ЦБ РФ в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание

Цель написания данной работы заключается в изучении, исследовании и определении роли Банка России для экономического развития страны.

Работа состоит из  1 файл

основная часть(2).doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

     18. Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего, денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений. Публикует соответствующие материалы и статистические данные.

     Осуществляет  выплаты Банка России по вкладам  физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.

     Анализ  содержит в себе:

     - исследование процессов, в их взаимосвязи с учетом субъективных и объективных факторов;

     - выявление положительных и отрицательных факторов и их количественное измерение;

     - раскрытие тенденций развития и выявления резервов;

     - принятие оптимальных управленческих решений, на базе определенного анализа.

     Анализ  и прогнозирование состояния  экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикация материалов и статистических данных. [3]

     2.2 Проведение денежно-кредитной политики –  первостепенная функция Банка России

     Денежно-кредитная  политика (ДКП) Центрального банка – это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости и роста реального объема производства. [9]

     Воздействие на макроэкономические процессы( инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования. Основным проводником денежно-кредитной политики и органом, осуществляющим денежно-кредитное регулирование, является Центральный банк.

     Денежно-кредитное  регулирование - совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

     Механизм  влияния ДКП на стояние экономики  достаточно сложен. Поэтому Центральный Банк РФ в процессе принятия решения относительно ДКП рассматривает 3 группы показателей:

  1. Конечные цели ДКП - глобальные макроэкономические цели, которые являются постоянными для экономики всех стран с рыночной экономикой. К ним относятся: обеспечение стабильности цен, полная занятость, рост реального объема производства, равновесие платежного баланса страны.
  2. Промежуточные цели (ориентиры) ДКП - более конкретные цели, которые ставятся при проведении в текущей ДКП. Они являются средством достижения конечных целей (денежная масса, процентная ставка, валютный курс и др.).
  3. Инструменты ДКП – совокупность мер, с помощью  которых осуществляется корректировка промежуточных целей.

     Основными инструментами денежно-кредитной  политики ЦБ являются:

    1) процентные ставки по операциям Центрального Банка РФ;

     2) нормативы  обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

     3) операции на открытом рынке;

     4) рефинансирование кредитных организаций;

     5) валютное регулирование;

     6) установление ориентиров роста денежной массы;

     7) прямые количественные ограничения;

     8) эмиссия облигаций от своего имени.

     Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной  политики зависит от тех целей, которые  решает Центральный банк на том или  ином этапе развития страны.

     Перечисленные показатели образуют своего рода иерархическую  структуру, в которой для достижения конечной цели необходимо поставить и решить промежуточные задачи с помощью применения тех или иных инструментов ДКП.

     Необходимость постановки промежуточных целей  объясняется следующими обстоятельствами:

  1. конечные цели измеряются периодически с большим отставанием от момента применения того или иногда инструмента денежно-кредитной политики;
  2. на передачу импульсов денежно-кредитной политики к её конечным целям требуется время, что затрудняет оценку эффективности денежно-кредитной политики по её конечным целям.

     Промежуточные цели обычно объявляются для того, чтобы информировать участников рынка о решениях Центрального банка  и ориентировать рынок относительно будущего поведения денежных величин( темпов роста денежной массы, процентных ставок, инфляции).

     Ежегодно  Центральный Банк РФ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает  «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики» на предстоящий год. Проект утверждается Советом директоров и  в соответствии с ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» представляется на рассмотрение в Государственную Думу. Закон предписывает Центральному Банку РФ представить предварительный проект Президенту и Правительству РФ. Согласованные таким образом с высшими государственными инстанциями и одобренные Высшим законодательным органом основные направления денежно-кредитной политики представляют собой важнейший установочный документ, близкий по значимости к государственному бюджету.

     В современных условиях Центральный  Банк как орган, осуществляющий денежно-кредитное регулирование, имеет широкие возможности воздействовать на экономические процессы. Такое воздействие осуществляется путем проведения денежно-кредитной политики двух типов: рестрикционной и экспансионистской.

     Рестрикционная ДКП (политика «дорогих» денег) направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно подкрепляется бюджетно-налоговыми мероприятиями: ростом налогов, сокращением государственных расходов.

     Цели  проведения рестрикционной ДКП:

  1. Сдерживание инфляции;
  2. Оздоровление платежного баланса;
  3. Сглаживание циклических колебаний деловой активности в периоды экономических подъемов, сопровождаемых «перегревом» конъюнктуры рынка.

     Политика  «дорогих денег» ограничивает возможности  получения кредитов на развитие производства, что приводит к сокращению инвестиций, спаду производства, росту безработицы. В частном секторе наблюдаются  такие процессы, как сокращение сбережений населения и привлекаемых на потребление кредитов. В результате снижается спрос на товары и услуги, что также тормозит развитие производства.

