ЦБ РФ в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание

Цель написания данной работы заключается в изучении, исследовании и определении роли Банка России для экономического развития страны.

Работа состоит из  1 файл

основная часть(2).doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

     Центральный банк – это основной банк страны. Основополагающим документом, определяющим статус Центрального банка является федеральный закон «О Центральном банке РФ». Центральный Банк является юридическим лицом. На его печати имеется изображение герба РФ. Уставной капитал и иное имущество Центрального банка является федеральной собственностью. Центральный банк осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

     Он  подотчетен Государственной Думе и  Федеральному Собранию РФ. В пределах своих полномочий, определенных Конституцией РФ, независим в своей деятельности. Центральный банк обязан предоставлять Государственной  Думе и Президенту РФ информацию о своей деятельности.

     Центральный банк – это центр кредитной  системы. Согласно статье 1 главе 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»  правовой статус, функции, принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации определяются:

     а) Конституцией РФ;

     б) законом «О Центральном банке  РФ»;

     в) другими федеральными законами.

     Функции и полномочия, предусмотренные законодательством, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

     Центральный банк Российской Федерации является государственным банком. Уставный капитал Центрального банка РФ является федеральной собственностью, и, согласно ст.10 Федерального закона №86-ФЗ размер этого капитала равняется 3 млрд. руб.

     Центральный банк осуществляет свои расходы только за счёт своих собственных доходов, налоги и сборы уплачивает в соответствии с Налоговым Кодексом РФ. В своей деятельности Банк России независим от Правительства Российской Федерации. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России, в свою очередь, - по обязательствам государства, за исключением случаев, когда ими были приняты такие обязательства.

     Банк  России не вправе участвовать в капиталах  кредитных организаций, если иное не установлено Федеральным законом, однако может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах. Кроме того, Центральный банка РФ не имеет права участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих и некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений и организаций, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

     Согласно  статье 5 Федерального закона № 86-ФЗ, Банк России подотчётен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации. В компетенцию Государственной Думы входит:

  1. назначение на должность и освобождение от должности Председателя и членов Совета директоров Банка России;
  2. направление и отзыв представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
  3. рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и годового отчёта Банка России и принятие решений по ним;
  4. принятие решений о проверке Счётной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;
  5. проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;
  6. заслушивание докладов Представителя Банка России о деятельности Банка России.

     В целом, необходимо отметить, что подобно центральным банкам других стран Банк России одновременно является банком и государственным органом.

     В настоящее время в банковской системе России Банк России определён  как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и служит основным субъектом государственного регулирования функционирования коммерческих банков. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной кредитно-денежной политики, при этом со стороны Центрального банка РФ используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

     По  закону Банк России имеет статус юридического лица, и некоторые авторы на этом основании полагают, что он — коммерческая организация, другие считают его организацией некоммерческой. И та, и другая позиции подтверждены нормами закона о Центральном банке. Статья 2 принятого в июле 2002г. закона возлагает на Банк России обязанность осуществлять расходы за счет собственных доходов, а значит, заниматься деятельностью, направленной на извлечение прибыли. Но статья 3 утверждает, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России, и относит его к некоммерческим организациям. [13]

     Согласно  новой редакции закона значительная часть функций Совета директоров и полномочий Госдумы по контролю за деятельностью ЦБ перешла к  Национальному банковскому совету. Основная дискуссия развернулась вокруг перераспределения полномочий между НБС и Советом директоров, ибо по новому закону последний уже не является высшим управляющим органом ЦБ, а осуществляет лишь оперативное управление и подотчетен Национальному банковскому совету. Стратегические же вопросы решаются НБС, хотя в законе он и не назван управляющим органом ЦБ.

     Согласно  ФЗ «О Центральном Банке Российской федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года № 86 - ФЗ Банк России представляет собой единую централизованную систему  с вертикальной структурой управления. [3]

     В систему Банка России входят центральный  аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, полевые  учреждения, учебные заведения  и  другие организации, в том числе  подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

     Центральный аппарат Банка России включает департаменты и главные управления, являющиеся функциональными подразделениями  по основным направлениям деятельности. Например, сводный экономический департамент, департамент бухгалтерского учета и отчетности, департамент международных финансово-экономических отношений, департамент регулирования денежного обращения, департамент эмиссионно-кассовых операций, департамент пруденциального банковского надзора и другие.

