Экономическое содержание доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание

«История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах и в России собирались доходы и производились расходы, т. е. существовала известная, основанная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало — составляет смету доходов и расходов на определенный период. Бюджет — слово английского происхождения, означающее «мешок». Когда палата общин в Англии в 16-17 вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и документ, содержащий утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства»1.

Работа состоит из  1 файл

Экономическое содержание доходов бюджета.doc

— 427.50 Кб (Скачать документ)

      Состав  неналоговых доходов, определяемый Бюджетным кодексом РФ, следующий.

      1. Доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  или муниципальной собственности,  в том числе28:

      - средства, получаемые в виде арендной  платы либо иной платы за  сдачу во временное владение  и пользование или во временное  пользование имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности;

      - средства, получаемые в виде процентов  по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

      - средства, получаемые от передачи  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности,  под залог, в доверительное  управление;

      - средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;

      - плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основе;

      - доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской федерации и муниципальным образованиям;

      - часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей;

      - другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

      2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

      - средства от продажи уставного  капитала организаций, находящихся  в государственной или муниципальной  собственности;

      - средства от продажи акций, находящихся в собственности государства;

      - доходы от реализации государственных  запасов и резервов;

      - доходы от продажи государственных  производственных и непроизводственных  фондов, земли и нематериальных  активов;

      - иные доходы.

      Доходы  от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также  бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

      Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия.

      Доходы  в виде финансовой помощи и бюджетных  ссуд, полученных от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской Федерации.

      Иные  неналоговые доходы. Неналоговые  доходы бюджетов разных уровней имеют  существенные отличия от налоговых  поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется целым комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций — Гражданским и Административным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

      Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами.

      К безвозмездным поступлениям относятся:

      - дотации из других бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации;

      - субсидии из других бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации (межбюджетные субсидии);

      - субвенции из федерального бюджета  и (или) из бюджетов субъектов  Российской Федерации;

      - иные межбюджетные трансферты  из других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации;

      - безвозмездные поступления от  физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования29.

      Разделение  бюджетных доходов на налоговые  и неналоговые выглядит в достаточной  степени условным. Например, через  ФТС России на единый счет бюджета поступает налог на добавленную стоимость, взимаемый (наряду с ввозной таможенной пошлиной) при совершении импортных торговых операций. За счет возможности регулирования нормативов отчислений от неналоговых доходов в интересах их перераспределения между бюджетами бюджетной системы часть из них (так же, как и налоги) может выступать в качестве регулирующих.

      Обязательные  платежи, взимаемые с физических и юридических лиц при осуществлении  импортно-экспортных операций в виде таможенных пошлин и сборов, также относят к разряду неналоговых. Однако по своей сути они (так же, как и налоги) являются фискальными инструментами, имеющими определенное количество, ставки и преференции, установленные законодательством. Иначе говоря, они представляют собой не что иное, как налоги в рамках таможенной системы, которые просто иначе называются, но не меняют своего сущностного содержания, предназначения и смысла, несмотря на определение.

      Получается, что соотнесение таможенных платежей в структуре бюджета с неналоговой  частью доходов ничем не обосновано, хотя вполне может быть оправдано политическими мотивами, организационными причинами или иными соображениями, но никак не экономическим смыслом преобразований. Соотношению объемов налоговых и неналоговых доходов бюджета придается достаточно большое значение при использовании этого показателя (в качестве формального критерия) в следующих целях:

      - определение уровня развития  налоговых систем;

      - оценка совершенства тех или  иных экономических моделей; 

      - для выяснения роли бюджетных доходов в социально-экономическом развитии государства, чему будет уделено внимание в заключительной главе работы.

 

  1. Роль  бюджетных доходов  в социально-экономическом  развитии государства

      Российская  Федерация в настоящее время  находится на этапе глобальных изменений в экономике и социальной сфере, важнейшими проявлениями которых выступают инновационный путь развития страны, гуманизация основных сфер жизни, изменение роли образования, науки и культуры в обществе. Возрастание роли человеческого фактора в решении социально-экономических задач обусловливает повышение значения социальной сферы как важнейшего фактора обеспечения всестороннего и гармоничного развития личности30. Состояние данной сферы во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Эти процессы способствуют повышению роли человеческого капитала и необходимости изучения проблем качества жизни. Особенно это актуально стало в связи с преодолением последствий финансового кризиса.

