Экономическое содержание доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание

«История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах и в России собирались доходы и производились расходы, т. е. существовала известная, основанная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало — составляет смету доходов и расходов на определенный период. Бюджет — слово английского происхождения, означающее «мешок». Когда палата общин в Англии в 16-17 вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и документ, содержащий утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства»1.

Работа состоит из  1 файл

Экономическое содержание доходов бюджета.doc

— 427.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

1. Сущность и функции  бюджета, взаимосвязь с государственными доходами

      «История  финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах и в России собирались доходы и производились расходы, т. е. существовала известная, основанная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало — составляет смету доходов и расходов на определенный период. Бюджет — слово английского происхождения, означающее «мешок». Когда палата общин в Англии в 16-17 вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и документ, содержащий утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства»1.

     Анализ  учебной и научной литературы свидетельствует, что бюджет рассматривается как многоаспектное понятие, которое не может быть определено однозначно ввиду отражения разных явлений.

      «Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления»2.

     В современных условиях развития государства и общества особое значение имеет государственный бюджет, представляющий собой главный инструмент государственной политики. Все ведущие современные экономические учения (кейнсианство, монетаризм, теория экономического роста, теория неоклассического синтеза, либерализм), чьих концепций в той или иной степени придерживаются современные правительства, рассматривают бюджетное перераспределение как основной способ воздействия на макроэкономическую стабильность и уровень жизни. В макроэкономике государственный бюджет обеспечивает:

     - формирование совокупного спроса;

     - регулирование доходов населения; 

     - регулирование уровня безработицы; 

     - регулирование процентных ставок;

     - воздействие на инфляцию;

     - стимулирование инвестиций;

     - развитие социально-экономической инфраструктуры;

     - экономический рост3.

     Особую  роль государственный бюджет приобрел в условиях мирового экономического кризиса. Как показал опыт 2008-2010 гг. во многих странах, в том числе  в России, именно бюджетное финансирование государственных антикризисных мер способствовало стабилизации национальных экономик, остановке экономического спада, созданию условий для возобновления роста экономической активности, сохранению социальной стабильности.

     В России правовой основой формирования федерального бюджета является Конституция Российской Федерации. Статья 71 основного закона устанавливает, что «... в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития». Более детализированное правовое регулирование вопросов формирования и исполнения федерального бюджета содержит Бюджетный кодекс РФ4.

     Наполнение  доходной части бюджета на федеральном  уровне (в основном) происходит за счет поступлений, которые с достаточной  стабильностью и надежностью обеспечиваются двумя ведомствами: ФНС России и ФТС России (т.е. посредством налоговой и таможенной систем), в сравнении с которыми незначительные объемы доходов, поступающих от других администраторов, совершенно несопоставимы.

     Доходы, сформированные администраторами, поступают на единый счет бюджета уже в изъятом (готовом) виде, где централизуются и аккумулируются в единой совокупности на федеральном, региональном и местном уровнях в соответствии с нормативами таких поступлений, установленными федеральными законами о бюджете для каждого уровня бюджетной системы5.

     Сложившийся в стране за годы реформ механизм распределения  налогов и полномочий между бюджетами, на наш взгляд, представляет собой  сложную и запутанную систему. Методология, принципы и практика его осуществления - явление сложное и противоречивое, отразившее всю многогранность проблем переходного периода в формировании федеративных отношений.

     В мировой практике используются три  основные модели реализации налоговых  полномочий между бюджетами. Все они находят отражение в российской бюджетно-налоговой системе. Особенность российского механизма распределения налоговых доходов заключается в том, что, во-первых, применяются одновременно все модели распределения налоговых полномочий, а во-вторых, внутри этих моделей не существует единого подхода к распределению налоговых доходов.

     Первая  модель - разграничение полномочий по взиманию налога и закрепление  их за определенным уровнем власти. В России данная модель реализуется  в разделении налогов на федеральные, региональные и местные. Данную модель усложняет передача полномочий по установлению величины региональной ставки налога на прибыль организаций (от 13,5 до 18%), который является федеральным налогом и не должен предполагать наличия каких-либо налоговых полномочий, кроме федеральных.

     Следует отметить, что полномочия субнациональных (региональных и местных) властей  при установлении региональных и  местных налогов весьма ограниченны: все основные элементы налогообложения  определяются федеральным налоговым законодательством, а субнациональные власти, согласно ст. 12 Налогового кодекса РФ, вправе лишь конкретизировать налоговую ставку в установленных федеральным законодательством пределах, дополнить перечень льгот, определить порядок и сроки уплаты по соответствующему налогу (см. табл. 1)6.

