Бюджетное финансирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:06, контрольная работа

Описание

Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения различных потребностей, задач и функций государства. Бюджет выражает часть распределенных отношений между государством, с одной стороны, а с другой - между предприятиями и населением, связанным с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения непосредственно своей деятельности, а также важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Содержание

1. Бюджетное финансирование……………………………………………....4
1.1. Понятие и сущность бюджетного финансирования……………..….4
1.2. Принципы бюджетного финансирования…………………………....6
1.3. Формы и методы бюджетного финансирования…………………….7
2. Состав и структура расходов бюджета………………………………….12
3. Сметно-бюджетное финансирование……………………………………22
4. Особенности организации бюджетного финансирования в России…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……29

Работа состоит из  1 файл

бюджетная система.docx

— 53.86 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3

 

  1. Бюджетное финансирование……………………………………………....4

1.1. Понятие и сущность  бюджетного финансирования……………..….4

1.2. Принципы бюджетного  финансирования…………………………....6

1.3. Формы и методы бюджетного  финансирования…………………….7

  1. Состав и структура расходов бюджета………………………………….12
  2. Сметно-бюджетное финансирование……………………………………22
  3. Особенности организации бюджетного финансирования в России…..25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения различных потребностей, задач и функций государства. Бюджет выражает часть распределенных отношений между государством, с одной стороны, а с другой - между предприятиями и населением, связанным с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения непосредственно своей деятельности, а также важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Распределение денежных средств  из бюджета страны, национального  дохода осуществляется с помощью  бюджетного финансирования (БФ). Посредством бюджета и БФ национальный доход распределяется по территории страны, между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития, а также из производственной - в непроизводственную сферу. БФ позволяет координировать экономическую и социальную жизнь государства, способствуя техническому прогрессу, усилению экономического потенциала страны и улучшению жизни людей.

Тема БФ всегда актуальна и значима для каждого государства. Любая страна сталкивается с проблемой правильного, рационального распределения своих денежных ресурсов в различные сферы народного хозяйства, и в первую очередь те отрасли народного хозяйства, которые требуют на данном этапе первоочередного развития. Сталкивается с проблемой рационального распределения денежных ресурсов по своей территории, соблюдая интересы экономического развития страны в целом и отдельных регионов. Куда, как, в каком количестве и когда направить денежные средства, чтобы обеспечить дальнейшее пропорциональное развитие всех сфер общественной деятельности - вот одни из главных вопросов, которые решаются посредством бюджетного финансирования.

  1. БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

1.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ  БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ  

Осуществление расходов бюджета  достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств  организациям, предприятиям и учреждениям  на проведение мероприятий, предусмотренных  бюджетом.

В материальном смысле расходы  бюджета субъекта Российской Федерации  – это денежные средства, выделяемые из бюджета субъекта Российской Федерации  на финансовое обеспечение задач  и функций субъекта Российской Федерации.

В экономическом смысле расходы  бюджета субъекта Российской Федерации  представляют собой отношения, возникающие  в процессе распределения бюджета  как централизованного фонда  данного субъекта. Здесь речь идет об особой разновидности экономических  отношений – отношениях по расходованию бюджета как централизованного  фонда денежных средств субъекта Российской Федерации, расходных бюджетных  отношениях. С экономической точки  зрения, данные отношения, будучи разновидностью финансовых отношений, носят характер распределительных отношений.

В правовом смысле расходы  бюджета субъекта Российской Федерации  представляют собой часть бюджета  как финансово-планового акта, а  именно расходную часть бюджета. Известно, что бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В этом смысле правовой акт об утверждении  бюджета представляет собой роспись  доходов и расходов субъекта Российской Федерации. Бюджет, будучи оформленным, в виде правового акта, придает  экономическим отношениям по расходованию бюджета субъекта Российской Федерации (расходным бюджетным отношениям) характер правовых отношений.

Субъект Российской Федерации  предоставляет денежные средства субъекту бюджетного финансирования не в силу существующего между ними денежного  обязательства, а в силу того, что  субъект Российской Федерации в  процессе предоставления этих денежных средств реализует свою функцию  публичного характера, выступая в качестве политического субъекта.

Процедура финансирования, устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации, заключается  в расходовании бюджетных средств. В свою очередь расходование бюджетных  средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета  бюджета в размере подтвержденного  бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Объем  расходуемых бюджетных средств  должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.

