Финансы и кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 20:32, контрольная работа

Описание

Крупные перераспределительные процессы протекают в сфере кредитных отношений. Финансы и кредит — взаимосвязанные категории. В сочетании они обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной основе. В Российской Федерации кредитные ресурсы привлекаются для покрытия бюджетного дефицита.

Содержание

1. Сущность и функции финансов
2. Формы, виды и методы финансового контроля
3. Содержание финансового планирования и прогнозирования
4. Методы финансового планирования и прогнозирования
5. Муниципальный кредит, его особенности и структура
6. Источники формирования региональных бюджетов
7. Направления расходов региональных бюджетов
8. Кредитная система
9. Новые виды кредитов: лизинг, кредитные карточки, ипотека

Работа состоит из  1 файл

Финансы и кредит.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

Финансы и кредит.

Крупные перераспределительные  процессы протекают в сфере кредитных  отношений. Финансы и кредит —  взаимосвязанные категории. В сочетании  они обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной  основе. В Российской Федерации кредитные ресурсы привлекаются для покрытия бюджетного дефицита.

Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого  через банковскую систему и специальные  финансово-кредитные институты.

Банки аккумулируют свободные  денежные средства предприятий и населения и передают их на основе обеспеченности, возвратности, платности и срочности предприятиям, нуждающимся в них. Если финансы выражают одностороннее и безвозмездное движение стоимости, то кредит должен быть в обусловленный срок возвращен кредитору с уплатой по нему заранее установленных процентов.

1. Сущность и функции финансов

Финансы представляют собой  экономические отношения, связанные  с формированием, распределением и  использованием централизованных и  децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Под централизованными  финансами понимаются экономические  отношения, связанные с формированием  и использованием фондов денежных средств  государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах, под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.

Финансы отличаются от денег  как по содержанию, так и по выполняемым  функциям.

Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда  ассоциированных производителей, а  финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения  валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

• предприятиями в  процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и  услуг;

• предприятиями и  вышестоящими организациями при  создании централизованных фондов денежных средств и их распределений;

• государством и предприятиями  при уплате ими налогов в бюджетную  систему и финансировании расходов;

• государством и гражданами при внесении ими налогов и  добровольных платежей;

• предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

• отдельными звеньями бюджетной  системы;

• органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых  взносов и возмещении ущерба, при  наступлении страхового случая;

• денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны — вновь  созданная стоимость или стоимость  валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы — неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Современная экономика  не может существовать без государственных  финансов. На определенных этапах исторического  развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а также предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень  развития производительных сил в  отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

Состояние экономики  страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального  дохода финансы характеризуются  своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны.

В условиях же экономического кризиса, спада производства, роста  безработицы состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а также в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение взаимных неплатежей, появление денежных суррогатов, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, невозможность своевременного финансирования государственных расходов, снижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства.

Сущность финансов проявляется  в их функциях. Финансы выполняют  две основные функции: распределительную  и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

1. Распределительная  функция проявляется при распределении  национального дохода, когда происходит  создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: 1)зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2)доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

• с межотраслевым  и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

• наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой  национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

• перераспределением доходов  между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения  образуются вторичные, или производные  доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении  и перераспределении национального  дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления — с другой.

Перераспределение национального  дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение  национального дохода происходит между  производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями  материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности  и социальными группами населения.

Конечная цель распределения  и перераспределения национального  дохода и ВВП, совершаемых с помощью  финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении  высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

2. Контрольная функция.  Будучи инструментом формирования  и использования денежных доходов  и фондов, финансы объективно  отражают ход распределительного  процесса. Контрольная функция проявляется  в контроле за распределением  ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовой контроль направлен  на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач  финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности  и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция  финансов проявляется также через  многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

3. Помимо распределительной  и контрольной функции финансы  выполняют также регулирующую  функцию. Эта функция связана  с вмешательством государства  через финансы (государственные  расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

4. В условиях рыночных  отношений финансы должны также  выполнять стабилизационную функцию.  Ее содержание заключается в  том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

2. Формы, виды и методы финансового контроля.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают такие виды финансового  контроля: общегосударственный, муниципальный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и аудиторский..

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют государственные органы законодательной и исполнительной власти и специальные государственные органы контроля. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Субъектами общегосударственного финансового контроля являются: ВРУ, КМУ, НБУ, Счетная палата, МФУ, Государственный департамент финансового мониторинга, Государственная налоговая служба, Государственная КРС, Государственное казначейство Украины, Государственная таможенная служба, Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Фонд государственного имущества Украины, Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины, а также дирекции государственных целевых фондов и др.

Информация о работе Финансы и кредит