Финансы и кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 02:23, контрольная работа

Описание

Финансовая наука формировалась под влиянием исследований ученых.

Разрабатываемые ими финансовые теории проверялись реальными потребностями общества. Если они отражали реальные явления и процессы в жизни общества и государства, то принимались на вооружение в той или иной стране (группе стран) при разработке фискальной политике государства и финансового законодательства.

Содержание

1. Теории государственных финансов зарубежной экономики
А. Государственные финансы: возникновение, сущность, функции.
Б. Труды зарубежных авторов по теории финансов.
2. Внебюджетные фонды РФ
А. Понятие внебюджетных фондов, их значение в развитии экономики
Б. Классификация внебюджетных фондов
Г. Экономические и социальные внебюджетные фонды.

Работа состоит из  1 файл

финансы и кредит.docx

— 149.20 Кб (Скачать документ)

При не наступлении страхового случая для конкретного гражданина начисленные суммы организации не возвращаются (как это бывает частично при добровольном страховании), а перераспределяются государством в пользу нуждающихся в конкретной социальной помощи.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует порядок составления, представления  и утверждения бюджетов государственных  внебюджетных фондов. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных  фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе  документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих  бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ рассматриваются  и утверждаются Федеральным Собранием  в форме федеральных законов  одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете.

Проекты бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов  РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете  на очередной финансовый год и  утверждаются одновременно с принятием  законов субъектов РФ о бюджете.

Доходы государственных  внебюджетных фондов формируются за счет:

  • обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.

Расходование средств  государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами  указанных фондов, утвержденными  соответствующими законами. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов возложено на Федеральное  казначейство РФ.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ. Бюджетный кодекс устанавливает порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой.

Особенностями внебюджетных фондов является то, что они:

  1. вводятся органами государственной власти и имеют строгую целевую направленность;
  2. их денежные средства используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  3. фонды формируются преимущественно за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  4. страховые взносы в фонды и правоотношения, возникающие при их взимании, имеют налоговую природу, т.е., как и налоги, платежи и сборы, они устанавливаются государством на принципах обязательности изъятия у плательщиков, их исчисление, удержание и перечисление регулируются налоговым законодательством;
  5. средства фондов являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и других фондов и не могут изымать ся на цели, прямо не предусмотренные законом;
  6. средства фондов расходуются по распоряжению правительства или уполномоченного им органа (Правления фонда);
  7. из фондов могут осуществляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.

 

      Механизм формирования фондов, предусматривающий получение их доходов от относительно надежной облагаемой базы – фонда оплаты труда, что объективно способствует обеспечению привлечения необходимых финансовых ресурсов в фонды. При ежемесячных отчислениях от фактически начисленного фонда оплаты труда происходит самоиндексация доходов фондов. Такой механизм особенно эффективен в период нестабильной экономики, высокой инфляции, при большом бюджетном дефиците, поскольку и в неблагоприятных экономических условиях позволяет мобилизовать необходимые средства для решения важных социальных проблем.

Внебюджетные фонды в  финансовой системе России созданы  в соответствии с Законом РСФСР  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 17.10.1991г.

Внебюджетные фонды находятся  с собственности государства, но являются автономными.

Доходы внебюджетных фондов включают:

·специальные целевые  налоги и сборы, установленные для  соответствующего фонда;

·отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

·средства бюджета;

·прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом;

·займы, полученные фондом у  ЦБ РФ или коммерческих банков. 

 

Состав внебюджетных фондов представлен на Рис.2 

 

  

 

 

 

Внебюджетные фонды являются одной из форм организации финансовых ресурсов, заключающейся в их перераспределении  и использовании для финансирования определенных общественных потребностей.

 

Потребность в перераспределении  бюджетных ресурсов возникает, когда  данные ресурсы ограничены, особенно при сложном финансовом состоянии экономики. Благодаря незакрепленности доходов за конкретными видами расходов, средства госбюджета достаточно мобильны.

 

Однако в такой ситуации существует опасность урезания расходов на социальные потребности, поэтому  достаточно важным является определение  наиболее значимых участков и обеспечить их целевым направлением и использованием поступающих средств.

 

Одним из способов решения  данной задачи является создание внебюджетных фондов с конкретным назначением: расширить  источники государственного финансирования социальных нужд для обеспечения реализации конституционных прав граждан.

 

В зависимости от своего назначения, внебюджетные фонды могут  быть экономическими – с целью  аккумулирования средств для финансирования хозяйственных нужд, и социальными – для формирования страховых, пенсионных и прочих резервов с целью осуществления социальной защиты населения. По уровню управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов осуществляется:

  • Влияние на процесс производства посредством финансирования, кредитования, субсидирования отечественных предприятий;
  • Обеспечение природоохранных мероприятий;
  • Оказание социальных услуг населению (выплата пенсий, пособий, финансирование социальной инфраструктуры;
  • Предоставление займов, включая партнеров за рубежом.