Сущность бюджетного финансирования заключается в выделении денежных средств бюджетополучателю и  доведении этих средств до него. Доведение денежных средств до конечного  бюджетополучателя производится, как  правило, по довольно длинной цепочке: бюджет – главный распорядитель  бюджетных средств – распорядитель  бюджетных средств – получатель бюджетных средств (бюджетополучатель). Иначе говоря, бюджетное финансирование заключается в предоставлении денежных средств из бюджета лицу, деятельность которого в объеме бюджетных ассигнований финансируется за счет бюджета. Возникающие  в процессе бюджетного финансирования отношения с экономической точки  зрения представляют собой отношения  по распределению государственного денежного фонда (в данном случае – бюджета субъекта Российской Федерации), то есть данные отношения, будучи разновидностью финансовых, являются распределительными денежными отношениями. С правовой точки зрения данные отношения являются финансово-правовыми, а конкретней – материальными бюджетными правоотношениями. Бюджетное финансирование выражает безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств. Отношения по бюджетному финансированию опосредуют одностороннее движение стоимости в денежной форме от бюджета до получателя бюджетных ассигнований.

 

1.2. ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО  ФИНАНСИРОВАНИЯ

Основной системой предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом, является бюджетное финансирование, основанное на определенных принципах, характеризующееся специфическими формами и методами предоставления средств.

Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации  рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:

1) получение максимального  эффекта при минимуме затрат, бюджетные средства должны предоставляться  лишь при условии обеспечения  наибольшей результативности от  их использования. Этот эффект  может выражаться, с одной стороны,  в решении различных задач  социально-экономического развития  страны, а с другой — в обратном  притоке в бюджет денежных  средств за счет роста доходов  получателей бюджетных ассигнований;

2) целевой характер использования  бюджетных ассигнований. Бюджетополучателям  средства из бюджета перечисляются  только на основе утвержденного  бюджета, причем на заранее  обусловленные цели. Строгое соблюдение  этого принципа препятствует  неэффективному использованию бюджетных  ассигнований;

3) предоставление бюджетных  средств в меру выполнения  производственных и других показателей  и с учетом использования ранее  отпущенных ассигнований. Зависимость  бюджетного финансирования от  выполнения показателей позволяет  финансовым органам осуществлять  действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

4) безвозвратность бюджетного  финансирования. Предоставление средств  без условия их обязательного  возврата в бюджет;

Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее  время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных  ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства  РФ на выполнение целевых программ развития.

5) бесплатность бюджетного  финансирования: выделение бюджетных  средств без уплаты государству  каких-либо доходов в виде процента  или других видов оплаты ассигнований. Формирование расходов бюджетов субъектов РФ базируется на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание социальных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

 

1.3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ БЮДЖЕТНОГО  ФИНАНСИРОВАНИЯ

Расходование средств  бюджетов субъектов РФ осуществляется посредством следующих методов, которые выступают в качестве методов бюджетной деятельности субъекта РФ:

1) бюджетное финансирование  – безвозвратное предоставление  денежных средств из бюджета; 

2) бюджетное кредитование  – возвратное предоставление  денежных средств из бюджета; 

3) погашение долговых  обязательств бюджета.

В зависимости от того, из какого бюджета осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные. В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:

1) финансирование по системе «нетто-бюджет» — выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;

2) финансирование по системе «брутто-бюджет» — применяется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные средства предоставляются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.

Указанные способы предоставления денежных средств осуществляются при  помощи следующих форм бюджетного финансирования:

1) ассигнований на содержание  бюджетных учреждений;

2) средств на оплату  товаров, работ и услуг, выполняемых  физическими и юридическими лицами  по государственным и муниципальным  контрактам;

3) трансфертов населению;

4) ассигнований на реализацию  органами местного самоуправления  обязательных выплат населению,  установленных действующими законами  и правовыми актами;

5) ассигнований на осуществление  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни  власти;

6) ассигнований на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых  органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных  расходов или уменьшению бюджетных  доходов;

7) в виде бюджетных  кредитов юридическим лицам (в  том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате  налогов и платежей и других  обязательств;

8) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

9) межбюджетных трансфертов;

10) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

11) средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Рассмотрим названные  формы расходования средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Ассигнования, которые выделены бюджетным учреждениям, расходуются исключительно на: оплату труда работников этих учреждений; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ; командировочные и иные выплаты работникам. Кроме того, бюджетные учреждения могут расходовать выделенные им бюджетные средства на оплату товаров, работ и услуг как по заключенным ими государственными контрактами, так и на основе обычных договоров гражданско-правового характера. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Информация о работе Бюджетное финансирование