Бюджетное финансирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:06, контрольная работа

Описание

Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения различных потребностей, задач и функций государства. Бюджет выражает часть распределенных отношений между государством, с одной стороны, а с другой - между предприятиями и населением, связанным с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения непосредственно своей деятельности, а также важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Содержание

1. Бюджетное финансирование……………………………………………....4
1.1. Понятие и сущность бюджетного финансирования……………..….4
1.2. Принципы бюджетного финансирования…………………………....6
1.3. Формы и методы бюджетного финансирования…………………….7
2. Состав и структура расходов бюджета………………………………….12
3. Сметно-бюджетное финансирование……………………………………22
4. Особенности организации бюджетного финансирования в России…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..……29

Работа состоит из  1 файл

бюджетная система.docx

— 53.86 Кб (Скачать документ)

При выплате трансфертов  населению бюджетное учреждение действует в качестве представителя субъекта РФ, выступая от его имени. Трансферты населению – это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.

Государственный контракт, финансируемый за счет бюджета субъекта РФ, это договор, заключаемый органом государственной власти субъекта РФ, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени субъекта РФ с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах бюджета субъекта РФ. По общему правилу, государственные контракты размещаются на конкурсной основе и включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.

Конкурсная система заключения контрактов призвана обеспечить максимальную гласность и максимальный контроль, что выступает средством борьбы с коррупцией в среде государственного аппарата, максимальную эффективность  использования бюджетных денежных средств.

Государственным органом, уполномоченным осуществлять контроль за проведением  конкурсов на размещение заказов  на поставки товаров, работ, услуг для  государственных нужд субъекта РФ и координацию их проведения выступает уполномоченный орган субъекта РФ. Совокупность государственных контрактов формирует государственный заказ субъекта РФ.

Бюджетные кредиты подразделяются на два вида: а) предоставляемые юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями; б) предоставляемые государственным и муниципальным предприятиям.

В первом случае бюджетный  кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком  обеспечения исполнения своего обязательства  по возврату указанного кредита. При  этом способами обеспечения исполнения обязательства могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе  в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов  предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательства должно иметь высокую степень ликвидности. Данные бюджетные кредиты всегда предоставляются на условиях возмездности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита негосударственному юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового  состояния получателя бюджетного кредита  финансовым органом или по его  поручению уполномоченным органом. Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые  не имеют просроченной задолженности  по ранее предоставленным бюджетным  кредитам.

Бюджетные кредиты государственным  предприятиям выдаются без предоставления заемщиком обеспечения возврата кредита. Кроме того они могут  быть как процентными, так и беспроцентными. Это отличает их от бюджетных кредитов, предоставляемых негосударственным  организациям.

Бюджетные кредиты обеих  видов выдаются на условиях и в  пределах лимитов, которые предусмотрены  бюджетом субъекта РФ.

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются бюджетом субъекта РФ при условии включения их в целевую программу субъекта РФ либо в соответствии с решением органа исполнительной власти субъекта РФ.

Предоставление бюджетных  инвестиций из бюджетов субъекта РФ юридическим лицам, не являющимися государственными унитарными предприятиями, влечет возникновение права собственности субъекта РФ на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием субъекта РФ в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством. Бюджетные инвестиции негосударственным юридическим лицам включается в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между органом исполнительной власти субъекта РФ и указанным юридическим лицом об участии субъекта РФ в собственности субъекта инвестиции.

Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного  и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества  передаются в управление соответствующим  органам управления государственным  имуществом. В расходной части  бюджетов субъектов РФ предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) государственной власти субъектов РФ при утверждении бюджетов субъектов РФ на очередной финансовый год. Средства резервного фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году.

Исполнительной орган  государственной власти субъекта РФ обязан ежеквартально информировать орган законодательный (представительный) государственной власти субъекта РФ о расходовании средств резервного фонда.

 

2. СОСТАВ И СТРУКТУРА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникает между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и гражданами, с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям (отраслевое, целевое, территориальное назначения) средств бюджетного фонда.

В первую очередь расходы  бюджета подразделяются по их влиянию  на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Основная часть средств  приходится на текущие расходы. Эти расходы обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетным и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций, а также другие расходы бюджета, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией. Они включают расходы на закупки товаров и услуг, труд государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.

Капитальные расходы –это расходы, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность, в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Они включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт и т.д.

По роли в общественном производстве :

  1. расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
  2. расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
  3. расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).

 С помощью этих расходов  государство получает инструменты  регулирования распределением денежных  средств между материальным производством  и непроизводственной сферой  в соответствии с экономическими  и социальными потребностями  общества, и, кроме того, государство  как субъект экономики при  помощи данного инструмента может  воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

       В соответствии  с общественным назначением все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

       1.расходы на народное хозяйство  и поддержку экономики;

       2.расходы на социально-культурные  нужды;

       3.военные расходы;

       4.расходы на управление.

       Структура  бюджетных расходов по данным  группам в течение многих лет  была в нашей стране относительно  стабильной, демонстрируя давно  установившиеся приоритеты в  распределении средств бюджета.  Основная масса ресурсов (около  половины всех бюджетных средств)  направлялась на народное хозяйство  и поддержку экономики, что  обеспечивало выполнение экономической  функции государства; и только  около трети бюджетных средств  расходовалось на социально-культурные  мероприятия.

       Основой  отраслевой группировки расходов  федерального бюджета является  общепринятое деление экономики  на отрасли и виды деятельности. Расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.; в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п. Такое деление государственных расходов помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

       Классификация  расходов по целевому назначению (экономическому содержанию)  является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д. Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов.

В соответствии с уровнем государственного управления расходы федерального бюджета России подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).

 Структура государственных расходов, т.е. соотношение между группами расходов на народное хозяйство, социально-культурные нужды, военными расходами и расходами на управление в бюджете государства, не одинаково в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п.

1. Расходы федерального бюджета на народное хозяйство и поддержку экономики (финансирование народного хозяйства).

Как известно, к этому  типу расходов относили расходы на отрасли материального производства, жилищно-коммунального хозяйства  и бытового обслуживания населения, причем львиная доля средств направлялась на финансирование капитальных вложений в государственном секторе экономики  и выдачу предприятиям различных  дотаций на возмещение разницы в  ценах, оказание финансовой помощи низкорентабельным  или даже убыточным предприятиям и т.д.

В расходах на народное хозяйство главное место занимают отчисления в отрасли сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения и некоторые другие отрасли.

Основные средства направляются в топливно-энергетический и агропромышленный комплексы. Предусматривается финансовая поддержка по комплексному переустройству аграрного сектора. В этих целях средства направляются на проведение земельной реформы, поддержку развития фермерства, создание рыночных отношений в агропромышленном комплексе, жилищное строительство на селе, возведение объектов здравоохранения, школ, строительство дорог, строительство и реконструкцию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, рыболовецкого флота.

Использование бюджетных  средств для финансирования капитальных вложений ограничивается задачами общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников. Это инвестиции на обеспечение программ структурной перестройки экономики; их преимущественное направление состоит в создании относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. Инвестиции должны концентрироваться на реализации пусковых программ, целевых программ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, мероприятий, связанных с социальным развитием сельской местности, со строительством жилья для военнослужащих, строительством вузов, интернатов для детей с недостатком умственного и физического развития, детских домов.

Информация о работе Бюджетное финансирование