Экономическое содержание доходов бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 20:02, реферат

Описание

Доходы бюджетов, входящих в бюджетную систему Российской Федерации, образуются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений. При этом в составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов как разновидность доходов бюджетов.

Работа состоит из  1 файл

Экономич содерж доходов бюджетов.docx

— 24.80 Кб (Скачать документ)

Экономическое содержание доходов  бюджетов

Реклама:
 
Доходы  бюджетов, входящих в бюджетную систему  Российской Федерации, образуются за счет налоговых доходов, неналоговых  доходов, безвозмездных перечислений. При этом в составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов как разновидность доходов бюджетов.

Необходимо отметить, что состав бюджетных доходов, их виды, формы мобилизации денежных средств в бюджеты зависят от системы и методов хозяйствования "и решаемых обществом экономических задач.

Изучение доходов  бюджетов предполагает прежде всего ознакомление с их внутренними и внешними материальными источниками.

Главная роль принадлежит  внутренним источникам: национальному богатству, валовому внутреннему продукту (ВВП), национальному доходу.

Внешние источники — доходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

Основной материальный источник доходов государства —  ВВП. Государственные доходы в первую очередь создаются в процессе перераспределения ВВП. Перераспределение идет через государственный бюджет и другие звенья финансовой системы: внебюджетные фонды, страхование и др. Важнейшими инструментами перераспределения являются налоги. Именно налоговые поступления на 80—90% формируют бюджеты государства.

Налоговые доходы — это предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах бюджетов в этой части учитываются предоставленные налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Налоговые доходы по форме поступления в бюджет делятся на закрепленные и регулирующие доходы

Закрепленные  доходы — доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.

Регулирующие  доходы — доходы, которые в целях балансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год.

Нормативы отчислений, определяются законом о бюджете  того Уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает Регулирующие доходы, либо законом о бюджете  того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

При распределении  налоговых доходов по уровням  бюджетной системы налоговые  доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны, как правило, составлять не менее 50% суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Государство без  налогов существовать не может, поскольку  налоги есть главный инструмент мобилизации доходов в условиях рыночных отношений. Налоги, участвуя в перераспределении национального дохода, выступают специфической формой производственных отношений, которые формируют общественное содержание налогов. Налоги как часть распределительных отношений отражают закономерности производства.

Кроме общественного  содержания налоги имеют материальную основу, т.е. представляют собой реальную сумму денежных средств, мобилизуемую государством. Часть национального  дохода, присвоенная принудительно в форме налогов, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения предопределяет одностороннее движение стоимости от налогоплательщика к государству без прямого эквивалентного обмена.

Налогообложение относится к той сфере общественной жизни, которая непосредственно  касается интересов всех и каждого. В налогах преломляются важнейшие экономические, социальные, политические проблемы жизни общества. Реформирование экономики на основе развития разных форм собственности вызвало особый интерес в отношении практического использования налоговых форм.

Теория и практика налогообложения имеют глубокие исторические корни. Сколько веков существуют государства, столько же времени взимаются налоги, а теоретики ищут принципы оптимального налогообложения. Ответы на вопросы: «сколько?» и «каким методом?» — занимают и по сей день умы многих ученых, практиков и политиков.

В экономической  литературе дается множество трактовок  сущности налога. В целом налог — это обязательный сбор с юридических и физических лиц, проводимый государством на основе законодательства. Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Следовательно, экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан с одной стороны и государства — с другой.

Налоги призваны во-первых, предупредить сбои в системе распределения, во-вторых, заинтересовать хозяйствующие субъекты в развитии той или иной деятельности.

Функции налогов  выявляют их социально-экономическую  сущность, внутреннее содержание. В современных условиях налоги выполняют две функции: фискальную и стимулирующую, каждая из которых проявляет внутреннее содержание, признаки и черты данной финансовой категории.

Фискальная  функция — основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные фонды денежных средств, т.е. материальные условия для жизнедеятельности государства. Именно рассматриваемая функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев общества.

Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Доля государства в перераспределении национального дохода составляет около 60%. Фискальная функция создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. налоги обусловливают стимулирующую функцию.

Стимулирующая функция проявляется в том, что налоги как активный элемент перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи.

