Финансы и кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 02:23, контрольная работа

Описание

Финансовая наука формировалась под влиянием исследований ученых.

Разрабатываемые ими финансовые теории проверялись реальными потребностями общества. Если они отражали реальные явления и процессы в жизни общества и государства, то принимались на вооружение в той или иной стране (группе стран) при разработке фискальной политике государства и финансового законодательства.

Содержание

1. Теории государственных финансов зарубежной экономики
А. Государственные финансы: возникновение, сущность, функции.
Б. Труды зарубежных авторов по теории финансов.
2. Внебюджетные фонды РФ
А. Понятие внебюджетных фондов, их значение в развитии экономики
Б. Классификация внебюджетных фондов
Г. Экономические и социальные внебюджетные фонды.

Работа состоит из  1 файл

финансы и кредит.docx

— 149.20 Кб (Скачать документ)

Неоклассические теории. Одновременно с теориями неокейнсианцев в послевоенные годы (особенно с середины 1950-х) оживились неоклассические теории, пропагандирующие идеи свободного предпринимательства при ограничении государственного регулирования. Теоретики неоклассической школы (Р. Слоу, Дж. Кенрик в США; А. Роббинс, Дж. Мид в Великобритании), отстаивая основной принцип невмешательства государства в экономику, выступили за сокращение общего объема государственных расходов, одновременно изменив их структуру, путем увеличения доли затрат на образование, науку. Особое внимание было уделено «инвестициям в человеческий капитал». Одновременно предлагалось снижение уровня налогов, но требовалось достижение бездефицитного бюджета.

По мере ухудшения условий  воспроизводства и усиления инфляционных тенденций возрастает критика кейнсианского  и неокейнсианских положений, на которые возлагалась ответственность за экономические трудности. При такой сложной экономической ситуации из неоклассической школы выделилось неоконсервативное направление (в США — Г. Стейн, М. Уэйденбаум; в Великобритании — Дж. Хау, А. Уолтере), которое разрабатывает теорию «экономики предложения». Ее финансовая концепция исходит из того, что экономический рост определяется сбережениями и накоплением. Государство через налоговую систему должно создать необходимые условия для формирования сбережений, достаточных для обеспечения инвестиций в стране. На государство и его финансовую систему возлагалась задача стимулировать научно-технический прогресс. Финансам предписывалось обеспечить долгосрочное поощрение экономического роста. В целом роль государства сводилась к минимуму. Некоторые из авторов этой теории предлагали ограничить государство функциями «ночного сторожа и полицейского».

Как и во многих других теориях, в «экономике предложения» налогам  отводится почетное место. Ее представители  выступили за сокращение налогов. Однако в отличие от кейнсианцев, которые рассматривали налоги как средство антициклического конъюнктурного регулирования, они требовали снижения налогового изъятия для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций.

Широкую известность приобрела  налоговая концепция американского  экономиста А. Лэффера, который на основании  графической модели пришел к выводу: высокие ставки налога сдерживают темпы  экономического роста. Рекомендации этого  ученого были положены в основу налоговых  реформ 1980—1990-х гг., проведенных  во многих странах.

Теории посткейнсианцев. Кейнсианское учение несмотря на определенное развитие неоклассической школы продолжает развиваться применительно к новым условиям. В 1970-е гг. оформилось посткейнсианское направление, крупнейшими представителями которого являются в Великобритании — Н. Калдор, Г, Шэкл, в США — X. Минский, Р. Клауэр и др. Оно подвергло критике основные положения как неокейнсианцев, так и представителей неоклассической школы. В основе теории посткейнсианцев по-прежнему — идея расширения государственного вмешательства с помощью финансового механизма. Финансовая политика должна стать главной и направляться на ограничение деятельности монополий и сокращение военных расходов. В «политике доходов» они выступают за решение социальных вопросов, проведение социальных реформ. Наилучшим методом обложения считаются налоги на расходы. Английский исследователь Н. Калдор развивает идею замены подоходного налога налогом на потребление, рассматривая последний как обложение части дохода, идущего на личные расходы. Эта мера сможет стимулировать сбережение и ослабить инфляцию.

Мысль Н. Калдора нашла широкую поддержку среди ученых Запада, которые выступают за упрощение налоговой системы вплоть до единого налога на расходы, при котором обложению будут подвергаться только потребительские расходы граждан.

В конце XX столетия экономическая  наука все больше отдает предпочтение рыночной системе в целом, законам  бизнеса, практической деятельности в  любой сфере экономики. В то же время материальные потребности  безграничны, а ресурсы (капитал, земля, труд, предпринимательская способность  и т.д.) ограничены, как пишут известные  американские ученые К. Р. Макконнелл и С.Л. Ерю в работе «Экономикс. Принципы, проблемы, политика»; поэтому регулирование экономических процессов требуется постоянно, хотя в разные периоды развития экономики степень его различна. Они выступают за фискальную политику, ориентированную на предложение. Фискальная политика оказывает влияние на совокупный спрос, а также через изменение налогов — на предложение. Трансфертные платежи из бюджета и налоговая система, считают' эти ученые, создадут требуемое равновесие в различных экономических ситуациях.