Формирование и функционирование внебюджетных фондов находится в  ведении органов власти государства: центральных, республиканских, местных, и регламентируется законодательством. Источники формирования внебюджетных фондов в основном обуславливаются  характером и масштабом поставленных перед ними задач, а так же экономическим  и финансовым положением государства.

 

Имеется два пути создания внебюджетных фондов: выделение из бюджета расходов, имеющих особое значение, либо формирование внебюджетного  фонда для определенных целей  с собственными источниками доходов. Цель создания фонда обычно отражается в его названии.

 

Важнейшим материальным источником для большей части государственных  внебюджетных фондов является национальный доход. С целью его перераспределения, в качестве способа мобилизации  используются налоги и сборы, бюджетные  средства и займы. Налоги и сборы  устанавливаются законодательством. Доходы внебюджетных фондов поступают  из следующих источников:

  • Налоги и сборы целевого характера, устанавливаемые законодательной властью;
  • Средства госбюджета в форме безвозмездных субсидий или отчислений;
  • Отчисления от прибыли предприятий и организаций;
  • Прибыль от коммерческой деятельности фондов и отдельных лиц;
  • Займы, предоставляемые фондам от коммерческих банков или Центрального банка России;
  • Прочие виды доходов, предусмотренные законодательством.

Поступление доходов в  фонды обеспечивается органами исполнительной власти, осуществляющими сбор налогов  в федеральный бюджет. Особенности государственных внебюджетных фондов:

  • Строгая целевая направленность и планирование органами государственной власти;
  • Финансовые средства из внебюджетного фонда могут использоваться для покрытия расходов государства, не включенных в госбюджет.
  • Внебюджетные фонды в качестве источника формирования используют обязательные отчисления физических и юридических лиц;
  • Взносы поступают в виде обязательных налоговых платежей, установленных государством;
  • Средства фонда не подлежат изъятию для использования в целях, отличных от назначения данного фонда;
  • Учет расходов фонда производится по распоряжению Правительства РФ или правления фонда.

На территории России действуют  следующие внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Прочие внебюджетные фонды.

Для наглядности рассмотрим более подробно функционирование некоторых  социальных внебюджетных фондов. Пенсионный фонд Российской Федерации является важнейшим социальным внебюджетным фондом, который предназначен для произведения выплат пенсий гражданам в соответствии с действующим законодательством.

 

Фонд выплачивает трудовые и социальные пенсии, пенсии военнослужащим и их семьям, различные пособия  и выплаты определенным категориям лиц. Средства в данный фонд поступают  из следующих источников:

  • Страховые взносы работодателей и граждан;
  • Средства федерального бюджета;
  • Суммы различных финансовых санкций;
  • Добровольные взносы юридических и физических лиц:
  • Доходы от инвестирования свободных финансовых средств фонда;
  • Иные источники, не запрещенные законодательством.

Пенсионный фонд РФ –  это самостоятельная финансово-банковская система, являющаяся органом государственного управления в области финансов пенсионного  обеспечения. Средства, составляющие бюджет фонда, являются федеральной собственностью и не подлежат перераспределению в прочие бюджеты. Фонд подотчетен правительству федерации и ежегодно представляет информацию о своей деятельности в парламент.

 

Структура Пенсионного фонда  гарантирует текущие и чрезвычайные выплаты пособий в масштабах  всей страны в различных ситуациях, например, выплату пенсий при резком увеличении числа пенсионеров в  результате стихийных бедствий; повышение  размера выплачиваемых пенсий при  резких скачках цен и т.д.

 

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) так же является социальным внебюджетным фондом. Средства из данного фонда направляются в  страховые компании, работающие на основе лицензий и подбирающие медицинские  учреждения, способные оказать действительную эффективную помощь застрахованным гражданам на бесплатной основе.

 

Фонд производит финансирование различных медицинских программ, развитие медицины и научных исследований в этой области, оплату лечения и  т.д. Формирование средств фонда  происходит за счет ассигнований и  страховых взносов за своих работников организаций любых форм собственности  и видов деятельности, а так  же органов исполнительной власти, осуществляющих платежи за неработающих лиц (детей, пенсионеров и т.д.). В  результате все граждане получают гарантированный  объем медицинских услуг, включая  скорую помощь.

 

Кроме социальных, могут создаваться и действовать государственные внебюджетные фонды иного назначения – экономического. Экономические внебюджетные фонды создаются федеральными, региональными либо местными органами власти для финансирования расходов государства по отдельным бюджетным статьям и консолидируются в составе бюджета государства для обеспечения более полного контроля за поступлением и целевым использованием средств данных фондов.

 

Информация о работе Финансы и кредит