ЦБ РФ в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание

Цель написания данной работы заключается в изучении, исследовании и определении роли Банка России для экономического развития страны.

Работа состоит из  1 файл

основная часть(2).doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

     В начале 1921 года было объявлено о переходе к новой экономической политике (НЭПу). Практически это означало необходимость восстановления товарно-денежных отношений, создания рынка, укрепления рубля, а также воссоздания банковской системы.

     Однако  во второй половине 20-х годов в  связи с отказом от НЭПа и переходом к формированию командно-административной системы управления экономикой вновь была реанимирована идея «единого банка». Теперь специальные банки должны были ограничить свою деятельность операциями по долгосрочному кредитованию и финансированию капитальных вложений.

     Госбанк должен непосредственно руководить всей банковской системой.

     Таким образом, закладывались организационные  основы централизованной системы, включавшей:

     1) с одной стороны, Госбанк, как эмиссионный и расчетно-кассовый центр, а также центр краткосрочного кредитования народного хозяйства;

     2) с другой стороны, специальные  банки, все более превращавшиеся  в банки долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений.

     К началу 30-х годов сформировалась в общих чертах административно-коммандная система управления экономикой, что потребовало скорейшего завершения централизации банковской системы. В этих целях в 1930 -1932 годах было проведена кредитная реформа, принципиально изменившая характер кредитных отношений в стране и создавшая систему банков, не имевшую аналогов в мире.

     Таким образом, банки страны были превращены в один из обязательных и важнейших элементов административно-командной системы управления экономикой.

     В последующие десятилетия кредитная  система не подвергалась существенным преобразованиям.

     В середине 80-х годов в обстановке поиска путей более интенсивного развития экономики стали предприниматься попытки реорганизации банковской системы. Реорганизация банковской системы 1987 года предусматривала изменение ее организационной структуры, повышение роли банков, усиление их влияния на развитие народного хозяйства, превращение кредита в действенный экономический рычаг.

     На  первом этапе реорганизации было создана новая структура государственных банков. Модель включала следующее:

  1. Создание двухуровневой банковской системы в составе Центрального эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих хозяйство;
  2. Перевод специализированных банков на полных хозрасчет и самофинансирование;
  3. Совершенствование форм и методов кредитных отношений с предприятиями разных отраслей хозяйства.

     Центральное место в кредитной системе  страны должен был занять Госбанк СССР. На Госбанк возлагались функции координатора деятельности специализированных банков и проведение единой государственной денежно-кредитной политики. Была создана система банков в следующем составе:

  1. Государственный банк СССР (Госбанк СССР);
  2. Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк СССР);
  3. Промышленно-строительный банк СССР (Промстройбанк СССР);
  4. Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР);
  5. Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР);
  6. Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР (Сбербанк СССР).

     Главной целью преобразований было стремление приблизить банки к интересам хозяйства. Благодаря специализации банков усилилась их связь с хозяйством, воздействие денежно-кредитных отношений на производство.

     На  втором этапе необходимо было решить задачи:

  1. Создать новый механизм денежно-кредитного регулирования, позволяющий экономическими методами воздействовать на макроэкономические пропорции общественного производства;
  2. Создать условия для свободного перелива финансовых ресурсов в те сферы и отрасли, где их использование даст наибольший эффект.

     Для решения этих задач были изменены статус Госбанка и его роль в экономике страны. Банк был выведен из подчинения Правительства и получил необходимую экономическую независимость. После приобретения Россией суверенитета на базе Госбанка СССР был создан Центральный Банк РСФСР (Банк России), который был подотчетен Верховному Совету РСФСР (13 июля 1990 года). После упразднения в 1991 году Госбанка СССР все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были преданы Банку России.

     В результате в России сложилась двухуровневая  банковская система, нижний уровень которой представлен:

  1. коммерческими и специализированными банками;
  2. филиалами и представительствами иностранных банков;
  3. специализированными кредитно-финансовыми институтами, такими как финансовые и инвестиционные компании и фонды, страховые компании, ломбарды, пенсионные фонды. [19]

