Бюджетное финансирование: его содержание, принципы и формы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование проблем и перспектив развития бюджетного финансирования на примере Костромской области.
Для достижения поставленной в работе цели определены следующие задачи:
- дать определение понятия, сущности и формам бюджетного финансирования;
- проанализировать динамику бюджетного финансирования РФ;
- определить проблемы и перспективы развития бюджетного финансирования;
- выделить основные направления бюджетного финансирования на примере Костромской области;
- проанализировать динамику бюджетного финансирования в Костромской области;
- рассмотреть основные проблемы и перспективы бюджетного финансирования Костромской области.

Содержание

Введение-----------------------------------------------------------------------------
1. Теоретические основы бюджетного финансирования------------------
1.1. Понятие, сущность и формы бюджетного финансирования--------
1.2. Динамика бюджетного финансирования РФ---------------------------
1.3. Проблемы и перспективы развития бюджетного финансирования--------------------------------------------------------------------
2. Развитие бюджетного финансирования на примере Костромской области-------------------------------------------------------------------------------
2.1. Основные направления бюджетного финансирования---------------
2.2. Динамика бюджетного финансирования--------------------------------
2.3. Проблемы и перспективы бюджетного финансирования Костромской области-------------------------------------------------------------
Заключение--------------------------------------------------------------------------
Список литературы----------------------------------------------------------------
Приложения-------------------------------------------------------------------------

Работа состоит из  1 файл

Бюджетное финансирование.doc

— 1.82 Мб (Скачать документ)

10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

11) формирование федеральной  собственности;

12) обслуживание и погашение государственного долга РФ;

13) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;

14) пополнение государственных  заказов драгоценных металлов  и драгоценных камней, государственного  материального резерва;

15) проведение выборов и референдумов РФ;

16) федеральная инвестиционная программа;

17) обеспечение реализации  решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

18) обеспечение осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни  власти;

19) финансовая поддержка субъектов Федерации;

20) официальный статистический учет и др. [10, с.78].

Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования  мероприятий регионального и  местного значения, включаемых в целевые  региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов  финансируются следующие виды расходов:

  1. государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  2. обеспечение правоохранительной деятельности;
  3. обеспечение противопожарной безопасности;
  4. научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательные работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
  5. обеспечение социальной защиты населения;
  6. обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  7. обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  8. развитие рыночной инфраструктуры;
  9. обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
  10. обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации в соответствии с законодательством РФ;
  11. обеспечение деятельности средств массовой информации;
  12. финансовая помощь другим бюджетам;
  13. прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований.

Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных  расходов на национальную оборону  и международную деятельность (100%), фундаментальные научные исследования (95%). Через федеральный бюджет проходит также финансирование правоохранительной деятельности (83%), предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий составляют 50% [8, с .568].

Наибольший  объем средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону. Вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности они составляют примерно 1/3 всех бюджетных расходов [21].

Второе  место (13%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета составляют более 90%, на профессионально-техническое и  среднее специальное образование – более 50%, на социальную политику – около 40%, на культуру и искусство   - более 20%.

Третье  место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 7%).

Затраты на поддержку отраслей народного хозяйства составляют примерно 6% всех расходов. В общегосударственных расходах на промышленность, энергетику, строительство расходы федерального бюджета превышают 20%, на сельское хозяйство – свыше 10%.

Бюджетные ассигнования в условиях рыночной экономики призваны обеспечить решение крупных и важных государственных задач, к основным из которых следует отнести следующие:

- финансирование приоритетных направлений, связанных с развитием высоких технологий и производством конкурентно способной продукции в области авиастроения, энергомашиностроения, включая атомную промышленность;

- поддержка научно-технического уровня военно-промышленного комплекса и совершенствования технологий двойного назначения;

- поддержка реализации высокоэффективных инвестиционных проектов;

- концентрация инвестиционных ресурсов на объектах с высокой степенью готовности в сфере незавершенного строительства;

- оказание поддержки агропромышленному комплексу для обеспечения преодоления спада и создание рыночных механизмов в сельском хозяйстве;

- создание условий для развития производственной и социально-бытовой инфраструктуры.

Для решения этих задач органы государственной власти имеют возможность использовать различные формы поддержки. Прежде всего, это прямое финансирование государственной собственности - инвестиции в государственные унитарные и казенные предприятия. Такая форма поддержки не требует принятия дополнительных мер, связанных с оформлением прав собственности, поскольку деньги вкладываются в государственный сектор.

Долевое участие  в финансировании инвестиционных проектов негосударственного сектора предполагает обязательное оформление доли государственной собственности во вновь создаваемом или модернизируемом предприятии. Инвестиционные кредиты из бюджета на финансирование инвестиционных проектов выделяются, как и банковские кредиты, на возвратной и возмездной основе. Привлекательность таких кредитов связана с более низкими ставками, поскольку государство имеет возможность получать в последующем налоговые платежи и компенсировать потери из-за низких ставок.

Применение отдельных форм поддержки или их сочетание позволяет государству оказывать существенную поддержку экономики страны или отдельных отраслей. В условиях рыночной экономики сфера материального производства призвана быть самодостаточной. Это в первую очередь относится к промышленности и энергетике. Что касается строительства, то данная отрасль требует капитальных затрат, результаты от которых будут проявляться после введения объекта в строй. Причем результаты могут быть разными. Если строится предприятие, то в последующем оно поступлением налогов компенсирует вложенные средства, а если учреждение, то его последующее содержание потребует выделения средств и в дальнейшем. Один из важнейших секторов экономики - агропромышленный комплекс (АПК) как жизнеобеспечивающий - имеет специфические особенности, которые обусловливают необходимость его государственной поддержки и регулирования.

