Экономическая сущность и содержание расходов бюджетов РФ, их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:41, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения.1

Содержание

Роль расходов бюджета в макроэкономическом регулировании……...3
Распределение расходов по уровням бюджетной системы……………5
Направления реструктуризации бюджетных расходов……………….11
Список использованной литературы……………………….…………………..20
Приложения……………………………………………………………………...22

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ расходы.docx

— 51.37 Кб (Скачать документ)

МИНИСТРЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ) 
 

Кафедра «Финансы»

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Расходы бюджета»

 

на  тему: 

«Экономическая сущность и содержание расходов бюджетов РФ, их классификация» 
 
 

   Выполнила: студентка  3 курса ФФ                                  

 

гр.№ 531                  Андреева М. М.

Зачетная книжка № 09056 

Научный руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

2012 год

План.

  1. Роль расходов бюджета в макроэкономическом регулировании……...3
  2. Распределение расходов по уровням бюджетной системы……………5
  3. Направления реструктуризации бюджетных расходов……………….11

Список  использованной литературы……………………….…………………..20

Приложения……………………………………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  1. Роль  расходов бюджета  в макроэкономическом регулировании.
 

     Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных  служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной  казны, равно как указываются  источники и размеры ожидаемых  поступлений в государственную  казну. Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения.1

     Государственный бюджет – это годовой план государственных  расходов и источников их финансового  покрытия.2

     Государственный бюджет – это финансовая программа  деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).3

     В 2007 году был впервые сформирован  так называемый «трехлетний» бюджет на 2008—2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.

     В системе финансов госбюджет занимает ведущее место и является важнейшим  орудием распределения и перераспределения  национального дохода. Поэтому формирование бюджета на три года, является наиболее оптимальным для расчета финансовых возможностей страны не только на текущий год, но и на плановый период.

     Основное  назначение бюджета заключается  в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства  и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет  и ряд других функций. К их числу относятся:4

     1. Контрольная функция. Бюджет позволяет  осуществлять контроль за действиями  исполнительной власти, который  может осуществляться в различных  формах – со стороны специализированных  органов, наделенных контрольными  полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации  и др. В странах с развитыми  демократическими традициями важное  значение отводится общественному  контролю, для развития которого  принимаются специальные программы  повышения прозрачности бюджетной  системы. Бюджет принимается как  закон и тем самым накладывает  ограничения на действия правительства.  В нем законодательно закреплены  лимиты отдельных статей доходов  и расходов, которые государство  должно четко соблюдать при  проведении социально-экономической  политики.

     2. Информационная функция. Бюджет  – это индикатор текущего состояния  экономики страны, социальной сферы,  политической ситуации. Структура  его доходной и расходной части  позволяет судить о приоритетах  государственной политики, масштабах  влияния на нее отдельных групп  интересов. Более того, поскольку  закон о бюджете на очередной  год составляется как плановый  документ, он выступает как прогноз  будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается  прогнозными расчетами основных  показателей развития страны, на  которые ориентируются не только  государственные учреждения, но  и организации негосударственного  сектора экономики, а также  простые граждане. Закладываемые  в закон о бюджете планово-прогнозные  показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

     3. Институционализация общественных  предпочтений. В демократических  государствах принятию закона  о бюджете обязательно предшествует  его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный  правительством законопроект вносятся  корректировки с учетом мнений  депутатов, представляющих интересы  своих избирателей. Таким образом,  структура бюджета отражает общественные  предпочтения в отношении государственной  политики. Посредством механизмов  представительной демократии эти  предпочтения воплощаются в конкретных  цифрах доходных или расходных  статей.5  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Распределение расходов по уровням  бюджетной системы.

     Распределение государственных средств по отдельным  расходным статьям закрепляется законодательно, в составе законов  о бюджете. Его планирование, обсуждение, исполнение и контроль является центральным  элементом бюджетного процесса. Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

     Межбюджетные  отношения — это отношения  между органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные  с формированием и исполнением  соответствующих бюджетов.

     Межбюджетные  отношения основываются на следующих  принципах:

     • распределения и закрепления  расходов бюджетов по определенным уровням  бюджетной системы Российской Федерации;

     • разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным  нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

     • равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, равенства бюджетных  прав муниципальных образований;

     • выравнивания уровней минимальной  бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований;

     • равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с  федеральным бюджетом, равенства  местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.6

     В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов  РФ и из бюджетов субъектов РФ —  в местные бюджеты.7

     В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной  системы заложен принцип равенства  бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных  бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование  единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных  услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а  также единый порядок уплаты федеральных  и региональных налогов.

     Структуру расходов на 2011 год можно представить в виде таблицы. Рис. 1. Приложение 3.8

     Для обеспечения расходов территориальных  бюджетов (республиканских, республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.

     Доходы  территориальных бюджетов состоят  из собственных и регулирующих.

     Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или  частично за соответствующими бюджетами  законодательством Российской Федерации.

     Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами  государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные  перечисления.

     Собственные доходы составляют меньшую часть  доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения  выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных  бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы. Регулирующие доходы бюджетов — это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

     К регулирующим доходам территориальных  бюджетов относятся также трансферты — средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки  регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.9

     Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования  территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.

     Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.10

     Субвенция — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов. В соответствии с Бюджетным кодексом в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.11

     Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.12

     Нужно отметить, что дотация, субвенция  и субсидия как методы наделения  финансовыми ресурсами территориальных  бюджетов несовершенны. Эти источники  бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций  иждивенческое настроение. Такая  практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает  их воздействие на экономические  процессы на территории и уменьшает  на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет  финансовый контроль.

     Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, субвенций и  субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных  бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению  проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости  многократного обращения за ссудами  из вышестоящих бюджетов. В целом  это осложнит финансирование плановых мероприятий.

     Поэтому не везде и не всегда следует стремиться к замене дотаций, субвенций и  субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех населенных пунктах, где  в силу сложившихся условий и  проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический  потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии  обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и  поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники, научные  центры и др. Субвенции же следует  выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление  которых на местах не хватает средств.

Информация о работе Экономическая сущность и содержание расходов бюджетов РФ, их классификация