     Августовский  кризис 1998 года поставил банковскую систему  на грань выживания. Поэтому в конце 1998 - начале 1999 годов Банк России вынужден был предпринять ряд экстренных мер для вывода банковской системы из кризиса. Были разработаны мероприятия по реструктуризации банковской системы. На первом этапе реструктуризации было сохранено жизнеспособное ядро банков и восстановлена способность банковской системы оказывать базовый комплекс услуг. За счет кредитов рефинансирования было в основном решена проблема банковской ликвидности. В 1999 году значительно возросли остатки на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России, вследствие чего последний вынужден был задействовать инструменты по сокращению излишней банковской ликвидности. Это свидетельствует о том, что, потеряв прежние источники извлечения доходов, таких как операции с иностранной валютой, с государственными ценными бумагами, кредитные организации пока не переориентировались на кредитование реального сектора экономики. Причина состоит в отсутствии достаточно надежных конечных заемщиков, низкой рентабельности производства по сравнению с уровнем процентных ставок, общей политической и экономической нестабильности, тяжелом положении, в котором в последние годы оказались отрасли реального производства и т. д. поэтому одной из важнейших задач банка России в современных условиях является не столько регулирование банковской ликвидности, сколько разработка и проведение мероприятий, направленных на переориентацию банков на кредитование реального сектора экономики. [10]

    1. Цели и задачи деятельности Центрального Банка Российской Федерации

     Опыт  деятельности множества Центральных Банков различных стран позволил в целом очертить круг решаемых ими целей и задач.

     Согласно  Закону о Центральном Банке, подзадачами  Банка России принимаются объективно обусловленные постоянные цели, которые  должен преследовать Центральный Банк.

     В соответствии со статьей 3 закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» основными целями деятельности Банка России являются:

     1) защита и обеспечение устойчивости рубля;

     2) развитие и укрепление банковской системы РФ;

     3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. [3]

     Первой  основной целью деятельности Банка  России является защита и укрепление устойчивости рубля. Это - центральная задача, означающая регулирование Банком России денежного обращения. Для решения этой задачи Центральный Банк должен иметь необходимые полномочия.

     Банкноты  и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

     Второй  основной целью деятельности Банка  России является развитие и укрепление банковской системы РФ в целях обеспечения финансирования реального (производственного) сектора экономики за счет банковского капитала.

     В соответствии со статьей 2 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности» банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. [2]

     Третьей основной целью деятельности Банка  России является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы, что позволяет стабилизировать экономический оборот в России.

     Платежная система призвана обеспечить обращение  безналичных денег между экономическими субъектами с целью своевременного точного и в полном объеме выполнения их платежных обязательств.

     В статье 3 Федерального Закона «О Центральном Банке РФ» подчеркнуто, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Это означает, что хотя Банк России и должен осуществлять свои расходы за счет собственных доходов, но проводимые им банковские операции и сделки изначально не носят предпринимательского характера, в связи с чем могут не только не приносить прибыли, но при определенных условиях являться убыточными. Так, для воздействия на суммарный спрос и предложение денег Банки России обязан осуществлять предусмотренные статьей 41 федерального Закона валютные интервенции, т.е. в зависимости от сложившейся на валютном рынке ситуации покупать или продавать иностранную валюту. При этом достижение цели поддержания суммарного спроса и предложения денег на необходимом уровне в большинстве случаев не будет сопровождаться получением дохода. [3]

     Основными задачами ЦБР являются регулирование  денежного обращения, проведение единой денежно кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

     Рассмотрим  основные задачи ЦБ подробнее.

     За  Банком России как представителем государства  законодательно закреплено осуществление  эмиссии  наличных  денег,  организация  их  обращения  и изъятия из обращения на территории  Российской  Федерации.

     Совет директоров принимает решение о  выпуске в  обращение новых  банкнот и монеты и об изъятии  старых, утверждает номиналы и образцы  новых денежных знаков.

     Банк  России осуществляет:

     - защиту мелких вкладчиков от плохого управления и мошенничества;

     - защиту клиентов банка от «системного  риска», защита страхового фонда  или собственных фондов правительства  от потерь в тех странах,  которые имеют национальные системы страхования депозитов или осуществляют другие меры по защите банковских вкладчиков;

     - обеспечение доверия вкладчиков  и населения к финансово-кредитной  системе в целом и к кредитным  институтам в отдельности.

     Контрольная деятельность Центрального банка требует развитой системы статистики, которая обеспечивает надлежащий учет и аналитическую оценку работы самого банка и контролируемых им других банковских учреждений.

     Контрольная функция Центральных банков реализуется  также и через предоставленное им право выдачи различных разрешений в области организации и осуществления банковской деятельности.

     Центральный банк РФ принимает участие в внешэкономических  отношениях. Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных   банках   и    иных    международных    валютно-финансовых организациях. [7]

     Центральный банк является проводником государственной  валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и осуществляет  эту   функцию   в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О валютном  регулировании  и валютном контроле" и федеральными законами.[4]

     От  имени правительства Центральный банк регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. Центральный банк, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.

    1. Статус Центрального Банка Российской Федерации и организационная структура

Информация о работе ЦБ РФ в экономике страны