      Экономический кризис затронул Российскую Федерацию  в 2009 г. в гораздо большей степени, нежели чем прогнозировало Правительство  РФ годом ранее. Из всех крупных экономик в мире в России наблюдался наибольший спад - ВВП снизился на 8,9% по итогам 2009 г.31 Органы государственной власти пытаются снизить последствия кризисных явлений, в том числе посредством инструментов бюджетной политики.

      Доходы федерального бюджета относительно ВВП имеют тенденцию к снижению и в 2012 г. составят 15% ВВП. Доля расходов в ВВП увеличивается в 2009 г., что обосновывается органами государственной власти необходимостью осуществления антикризисных мер, далее происходит снижение на докризисный уровень. Это привело к переходу от огромного профицита бюджета в 2006 г. к дефициту в 2010 г. - 6,8 % ВВП, который снизится к 2012 г. до 3 % ВВП.

      Доходы  федерального бюджета за 2009 г. составили 7336,8 млрд. руб. и уменьшились по сравнению с 2008 г. на 21,9% (табл. 1). Практически полностью доходы федерального бюджета в период 2006-2009 гг. формировались за счет налоговых и неналоговых доходов (по итогам 2008 г. - 99,9 %).

      Самым весомым доходным источником федерального бюджета являются таможенные пошлины, которые поступили за 2009 г. в сумме 2509,4 млрд. руб. (34,2 %) и уменьшились по сравнению с 2008 г. на 28%. Такое значительное сокращение поступлений обусловлено, в первую очередь, неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой по товарам, экспортируемым РФ. Падение цен на нефть привело к поэтапному снижению ставки таможенной пошлины до 115,3 долл. за тонну на 01.03.2009 с последующим ростом до 253,6 долл. за тонну на 01.03.2010.

      Бюджетная политика Российской Федерации в  области доходов приводит к снижению доли доходов федерального бюджета в ВВП. Влияют на это следующие факторы:

      - ухудшение внешнеэкономической  конъюнктуры на сырьевом рынке,  способствующее уменьшению поступлений  по таможенным пошлинам и налогу  на добычу полезных ископаемых. Хотя к началу 2010 г. цены на  мировом сырьевом рынке немного восстановились, но пока рано говорить о скором возвращении на докризисный уровень;

      - снижение налогооблагаемой базы  по многим налогам; 

      - пенсионная реформа, приведшая  к отмене с 2010 г. ЕСН. 

      Рассмотрим  подробнее возможные варианты влияния бюджетных доходов на социально-экономическую политику России в ближайшем будущем.

      Принятые решения в области пенсионной реформы не обеспечивают сбалансированность пенсионной системы, неоправданно увеличивают нагрузку на фонд оплаты труда, подразумевают необходимость постоянной подпитки из федерального бюджета. Следовательно, налоговая система нуждается в изменениях, обеспечивающих ее адаптацию к процессу старения населения.

      Во-вторых, при опережающем росте несырьевых отраслей и укреплении реального курса рубля доля добывающего сектора в ВВП будет сокращаться. При этом налоговая нагрузка на добывающий сектор существенно больше, чем на другие секторы. В результате в среднесрочной перспективе Россия столкнется со снижением рентных поступлений в бюджет, что приведет к необходимости оптимизировать налоговую нагрузку на экономику.

      Для повышения коэффициента замещения  в конце 2009 г. правительство РФ осуществило  масштабное изменение пенсионной системы. В итоге суммарные расходы  на пенсионное обеспечение по сравнению с 2009 г. выросли на 1,3 трлн. руб., или 2,4% ВВП, что привело к увеличению дефицита пенсионной системы до 5,2% ВВП в 2010 г. Для компенсации возросших расходов с 2011 г. тариф на обязательное пенсионное страхование увеличивается с 20 до 26%. При этом совокупный тариф на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование повышается с 26 до 34%. В результате налоговая нагрузка на фонд оплаты труда увеличится на 1,6% ВВП32.

      Предлагаемые  тарифы страховых взносов гораздо  выше, чем в большинстве стран ОЭСР. Увеличение налоговой нагрузки на труд противоречит общемировой тенденции, когда для повышения конкурентоспособности экономики налоговая нагрузка на труд и капитал снижается, а на потребление - увеличивается. На наш взгляд, целесообразно ограничиться умеренной индексацией шкалы страховых взносов, не увеличивающей налоговую нагрузку на рынок труда в 2011-2012 гг.

Информация о работе Экономическое содержание доходов бюджета