Общий объем бюджетных  ассигнований федерального бюджета  на национальную экономику в 2009 году составил 1 024,0 млрд. рублей с увеличением по сравнению с 2008 годом в 1,3 раза, в 2010 году -1 175,3 млрд. рублей, в 2011 году - 1 392,4 млрд. рублей. В целях подготовки к проведению Олимпийских игр 2014 года в 2009 году были предусмотрены ассигнования на имущественный взнос в государственную корпорацию "Олимпстрой" в объеме 65 млрд. руб., в 2010 году - 10,7 млрд. руб., в 2011 году - 9,3 млрд. руб. [24].

В рамках федеральной  целевой программы "Экономическое  и социальное развитие Дальнего Востока  и Забайкалья на период до 2013 года" предполагается выделение средств федерального бюджета на развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Дополнительно на реализацию указанной программы направлено в 2009 году 25,8 млрд. рублей, в 2010 году - 31,7 млрд. рублей и в 2011 году 102,5 млрд. рублей.

На реализацию Государственной  программы развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы дополнительно направлено в 2009 году 12,2 млрд. рублей, в 2010 году - 16,8 млрд. рублей, в 2011 году - 19,9 млрд. руб. [4].

Основной характеристикой  федерального бюджета остается его социальная ориентированность. Бюджетные ассигнования на эти цели на 2009 год составили 302,2 млрд. рублей, в 2010 году - 335,6 млрд. рублей, в 2011 году - 304,7 млрд. рублей. В 2009 году средний размер социальной пенсии достигнул величину прожиточного минимума пенсионера, что превысил уровень 2007 года в 1,7 раза. В федеральном бюджете на 2009-2011 годы были также предусмотрены средства на индексацию пособий гражданам, имеющих детей, на увеличение компенсационных выплат по уходу за инвалидами, детьми-инвалидами, престарелыми гражданами. Предусмотрены бюджетные ассигнования на продолжение реализации демографической программы, а также приоритетных национальных проектов. В составе бюджетных ассигнований учтено увеличение фондов оплаты труда работникам федеральных бюджетных учреждений, оплачиваемых по ЕТС, в 2009 году на 89,9 млрд. руб., в 2010 году на 87,8 млрд. руб. и в 2011 году на 95,2 млрд. руб. с одновременным переходом на новые системы оплаты труда, предусматривающие более тесную увязку оплаты труда с результатами деятельности работника и учреждения в целом.

Расходы на образование  и подготовку кадров - самый крупный  раздел расходов территориальных бюджетов. Их доля в консолидированных бюджетах субъектов РФ превышает 17%. Особенно велика их доля в местных бюджетах - более 30%. В расходах региональных бюджетов она составляет примерно 7% [18, с.54].

Из общей суммы расходов территориальных бюджетов, выделяемых на образование, наибольшая доля (примерно 62%) направляется на содержание общеобразовательных учреждений, на втором месте дошкольные учреждения - 18%, на подготовку кадров выделяется 8%, в том числе по 3% на начальное и среднее профессиональное образование и примерно 1% на высшее профессиональное образование. Подавляющая часть средств (97%) направляется на текущее содержание учебных заведений. Лишь примерно 3% средств используются на капитальные вложения.

Финансовое обеспечение образовательных учреждений осуществляется на базе утвержденных представительными органами власти государственных и местных нормативов.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Проблемы  и перспективы развития бюджетного  финансирования

Существующая  организация бюджетного финансирования находится в серьезном противоречии не только с принципами эффективного распределения бюджетных средств, но и с демографическими и экономическими тенденциями в России [26].

При определении целей  и задач бюджетной политики следует  исходить из того, что за последние месяцы существенно возросла неопределённость на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики.

Внешние факторы оказывают  серьёзное воздействие на российскую экономику. Это обусловлено и  тем обстоятельством, что,  несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет, нынешняя структура российской экономики ещё не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.

При таких условиях необходимо повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования  её структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере  оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности.

В этих целях бюджетная  политика должна формироваться с  должной степенью осмотрительности, учитывать  все  возможные сценарии развития мировой экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности.

Наиболее острой проблемой  в настоящее время является рост цен.

Необходимость замедления роста цен – одновременно макроэкономическая и социальная проблема.

Инфляция уменьшает  реальные доходы граждан, их покупательную  способность, склонность к сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования.

Кроме того, с точки  зрения создания  основ долгосрочного роста экономики и устойчивости бюджета, важно преодоление отрицательных демографических тенденций. Согласно прогнозам,  численность занятого населения будет постепенно сокращаться при одновременном росте количества пенсионеров. 

Обеспечение сбалансированности пенсионной системы является одной  из наиболее серьёзных проблем экономической  политики

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации поставлены следующие задачи [4]:

- Бюджетная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции.

Одной из базовых предпосылок  решения этой задачи является безусловное  соблюдение установленных в 2007 году Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы,  использованию нефтегазовых доходов и ограничению дефицита федерального бюджета.

Правительство Российской Федерации совместно с Банком России должно принять исчерпывающие  меры по обеспечению снижения инфляции.

Информация о работе Бюджетное финансирование: его содержание, принципы и формы их развития