ЦБ РФ в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание

Цель написания данной работы заключается в изучении, исследовании и определении роли Банка России для экономического развития страны.

Работа состоит из  1 файл

основная часть(2).doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

     Вывоз денег производится инкассаторами  Центрального хранилища на основании распоряжении ДЭКО и доверенности Центрального хранилища.

     Образование резервных фондов является важнейшим  элементом эмиссионно-кассовой работы ЦБ РФ. Резервные фонды представляют собой запас денежных билетов и монеты для последующего их выпуска в обращение по мере необходимости через оборотные кассы. Резервные фонды в РКЦ создаются с разрешения ЦБ РФ.

     Резервные фонды находятся в исключительном ведении Председателя Банка России.

     Образование резервных фондов позволяет удовлетворять потребности народного хозяйства в наличных деньгах, оперативно обновлять денежную массу в обращении, поддерживать необходимый покупюрный состав, сокращать затраты на перевозку и хранение денежных знаков.

     Доставка денежной наличности осуществляется тремя способами:

     - через филиалы Центрального хранилища Банка России;

     - через региональные резервные фонды, находящиеся в ведении Банка России;

     - непосредственно с предприятий Гознак в учреждения Банка России (такой вариант используется для центральных областей России).

     Денежные  знаки, находящиеся в резервных  фондах, не считаются деньгами, которые находятся в обращении, поскольку они не совершают движения, а являются резервом.

     Последний этап работы с наличными деньгами - их уничтожение. Для этого приказом Центрального Банка РФ создается комиссия, члены которой обязаны присутствовать при физическом уничтожении денежных билетов, о чем составляется соответствующий акт.

     Ежедневно уничтожается 300 млн. руб. (за год - более 100 млрд. руб.), вместо них Банк России выпускает в обращение новые банкноты.

     Банк  России, являясь эмиссионным центром, осуществляет эмиссионное регулирование, т.е. регулирование выпуска и изъятия денег из обращения.

     Эмиссионное регулирование включает:

     1. Определение эмиссионного результата, как по отдельным регионам, так и в целом по стране (эмиссионный результат может быть с «плюсом», когда производится выпуск денег в обращение, или с «минусом», когда производится изъятие денег из обращения);

     2. Документальное оформление совершаемых эмиссионных операций. В целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:

  1. прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;
  2. установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
  3. установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;
  4. определение порядка ведения кассовых операций. [9]

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что для достижения целей, предусмотренных Федеральным законом, Банк России осуществляет свои функции  и операции. Одной из основных функций является проведение единой государственной денежно-кредитной политики, которую разрабатывает и проводит Центральный Банк РФ. Осуществление этой функции направлено на достижение стабильности цен в стране (Приложение 2), обеспечение максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства (Приложение 3)

 

3. Банковский сектор  России в условиях кризиса 

      3.1. Стратегия развития банковского  сектора

     К числу важнейших задач, которые  стоят сегодня перед национальной банковской системой, относятся:

     - повышение эффективности финансового  посредничества в российской  экономике, обеспечение доступности  банковских услуг на всей территории  России;

     - финансовое обеспечение экономического  роста в России и укрепление позиций страны в мировом хозяйстве;

     - финансовая поддержка национальных  товаропроизводителей, экономических  субъектов, обладающих потенциалом  роста;

     - содействие структурной перестройке  российской экономике, обновление  основных фондов, увеличение объемов кредитования высокотехнологичных производств;

     - содействие экономической интеграции  регионов России, обеспечение свободы  движения капитала, товаров, услуг  и рабочей силы и повышение  мобильности основных факторов  производства;

     - расширение ипотечного и потребительского кредитования, стимулирование развития предпринимательских способностей российский граждан, повышение их кредитной структуры.

     Основная  проблема российской экономики - до сих  пор очень высокая зависимость  от экспорта природных ресурсов. В  последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос. [17]

     Вторая  проблема - недостаточная конкурентоспособность  несырьевых секторов экономики. Когда  начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.

     Результат - значительное падение промышленного  производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это  заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.

     Третья  проблема - недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.