В современной финансовой науке зарубежных стран, несмотря на разногласия и постоянные дискуссии  между различными школами, наблюдается  процесс конвергенции. Так, взгляды  кейнсианской теории проникают в  неоклассическую, а неоклассической теории — в кейнсианскую. Это прежде всего касается финансово-кредитно-денежного механизма, который присутствует во всех без исключения теориях. Все теории согласны, что необходимо исследовать эти инструменты для воздействия на хозяйственную жизнь страны. Хотя мера такого воздействия, инструменты и время использования могут не совпадать.

Анализ финансовых концепций  зарубежных авторов дает возможность  сделать ряд выводов.

1) Система взглядов в  области финансов выступает как  определенная часть общеэкономической  теории, она обогащает и развивает  финансовую науку.

2) Возникновение финансовых  концепций является ответной  реакцией на требования макро-  и микроэкономики страны или  выполнением заказа определенной  правящей социальной группы.

3) Финансовые рекомендации, имеющие практическую ценность, становятся общей экономической  стратегией государства по укреплению  и стабилизации экономики и  социальных отношений в стране  и используются при разработке  финансовой политики.

4) Прогрессивные финансовые  идеи зарубежных ученых, обеспечивая  достаточно высокий уровень экономического  роста, помогают обществу удовлетворять  разнообразные потребности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Основными по размерам и  значению являются социальные внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения Российской Федерации; сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации (Роструд).

К экономическим относятся:

  • Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР;
  • финансовые фонды поддержки отраслей;

 

Внебюджетные  фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общегосударственных финансов. В нашей стране к таковым относятся: Фонд государственного социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения.

Государственные внебюджетные фонды создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники  формирования, определяются порядок  и направления использования  денежных фондов.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические  и социальные; в соответствии с  уровнем управления -- на общегосударственные и региональные.

С помощью внебюджетных фондов возможно:

· влиять на процесс производства путем  финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

· обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение  окружающей среды;

· оказывать социальные услуги населению  путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

· предоставлять займы, в том числе  зарубежным партнерам, включая иностранные  государства.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных  органов власти -- центральных, республиканских и местных.

Направление расходования средств, поступающих  во внебюджетные фонды, обусловливается  назначением фондов, конкретными  экономическими условиями и содержанием  разработанных и реализуемых  программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а  также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать  инвесторами и участниками финансового  рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования; и во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными  источниками финансирования затрат соответствующего фонд

 

Внебюджетные фонды являются одним из важнейших звеньев бюджетной  системы любой страны с рыночной экономикой. Начало их формирования совпало  с периодом перехода РФ к новым  экономическим отношениям и юридически оформлено принятием Закона РСФСР  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91. В настоящее время основные положения формирования и деятельности внебюджетных фондов содержатся в Бюджетном кодексе РФ.

По разным оценкам, количество формируемых в РФ внебюджетных фондов достигает нескольких десятков. В  связи с этим актуальным представляется вопрос об их классификации. Существует несколько критериев классификации  внебюджетных фондов, в частности:

  1. в зависимости от субъектов, которые определяют порядок формирования и использования фондов, все они делятся на государственные (федеральные) и фонды субъектов РФ;
  2. по социальноэкономическому содержанию (в зависимости от целевого назначения) выделяют фонды экономические и социальные;
  3. по способу образования фонды подразделяются на фонды, выделенные в составе бюджетов, и фонды, имеющие автономное управление;
  4. по характеру использования в материальных отраслях народного хозяйства существуют фонды технологического развития и фонды поддержки отраслей;
  5. по источникам и механизму формирования ресурсов различаются внебюджетные фонды, формирующиеся за счет отчислений от фонда оплаты труда и имеющие налоговый характер, за счет отчислений от себестоимости произведенной продукции или ее стоимости по утвержденному нормативу, за счет прочих источников.

Наиболее важное значение принадлежит государственным внебюджетным фондам. Как следует из Бюджетного кодекса РФ, государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином им предусмотренном порядке.

Бюджетное законодательство формулирует общие принципы и  правовой статус государственных внебюджетных фондов. Бюджетный кодекс РФ декларирует, что вне федерального бюджета  образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:

  • социальное обеспечение по возрасту;
  • социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;
  • социальное обеспечение в случае безработицы;
  • охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Правовой статус, порядок  создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом.

Средства государственных  внебюджетных фондов находятся в  федеральной собственности. Средства этих фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы  РФ и изъятию не подлежат.

Государственными внебюджетными  фондами РФ являются: Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ); Фонд социального страхования  РФ (ФСС РФ); Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования (ФФОМС).

Имеются общие черты, присущие всем этим внебюджетным фондам:

  • все они контролируются государством;
  • отчисления в них производятся от всех сумм оплаты, выплаченной работникам как в денежном виде, так и в натурально вещественном, как за счет себестоимости, так и за счет чистой прибыли;
  • самое главное, что все эти фонды по своей экономической природе являются страховыми, т.е. внесенные в них суммы страховых взносов являются в принципе возвратными – работодатели, начисляя за своих работников страховые взносы, тем самым страхуют их. Формы страховых случаев перечислены в следующей таблице:

Фонд 

Формы страховых  случаев 

ПФ РФ

наступление пенсионного  возраста или получение инвалидности, момент начала выплаты соответствующей  пенсии

ФФОМС

момент обращения застрахованного  в медицинское учреждение за бесплатной медицинской помощью 

ФСС РФ

момент болезни и необходимость  оплаты листка нетрудоспособности или  санитарно$курортного лечения, а также пособия по беременности и родам

Информация о работе Финансы и кредит