Экономическая сущность и содержание расходов бюджетов РФ, их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 00:41, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения.1

Содержание

Роль расходов бюджета в макроэкономическом регулировании……...3
Распределение расходов по уровням бюджетной системы……………5
Направления реструктуризации бюджетных расходов……………….11
Список использованной литературы……………………….…………………..20
Приложения……………………………………………………………………...22

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ расходы.docx

— 51.37 Кб (Скачать документ)

     Помимо  отчислений от государственных доходов  и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных  бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий.13

     В значительной степени этот вид доходов  в последние десятилетия заменял  прямую дотацию. Из всех регулирующих доходов этот источник наименее пригоден для обеспечения территориальных  бюджетов финансовыми ресурсами. Если отчисления от государственных доходов  и налогов, трансферты, дотации, субвенции  и субсидии заранее планируются  в доходах этих бюджетов, то средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в еще большую  зависимость от вышестоящих бюджетов.

     Межбюджетные  трансферты можно проанализировать, изучив рис. 2. Приложение 3.

     Основную  долю в этом разделе занимают «Межбюджетные  трансферты бюджетам государственных  внебюджетных фондов». В среднесрочной  перспективе прогнозируется рост объема межбюджетных трансфертов для перечисления государственным внебюджетным фондам. В динамике этот показатель растет. Это обусловлено необходимостью проведения дополнительных мер по укреплению и сбалансированности системы пенсионного  обеспечения, решению задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, по повышению размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких  категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны и т.д. В целом свидетельствует  об увеличении расходования этих средств  самого раздела.

     Что характерно следующих 4-х подразделов, то они уменьшаются. Это говорит  о том, что государство пытается сократить участие в финансировании субъектов РФ. Чтобы они находили источники средств для сбалансированности их бюджетов, для осуществления федеральных  целевых программ, тем самым сокращая долю участия в финансировании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Направления реструктуризации бюджетных  расходов.

     Основные  направления реструктуризации (реформирования системы финансирования бюджетных  учреждений):

     − оптимизация действующей сети получателей бюджетных средств;

     − уточнение правового статуса и реорганизация бюджетных учреждений;

     − переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных или

     муниципальных услуг;

     − внедрение методов формирования бюджета, ориентированного на результат.14

     Первое  направление. Оптимизация  действующей сети получателей бюджетных  средств. Ее предполагается осуществить за счет совершенствования системы управления сетью учреждений:

     • административного и финансового переподчинения ряда получателей бюджетных средств для соблюдения принципов отраслевой направленности основного вида деятельности. Имеется в виду выявление основного вида деятельности учреждения и приведение в соответствие этому виду отраслевой подчиненности учреждения;

     • ликвидации и объединения бюджетных учреждений, чья деятельность дублируется;

     • устранения ситуации, при которой распорядителями средств бюджета одного уровня власти являются органы другого уровня власти.

     Первое  направление реструктуризации связано  с наведением порядка и не предусматривает  ничего принципиально нового. Есть распорядители бюджета (органы власти по отраслевому принципу в соответствии с уровнем

подчинения), и есть получатели бюджета (подведомственные органам власти учреждения). Если распорядителем является структура федеральная, то и получателями средств этого бюджета должны быть учреждения с федеральной собственностью. Аналогично с региональной государственной собственностью на уровне субъектов федерации. Если распорядителем соответствующего уровня бюджета являются органы местного самоуправления, то и получателями должны быть муниципальные учреждения.

     Этот  принцип предусмотрен уже в действующем  Бюджетном кодексе (БК). В соответствии со статьей 84 БК учреждения, находящиеся  в ведении того или иного уровня бюджетной системы, финансируются  исключительно из бюджета соответствующего уровня. За исключением оговоренных  в статье 85 БК случаев совместного  финансирования расходов в соответствии с закрытым перечнем. До сих пор  многие учреждения находятся в ведении  отраслевых министерств, не соответствующих  профилю их основной деятельности или  уровню бюджетной системы. Например, это касается подчинения ВУЗов. Как  известно, они должны иметь федеральное  подчинение.

     Фактически  только около 60 %, или 2/3 всех российских ВУЗов, закреплено за Минобразования России. Существует большая доля отраслевых министерств, в том числе Минкультуры  России, которые имеют в своем  ведении учреждения как высшего, так и среднего профессионального

образования, финансируемые за счет бюджетных  средств. Это признано нарушением бюджетной  дисциплины. Министерства и ведомства  вправе иметь высшие учебные заведения, но финансировать их из собственных  средств, а не за счет бюджета.

     Если  бюджет рассматривается как средство обеспечения социальной политики и  в этом смысле должен расходоваться  максимально эффективно, то с этой точки зрения дублирование деятельности, например, финансирование за счет бюджетных  средств муниципальных и ведомственных  детских садов, образовательных  учреждений, организаций культуры, здравоохранения и т.д., признается Правительством Российской Федерации неэффективным. Речь идет о тех организациях, которые, находясь в ведомственном подчинении, получают бюджетные средства. Ведомственные учреждения социальной сферы не могут быть получателями бюджета.

     15Итак, когда говорится об административном и финансовом переподчинении, речь идет о большой, технически кропотливой, прозрачной по содержанию работе, связанной с тем, чтобы перевести учреждения по основному виду их деятельности в подчинение соответствующему основному распорядителю бюджетных средств.