     Экспансионистская ДКП (политика «дешевых» денег) означает расширение масштабов кредитования, ослабление контроля за приростом количества денег в обращении, понижение уровня процентных ставок. Она сопровождается сокращением налоговых ставок и ростом расходов государственного бюджета.

     Цели  проведения экспансионистской ДКП:

  1. стимулирование деловой активности и экономического роста;
  2. сокращение безработицы.

     При проведении политики «дешевых денег» растут кредиты на развитие производства, увеличиваются инвестиции т объем  производства, а следовательно и  количество рабочих мест. Одновременно растут сбережения населения и кредиты на потребление, что ведет к увеличению спроса на товары и услуги, стимулирующего рост производства.

     ДКП любого типа может иметь тотальный  или селективный характер.

     При тотальной ДКП мероприятия Центрального Банка РФ распространяются на все учреждения банковской системы, на рынок ссудных капиталов в целом.

     При селективной ДКП - на отдельные кредитные  институты или их группы, на определенные виды банковской деятельности, на регулирование отдельных форм кредита или кредитование различных отраслей.

     При проведении денежно-кредитной политики неизбежно возникает проблема маневрирования между задачами стимулирования экономического роста и борьбы с инфляцией. Обе эти задачи не могут быть одновременно удовлетворительно решены на основе денежно-кредитных методов, так как для стимулирования экономического роста необходима кредитная экспансия, а для сдерживания инфляции – кредитная рестрикция. Поэтому денежно-кредитное регулирование должно сочетаться с гибкой налоговой и бюджетной политикой. [11]

    1. Центральный банк – денежно-эмиссионный центр

     Центральный Банк РФ является эмиссионным центром  страны, в связи с чем на него возложена задача управления денежным обращением в целях обеспечения устойчивости денежной системы.

     Эмиссия наличных денег является конституционной  обязанностью Банка России. Согласно части 1 статьи 75 Конституции РФ денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком РФ.

     Денежное  обращение - это движение денег в  наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, работ, услуг. Денежное обращение имеет две формы: наличную и безналичную. Между ними осуществляется тесная взаимосвязь обращения и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую.

     Несмотря  на то, что по объему оборот наличных денег существенно меньше безналичного оборота, его экономическое значение чрезвычайно велико. Именно в сфере налично-денежного обращения происходит окончательная реализация произведенных товаров, работ и услуг, проверяется соответствие спроса и предложения. Поэтому от состояния налично-денежного обращения во многом зависит покупательная способность национальной валюты.

     Выпуск  наличных денег происходит ежедневно  в пределах сумм, изымаемых из обращения. Эмиссия наличных денег осуществляется сверх сумм, изъятых из обращения.

     Механизм  выпуска денег в обращение  представляет собой сложный процесс и состоит из нескольких этапов:

  1. составление прогноза потребностей в наличной денежной массе для осуществления бесперебойного проведения расчетов;
  2. изготовление денежных знаков и их защита от фальсификации;
  3. организация резервных фондов денежной наличности;
  4. транспортировка денежной наличности в регионы РФ;
  5. собственно выпуск денег в обращение.

     В настоящее время прогнозы кассовых оборотов, которые отражают объем  и источники поступлений всех наличных денег в кассы банка, размеры и целевое направление выдач всех наличных денег, а также эмиссионный результат, то есть сумму выпуска или изъятия денег из обращения.

     Вначале прогнозируемые расчеты ожидаемых  поступлений наличных денег в кассы банков и их выдач составляются каждой кредитной организацией. Затем они передаются РКЦ, в котором открыт корреспондентский счет коммерческого банка.

     РКЦ составляет прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым кредитным организациям. Расчеты сообщаются территориальным учреждениям Банка России, которые осуществляют свод по области, краю, республике. Прогнозируемые на предстоящий квартал обороты в целом по региону сообщаются Департаменту регулирования денежного обращения. Составленный прогноз передается в Департамент эмиссионно-кассовых операций (в дальнейшем ДЭКО). Его данные служат ориентиром для определения плана производства денежных знаков для предприятий государственного производственного объединения «Гознак».

     ДЭКО  на основе полученных данных определяет заказ для государственного производственного  объединения «Гознак» на изготовление денежных знаков по объему (общей сумме) и по структуре (покупюрный состав).

     Гознак  находится в подчинении Министерства финансов РФ, поэтому все взаимоотношения Банка России с этим объединением строятся на договорной основе.

     Денежная  продукция является дорогостоящей, так как изготовление денежных знаков требует высококлассных специалистов и высококачественных специальных материалов.

Информация о работе ЦБ РФ в экономике страны