Применение налогового метода мобилизации для государства  национального дохода обеспечивает реальную возможность влияния процесса производства на экономику страны, на все стадии воспроизводства. Во-первых, налоги воздействуют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействовать производству или тормозить его. Во-вторых, размер налогов определяет уровень оплаты труда, так как она включает налоговые платежи. В-третьих, от налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг.

Налоги и их функции отражают базисные отношения, которые используются государством в налоговой политике посредством  применения различного рода налоговых инструментов: налоговых ставок, способов налогообложения, льгот и пр., обеспечивающих действие налогового механизма.

Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью государства и зависит от его экономической политики. В советский период платежи в бюджет носили ярко выраженный фискальных характер. Собственником основной массы средств производства выступало государство, доходы бюджетов всех уровней базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государства отражала стремление «центра» сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежных средств. Бюджеты территорий находились в полной зависимости от вышестоящих бюджетов и практически были лишены самостоятельности в формировании доходов.

Накануне налоговой  реформы 1930 г. в Советском Союзе  количество платежей предприятий, организаций, населения достигло 86 (только акцизов было 12 видов). Множественность платежей и налогов усложняла процесс взимания платежей и контроль за своевременной их уплатой, а расходы по исчислению и взиманию платежей и налогов были непомерно велики.

Множественность видов изъятий и разнообразие методов их взимания делали налоговую систему чрезвычайно громоздкой, требовалось содержание почти на каждом предприятии налоговых специалистов, знающих нормы огромного числа инструкций, циркуляров, разъяснений. В финансовых отделах работали многочисленные консультанты по отдельным видам изъятий; их узкая специализация обусловливалась изобилием действующих и постоянно меняющихся законоположений по каждому виду изъятий. Несомненно, такая специализация, порождающая громоздкий налоговый аппарат, сама по себе была немалым препятствием на пути рационализации налоговой системы.

Кроме того, требовался детализированный учет, поскольку каждое банковское учреждение должно было открывать отдельные счета по каждому налогу и сбору.

Именно такими жесткими средствами решались задачи по сосредоточению в руках государства основной массы финансовых ресурсов страны.

Теперь рассмотрим неналоговые доходы бюджетов. К  неналоговым доходам бюджетов согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации относятся:

*доходы от  использования имущества, находящегося  в государственной или муниципальной собственности;

*доходы от  продажи или иного возмездного  отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

*доходы от  платных услуг, оказываемых соответствующими  органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям; иные суммы принудительного изъятия;

*доходы в  виде финансовой помощи и бюджетных  ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

*иные неналоговые  доходы.

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, составляют:

*средства, получаемые  в виде арендной либо иной  платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

*средства, получаемые  в виде процентов по остаткам  бюджетных средств на счетах  в кредитных организациях;

*средства, получаемые  от передачи имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности, под залог или  в доверительное управление;

*средства от  возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных  ссуд, в том числе средства, получаемые  от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным или муниципальным гарантиям;

*плата за  пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

*доходы в  виде прибыли, приходящейся на  доли в уставных (складочных) капиталах  хозяйственных товариществ и  обществ, или дивидендов по  акциям, принадлежащим Российской  Федерации, субъектам Российской  Федерации или муниципальным  образованиям;

* часть прибыли  государственных и муниципальных  унитарных предприятий, остающаяся  после уплаты налогов и иных  обязательных платежей;

* другие предусмотренные  законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской  и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в  смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах  соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Доходы от продажи  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, представляют собой средства, полученные от продажи государственного и муниципального имущества' и зачисленные в соответствующие  бюджеты в полном объеме.

Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством Российской Федерации о приватизации.

Финансовая помощь от бюджетов других уровней бюджетной  системы Российской Федерации в  форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателе этих средств.

Кроме того, в  доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездны перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные  перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровне" бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, операции по которым проведены после утверждения-закона о бюджете.

Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты  по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении  штрафа, если иное не предусмотрено  законодательством Российской Федерации.

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в  принудительном порядке изымаемые  в доход государства, зачисляются  в доходы бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями судов.

Информация о работе Экономическое содержание доходов бюджетов