     Национальная  экономика в последние годы развивались  во многом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, «дешевых»  кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста. [12]

     Активы  российской банковской системы в  феврале 2009 года сократились на 2 процента до 28,25 триллиона рублей. Такого снижения активов не наблюдалось с 2005 года. Сокращение активов было отмечено даже у крупных госбанков Сбербанка и ВТБ, чьи показатели снизились на 15,3 и 174 миллиарда рублей соответственно. При этом в феврале было отмечено в основном снижение розничных кредитов на 2,5 %. Убытки банковской системы в прошлом месяце оцениваются в 4,4 миллиарда рублей.

     На  поддержку Банковского сектора  Правительство России уже выделило в качестве субординированных кредитов уже  более  900 миллиардов рублей сроком не менее чем на пять лет, которые, в свою очередь, планировались для размещения в реальном секторе экономики. Из общей суммы кредита Сбербанк должен был получить до 500 млрд рублей, ВТБ — до 200 млрд рублей, Россельхозбанк — до 25 млрд рублей; оставшиеся 225 млрд смогут получить прочие российские банки при условии, что сумма кредита не будет превышать 15 % уставного капитала банка, а владельцы банка будут готовы внести два рубля своих средств на рубль государственных. Проблема в том, что не все банки распорядились госсредствами добросовестно. Таким образом оправдываются опасения, что государственная помощь банковскому сектору вместо того, чтобы работать в России, уводится за кордон. Для борьбы с этим явлением Центробанк РФ объявил о повышении ставки рефинансирования (с 1.12.2008 до 13% ), а также об отзыве лицензий сразу у трех российских банков. Вообще-то, государственная поддержка изначально была призвана помочь не банкам, а отечественному реальному сектору экономики. Субординированный кредит предоставляется на льготных условиях. Он привлекается кредитной организацией на срок не менее 5 лет и не может быть истребован кредитором ранее окончания срока действия договора, если заемщик не нарушает его условия. Проценты по такому кредиту не могут превышать размера ставки рефинансирования ЦБ РФ и не могут меняться в течение срока договора. Выплата основной суммы долга происходит одним платежом по окончании срока действия договора. [15]

     Общее число действующих кредитных  организаций в России за январь-февраль 2009 г сократилось на 8 – с 1108 до 1100. Из всех действующих кредитных организаций 1051 являются банками и 49 - небанковскими кредитными организациями.                                     
       С 24 апреля 2009 года  ставка рефинансирования Центробанка снижена и установлена в размере 12,5 % годовых. Ранее ставка рефинансирования составляла 13 %. В связи с этим изменяется и порядок исчисления налога с доходов по банковским вкладам. Одновременно были снижены процентные ставки по другим инструментам рефинансирования и депозитам, размещаемым в ЦБ. Также Совет директоров Банка Российской Федерации принял решение о продлении установленных сроков поэтапного увеличения действующих в данный момент нормативов обязательных резервов с ежемесячным их увеличением на 0, 5 процентного пункта с 01. 05. 2009 по 01. 08. 2009.

     14 мая 2009 года Совет директоров  Банка России принял решение  о снижении года ставки рефинансирования  с 12,5% до 12% годовых, а также  процентных ставок по операциям,  проводимым Банком России.

     Основным  фактором риска для российского  банковского сектора в условиях международного финансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам с международных рынков капитала и сокращение возможностей внешнего рефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительным подорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическим исключением такой возможности для других заемщиков.

     Следствием  влияния указанного фактора является введение российскими банками более  консервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В свою очередь, это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику и снижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременно это обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организаций доли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так и отражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточении условий привлечения кредитов.

     В этой ситуации на состояние банковского  сектора будет оказывать влияние  качество функционирования внутрибанковских систем оценки и управления рисками, включая кредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный риски. Наряду с вопросами поддержания ликвидности банки должны уделять внимание вопросам поддержания достаточности капитала, в том числе и за счет дополнительных инвестиций собственников и новых инвесторов. [18]

     3.2 Меры Центрального Банка по выходу страны из кризиса

     В «Основных направлениях единой государственной  денежно-кредитной политики на 2009 год  и период 2010 и 2011 годов» отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством Российской Федерации экономической политикой, и определяются меры денежно - кредитной политики, ведущие к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадает с горизонтом планирования федерального бюджета.

     Банк  России намерен в основном завершить  переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет  цели по снижению инфляции. Однако в  ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. При этом решения по корректировке политики будут приниматься на основе учета широкого спектра экономических индикаторов.

Информация о работе ЦБ РФ в экономике страны