование выплат пенсий было выделено 959,7 млрд. руб.

     Ежегодное увеличение доли средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует об усиливающейся  тенденции ее отхода от страховых  принципов.

     Еще одной статьей расходов бюджета  Пенсионного фонда, являются расходы  на межбюджетные трансферты, передаваемые территориальным и местным уровням  власти.   

     Расходы на межбюджетные трансферты составляют: в 2008 г. – 1 038 077,6 тыс. руб. (50 118,1 тыс. руб. – в 2007 г., 84 148,7 тыс. руб. – в 2006 г.). На рисунке 7, можно наглядно увидеть, как происходит изменение этого показателя.  

     

     Рисунок 7: Динамика расходов на межбюджетные трансферты.

Информация о работе Анализ государственных внебюджетных фондов России