Бюджетное финансирование: его содержание, принципы и формы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование проблем и перспектив развития бюджетного финансирования на примере Костромской области.
Для достижения поставленной в работе цели определены следующие задачи:
- дать определение понятия, сущности и формам бюджетного финансирования;
- проанализировать динамику бюджетного финансирования РФ;
- определить проблемы и перспективы развития бюджетного финансирования;
- выделить основные направления бюджетного финансирования на примере Костромской области;
- проанализировать динамику бюджетного финансирования в Костромской области;
- рассмотреть основные проблемы и перспективы бюджетного финансирования Костромской области.

Содержание

Введение-----------------------------------------------------------------------------
1. Теоретические основы бюджетного финансирования------------------
1.1. Понятие, сущность и формы бюджетного финансирования--------
1.2. Динамика бюджетного финансирования РФ---------------------------
1.3. Проблемы и перспективы развития бюджетного финансирования--------------------------------------------------------------------
2. Развитие бюджетного финансирования на примере Костромской области-------------------------------------------------------------------------------
2.1. Основные направления бюджетного финансирования---------------
2.2. Динамика бюджетного финансирования--------------------------------
2.3. Проблемы и перспективы бюджетного финансирования Костромской области-------------------------------------------------------------
Заключение--------------------------------------------------------------------------
Список литературы----------------------------------------------------------------
Приложения-------------------------------------------------------------------------

Работа состоит из  1 файл

Бюджетное финансирование.doc

— 1.82 Мб (Скачать документ)

Распределение денежных средств из бюджета страны, национального  дохода осуществляется с помощью  бюджетного финансирования. Посредством  бюджета и бюджетного финансирования национальный доход распределяется по территории страны, между отраслями  производственной сферы в целях их пропорционального развития, а также из производственной - в непроизводственную сферу. Бюджетное финансирование позволяет координировать экономическую и социальную жизнь государства, способствуя техническому прогрессу, усилению экономического потенциала страны и улучшению жизни людей.

Итак, расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования.

Бюджетное финансирование – это система  предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом [16, с.24].

Бюджетное финансирование основано на определенных принципах, характеризуется  специфическими формами и методами предоставления средств.

Принципы  бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:

- получение  максимального эффекта при минимуме  затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально - экономического развития страны, а с другой, - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;

- целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

- предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

- бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет;

- бесплатность бюджетных ассигнований: выделение бюджетных средств без уплаты государству каких - либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований.

Существуют  два канала финансового обеспечения - ведомственно-корпоративный и территориальный [22, с.35].

Ведомственно-корпоративный  принцип обеспечения финансовыми ресурсами используется для наделения средствами предприятий в рамках решаемых ими производственных задач и для обеспечения их работников необходимым объемом социально-бытовых услуг.

В соответствии с территориальным принципом средства на социально-бытовую инфраструктуру выделяются территориальным органам власти для развития административно-территориальных единиц, обеспечения их жителей услугами предприятий и учреждений социально-бытовой инфраструктуры.

В широком  смысле расходы бюджетных средств  есть система распределения имеющихся в распоряжении государства доходов этого государства. Такое предоставление бюджетных средств может осуществляться только строго юридически установленным способом:

- в виде ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

- в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам (в рамках поставок для государственных или муниципальных нужд);

- в виде различных по своим целям трансфертов, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами предоставленных органами местного самоуправления;

- в виде ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, предоставляемых на другие уровни власти;

- в виде ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов и уменьшению бюджетных доходов;

- в виде бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств;

- в виде субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

- в виде инвестиций в уставной капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

- в виде бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

- в виде кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований; реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

- осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- в виде кредитов иностранным государствам;

- ценных бумаг.

Рассмотрим некоторые формы бюджетного финансирования подробнее.

Трансферты - бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления [6, с.65].

Бюджетные ассигнования - это бюджетные средства, выделяемые в соответствии с бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств [6, 68]. Они могут предоставляться на:

- содержание бюджетных учреждений;

- оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

 Субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов [6, с.71].

Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы Российской Федерации, физическому  или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям, допускается:

- из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, на условиях и в порядке, которые особо определены федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

- из бюджетов субъектов Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Федерации, на условиях и в порядке, которые особо определены законами субъектов Федерации о бюджете на очередной финансовый год;

- из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления, на условиях и в порядке, которые особо определены правовыми актами органов местного самоуправления.

Возврату  в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях  их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.

Бюджетные инвестиции в  уставные капиталы действующих или  вновь создаваемых юридических  лиц предусматриваются соответствующим  бюджетом при условии включения  их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления.

Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые  другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы Российской

Более подробно определим  роль государства как кредитора, заемщика и гаранта.

Государственный кредит - это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает  предоставление средств юридическим  и физическим лицам на возвратной и возмездной основах [1, ст.6].

Как экономическая категория он охватывает совокупность денежных отношений, между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц - с другой.

 

Государственный кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений - финансов и кредита  и несет признаки как тех, так и других.

Государственные заимствования РФ определяют как займы и кредит.

В зависимости от валюты, в которой выпускаются займы, Бюджетный Кодекс РФ делит их на две группы - внутренние и внешние, которые отличаются также видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно  выступают физические и юридические  лица, являющиеся резидентами государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Государственные внешние заимствования - это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте [1, ст.108].

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых другими заемщиками, оно является гарантом.

Государственные или  муниципальные гарантии - это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу, которого соответственно Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор); сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако обычно достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. В связи с этим государственные гарантии традиционно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влечет за собой рост расходов бюджетных средств [9,c.222].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Динамика бюджетного финансирования РФ.

В соответствии с действующим  в РФ законодательством исключительно  из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

1) обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

2) функционирование федеральной судебной системы;

3) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

4) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

5) фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому прогрессу;

6) государственная  поддержка железнодорожного, воздушного  и морского транспорта;

7) государственная  поддержка атомной энергетики;

8) ликвидация  последствий чрезвычайных ситуаций  и стихийных бедствий федерального масштаба;

9) исследование и использование космического пространства;

Информация о работе Бюджетное финансирование: его содержание, принципы и формы их развития