     Таблица 1

     Полномочия  по установлению элементов  налогов в РФ

 
Наименование налога  
 
Ставка 
Порядок  
и сроки  
уплаты   
налога 
Налоговые   
льготы    
(преференции)
Введение  
в действие 
(отмена)
Федеральные налоги и сборы:                      
Налог на прибыль          
организаций             
Ф + Р  Ф    Ф      Ф    
Прочие  федеральные налоги Ф    Ф    Ф      Ф    
Региональные налоги:                         
Налог на имущество        
организаций             
Ф + Р  Р    Ф + Р    Р    
Транспортный  налог       Ф + Р  Р    Р      Р    
Налог на игорный бизнес  Ф + Р  Ф    Ф      Р    
Местные налоги:                            
Земельный налог          Ф + М  М    Ф + М    М    
Налог на имущество        
физических лиц          
Ф + М  Ф    Ф + М    М    
Специальные налоговые режимы:                     
Упрощенная  система        
налогообложения         
Ф + Р  Ф    Ф      Ф    
Система налогообложения   
в виде единого налога     
на вмененный доход        
для отдельных видов       
деятельности            
Ф    Ф    М      М    
 

    Ф - налоговые полномочия закреплены за федеральным уровнем власти;

    Р - налоговые полномочия закреплены за региональным уровнем власти (субъект  Федерации);

    М - налоговые полномочия закреплены за органами местного самоуправления. 

      Из табл. 1 видно, что в России существует сложный механизм разделения налоговых полномочий между различными уровнями бюджетной системы. Кроме того, система межбюджетных отношений характеризуется значительной централизацией налогово-бюджетных полномочий на федеральном уровне. Объем фискальных полномочий субъектов РФ достаточно узок и не предполагает права введения собственных налогов, не предусмотренных федеральным законодательством, или повышения налоговых ставок сверх предусмотренных федеральным законодательством пределов.

      Вторая  модель, используемая в мировой практике при распределении налоговых  доходов, - это совместное использование  базы налогообложения. Эта модель применяется  в России в отношении налога на прибыль организаций, сумма которого в соответствии с Налоговым кодексом РФ по ставке в размере 2% зачисляется в федеральный бюджет, а по ставке 18% зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

      Третьей моделью является нормативное разделение между бюджетами разных уровней доходов от конкретных видов налогов, взимаемых по единым ставкам на всей территории страны. В основе определения конкретных пропорций межбюджетного распределения налогов могут лежать различные критерии: численность населения; географическое положение того или иного региона; состояние его промышленного потенциала и т.п. Пропорции и порядок распределения налогов могут устанавливаться на различные периоды. Часть налоговых поступлений от федеральных налогов, сборов и специальных налоговых режимов подлежит распределению между уровнями бюджетной системы по нормативам, установленным Бюджетным кодексом РФ.

      В учебнике Н. Б. Ермасовой «Бюджетная система России» бюджет в качестве экономической категории представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств7. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда посредством налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения в государственный бюджет ежегодно мобилизуется значительная часть накоплений предприятий, организаций и доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.

      В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение.

      Государственный бюджет — это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений8.

      Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, центральным звеном финансовой системы. Его главное назначение — с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.

      Понятие государственного бюджета не только характеризует определенные денежные отношения, но и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение, которое находит свое выражение в фонде денежных средств государства.

      Формирование  государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.

      Проф. В.М. Родионова справедливо утверждает, что «...сущность экономической категории  полнее и глубже раскрывается в ее функциях; последние — способ проявления сущности категории в действии, специфический способ выражения присущих категории свойств. Исходя из этого, функция характеризуется тем, что, во-первых, всегда производна от сущности, которую она выражает, и, во-вторых, всегда объективна, так как предопределена общественным назначением самой категории. Будучи способом проявления сущности, функция реализует те свойства, которые характеризуют саму экономическую категорию. Поэтому в функциях полнее раскрывается экономическая природа категории, проявляется ее специфическое общественное назначение. Именно функции показывают, как, каким образом реализуется общественное назначение соответствующей экономической категории. Но при этом функции не могут быть сведены к конкретному механизму действия разных форм проявления категории»9.

Информация о работе Экономическое содержание доходов бюджета