     Правовое  положение территориального учреждения в качестве обособленного подразделения  Банка России определяется законодательством  РФ и Положением о территориальных  учреждениях.

     В соответствии с этим положением территориальное  учреждение Центрального Банка РФ - это обособленное подразделение центрального Банка РФ, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

     Согласно  статье 84 ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют право принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. [3]

     Территориальные учреждения, как правило, создаются на территории субъектов РФ. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов РФ.

     Образование территориального учреждения и его  ликвидация производятся на основании  решения Совета директоров Банка  России.

     Территориальное учреждение возглавляет начальник (в Национальных банках - председатель), который назначается и освобождается от должности Председателем Банка России.

     В состав территориального учреждения на правах структурных подразделений  входят расчетно-кассовые центры (в дальнейшем именуется РКЦ).

     Основной  целью деятельности РКЦ как структурного подразделения Банка России, осуществляющего банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации.

     РКЦ возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем территориального учреждения Банка России в порядке, определяемом Советом директоров Банка России. Начальник РКЦ руководит деятельностью РКЦ и действует от имени Банка России на основании доверенности, выданной в порядке передоверия начальником территориального учреждения Банка России. [8]

     В соответствии со статьей 86 ФЗ «О Центральном  Банке РФ (Банке России)» полевые  учреждения Банка России осуществляют банковские операции в соответствии с настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.

     Полевые учреждения Банка России являются воинскими  учреждениями и руководствуются  в своей деятельности воинскими  уставами.

     Полевые учреждения Банка России предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны российской федерации, иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской федерации, а также физических лиц, проживающих на территории объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России в тех случаях, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны.

     В систему Банка России входит и  Российское объединение инкассации, необходимое для осуществления деятельности Банка России, которое учреждено в целях его функций по организации денежного обращения. Деятельность Банка России в целом основана на следующих принципах:

  1. Независимость в формировании и проведении денежно-кредитной политики. Интерес к проблеме независимости центрального банка объясняется необходимостью найти для центрального банка такое место в структуре государственной власти предоставить ему такие полномочия, которые бы позволили центральному банку наиболее эффективно выполнять свои функции.

     Существуют  критерии, по которым определяется независимость центрального банка:

     - участие государства в капитале  центрального банка и распределении  прибыли;

     - процедура назначения (выбора) руководства банка;

     - срок пребывания в должности  руководства банка (в Канаде  – 7 лет, Германии – 8 лет,  США – 14 лет, Дании и Финляндии  – неограничен, России – 4 года)

     - степень отражения в законодательстве  целей и задач центрального банка;

     - право государства на вмешательство  в деятельность центрального  банка по реализации его функций;

     - правила, регулирующие возможность финансирования государственных расходов центральным банком.

  1. Четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей Правительства пользоваться средствами Центрального Банка РФ.

     В России Центральный Банк не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, если это не предусмотрено Законом о бюджете.

  1. Принцип самоокупаемости в деятельности Центрального Банка означает, что свои расходы Центральный Банк осуществляет за счет собственных доходов.
  2. Принцип самостоятельности в деятельности Центрального Банка.

     Самостоятельность Банка России как хозяйствующего субъекта выражается в его праве  распределять по собственному усмотрению прибыль (50%), назначать заработную плату  сотрудникам, разрабатывать нормативные  документы, распоряжаться своим имуществом. Банк России свободен в выборе форм и методов денежно-кредитного регулирования.

  1. Принцип ответственности за результаты деятельности означает, что Центральный Банк РФ  несет всю полноту ответственности по своим обязательствам, а также за состояние денежно-кредитной сферы, уровень инфляции, валютный курс рубля.
  2. Заинтересованность в результатах работы. Как любое юридическое лицо, Банк России составляет свой баланс, отчет о финансовых результатах, получает прибыль.
  3. Контроль за осуществлением единой государственной денежно-кредитной политики в процессе выполнения своих функций Банк России осуществляет постоянный контроль за выполнение основных параметров денежной программы.

Информация о работе ЦБ РФ в экономике страны