     Проще говоря, все первое направление реструктуризации представляет собой инвентаризацию бюджетного сектора в целом и  приведение существующего положения  в соответствие законодательным  нормам.

     Второе  направление. Уточнение  правового статуса  и реорганизация  бюджетных учреждений.

     1. Расширение возможности по привлечению  организаций различных организационно-правовых  форм к предоставлению государственных  (муниципальных) услуг, оплачиваемых  за счет бюджетных средств.

     На  сегодня существует определенная дискриминация  негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих аналогичные  услуги, в вопросе доступа к  бюджетным средствам. Есть законодательно закрепленные обязательства по поводу финансирования из бюджета государственных  организаций. И никаких обязательств в этом вопросе перед негосударственными некоммерческими организациями. При  этом по качеству предоставляемых услуг, их спектру последние выглядят часто  гораздо лучше.

     Так как государство и муниципалитеты в лице исполнительных органов власти, прежде всего, должны обеспечить предоставление качественных и доступных социальных услуг для населения, то они выступают заказчиками услуг и должны иметь право на конкурсной основе размещать социальные заказы как среди подведомственных учреждений, так и среди организаций некоммерческого сектора, стремясь к эффективному вложению бюджетных средств за счет привлечения к исполнению заказа лучших.

     Речь  идет о том, чтобы путем внесения соответствующих изменений в  законодательство снять дискриминацию, с одной стороны, и предоставить властным органам более широкие  возможности по оптимальному размещению социального заказа – с другой. В первую очередь, это станет реальностью  для сфер культуры и образования. Более сложная процедура предстоит  в здравоохранении. Там в целях  защиты потребителя от некачественных услуг, грозящих здоровью, будут ужесточены процедуры лицензирования, аккредитации, аттестации и прочих разрешений на деятельность по оказанию медицинских  услуг.

     2. Изменение законодательства, обеспечивающего  возможность реорганизации ныне  действующих бюджетных учреждений. Речь идет о том, чтобы преобразовать  часть учреждений и унитарных  предприятий, деятельность которых  признана неэффективной, в иные  организационно-правовые формы.  В какие именно формы – это  должны решать органы субъектов  Федерации, муниципалитеты, то есть  учредители бюджетных организаций.

     3. Внедрение новых организационно-правовых  форм, в которые могут быть  реорганизованы бюджетные учреждения.

     В бюджетной форме останутся те учреждения, которые не могут существовать в рыночной среде.

     Все организации, которые способны существовать на принципах ответственного финансового  менеджмента и более-менее адаптированы к рыночным условиям, будут реорганизованы их учредителем в другие организационно-правовые формы. Они сохранят государственную  собственность и при этом получат различную степень хозяйственной свободы.

     4. Комплекс мер, направленных на  изменение порядка осуществления  бюджетными учреждениями деятельности, приносящей доход.16

     В отношении сохранившихся бюджетных  учреждений предусмотрено ужесточение  финансового контроля даже по сравнению  с существующим положением, а именно: лишение права самостоятельного распоряжения внебюджетными доходами и введение ответственности руководителя за превышение объемов принимаемых  обязательств сверх доведенных лимитов  бюджетных обязательств, а также  за нарушение установленного порядка  учета и отчетности.

     Рассмотрев  второе направление реструктуризации, можно сделать следующие выводы:

     1) Реструктуризация бюджетного сектора  будет производиться не по  видам деятельности организации,  а, прежде всего, по возможности  ее существования в рыночной  среде.

     2) В настоящее время в подавляющем  большинстве случаев финансируются  производители бюджетных услуг.  Изменения направлены на обеспечение  за счет средств бюджета гарантий  качества и доступности социальных  услуг для населения.

     3) Пакеты документов и законодательных,  нормативных актов, регламентирующих  деятельность новых форм бюджетных  организаций, пока еще не приняты.  В их числе – вопросы имущественных  отношений, гарантий для трудового  коллектива при преобразованиях,  включая вопросы пенсионного  обеспечения, защиты от банкротства  преобразованных бюджетных учреждений  и потери государственного (муниципального) имущества или нежелательной  приватизации организаций культуры  без сохранения профильной деятельности и использованию имущества не по прямому назначению.

     Третье  направление. Переход  к новым формам финансового обеспечения  предоставления государственных  или муниципальных  услуг:

      постепенный отказ от сметного финансирования бюджетных учреждений;

      участие организаций различных организационно-правовых форм в предоставлении государственных (муниципальных) услуг;

      использование новых механизмов, обеспечивающих выполнение государственных обязательств, гарантированных Конституцией Российской Федерации:

     – нормативно-подушевое финансирование,

     – государственный (муниципальный) социальный заказ;

     – конкурентные способы распределения  бюджетных средств;

     – финансовая привлекательность выполнения государственных заданий;

     – гибкость в проведении государственной  политики в различных отраслях с  учетом их специфики.17

     Третье  направление реструктуризации логически  исходит из второго и связано  с новыми механизмами финансирования. Смысл попытки финансирования «по-другому» сводится к тому, чтобы выделять средства под реальные услуги. Что  предлагается в этом направлении?

Информация о работе Экономическая сущность и содержание расходов бюджетов РФ, их классификация