Бюджетное финансирование: его содержание, принципы и формы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование проблем и перспектив развития бюджетного финансирования на примере Костромской области.
Для достижения поставленной в работе цели определены следующие задачи:
- дать определение понятия, сущности и формам бюджетного финансирования;
- проанализировать динамику бюджетного финансирования РФ;
- определить проблемы и перспективы развития бюджетного финансирования;
- выделить основные направления бюджетного финансирования на примере Костромской области;
- проанализировать динамику бюджетного финансирования в Костромской области;
- рассмотреть основные проблемы и перспективы бюджетного финансирования Костромской области.

Содержание

Введение-----------------------------------------------------------------------------
1. Теоретические основы бюджетного финансирования------------------
1.1. Понятие, сущность и формы бюджетного финансирования--------
1.2. Динамика бюджетного финансирования РФ---------------------------
1.3. Проблемы и перспективы развития бюджетного финансирования--------------------------------------------------------------------
2. Развитие бюджетного финансирования на примере Костромской области-------------------------------------------------------------------------------
2.1. Основные направления бюджетного финансирования---------------
2.2. Динамика бюджетного финансирования--------------------------------
2.3. Проблемы и перспективы бюджетного финансирования Костромской области-------------------------------------------------------------
Заключение--------------------------------------------------------------------------
Список литературы----------------------------------------------------------------
Приложения-------------------------------------------------------------------------

Работа состоит из  1 файл

Бюджетное финансирование.doc

— 1.82 Мб (Скачать документ)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Костромской государственный  университет имени Н.А.Некрасова

 

Специальность «Финансы и кредит»

 

Дисциплина  «Финансы»

 

 

 

Курсовая работа

 

 

Тема «Бюджетное финансирование: его содержание, принципы и формы их развития»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кострома 2012

 

Содержание:

 

Введение-----------------------------------------------------------------------------

3

1. Теоретические основы бюджетного финансирования------------------

6

1.1. Понятие, сущность и формы бюджетного финансирования--------

6

1.2. Динамика бюджетного финансирования РФ---------------------------

14

1.3. Проблемы и перспективы развития бюджетного финансирования--------------------------------------------------------------------

21

2. Развитие бюджетного финансирования на примере Костромской области-------------------------------------------------------------------------------

26

2.1. Основные направления бюджетного финансирования---------------

26

2.2. Динамика бюджетного финансирования--------------------------------

29

2.3. Проблемы и перспективы  бюджетного финансирования Костромской  области-------------------------------------------------------------

35

Заключение--------------------------------------------------------------------------

40

Список литературы----------------------------------------------------------------

44

Приложения-------------------------------------------------------------------------

47

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время  сформировалось экономическое видение  сочетания финансового обеспечения  выполнения государственных функций  за счет бюджета и средств социально  ориентированного бизнеса. Бюджет выступает в качестве доминирующего элемента системы финансов и  характеризуется как совокупность денежных отношений, в ходе которых формируется и используется аккумулируемый государством фонд.

Актуальность  темы.

Актуальность выбранной  для исследования темы состоит в необходимости развития и совершенствования теории и ее  практической реализации  в области государственных финансов. Существует немало проблем в обеспечении необходимыми средствами финансирования мероприятий экономического и социального развития, имеющими не только общегосударственное значение, но и влияющие  на межгосударственные отношения. Бюджетное финансирование напрямую влияет на баланс политических, экономических, социальных и межбюджетных взаимоотношений в государстве. Для совершенствования процессов бюджетного финансирования, как части государственной бюджетной системы, принимают участие все ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная. Таким образом,  актуальность  вопросов, связанных с бюджетным финансированием, не теряет своей привлекательности.  Для решения этих задач    необходимо    проведение  научных исследования по данному направлению, что имеет большое значение для финансистов.

Разработанность проблемы.

Направления бюджетного финансирования разных уровней,  проблемы и перспективы его развития затрагиваются во многих общедоступных и специализированных печатных изданиях (журналах, финансовых газетах), в статьях на сайтах в сети Интернет, учебных пособиях. Среди отечественных специалистов, следует отметить работы Г.Б.Поляка, А.М.Лаврова, В.Д.Фетисова, Н.Б.Ермасовой, А.Г.Грязновой, В.А.Парыгиной.

Один из основных теоретиков в области  государственных финансов Г.Б. Поляк  определил место бюджетному финансированию и кредитованию как способу организации  бюджетных расходов, сформулировал принципы,  способы и формы бюджетного финансирования, выделил элементы бюджетного финансирования в качестве   «… методов предоставления средств из бюджета, с помощью которых финансовые органы обеспечивают денежными средствами предусмотренные бюджетом мероприятия, осуществляют перераспределение средств в целях достижения других результатов их использования, регулируют складывающиеся пропорции в использовании финансовых ресурсов» [   ] (стр 279-285).

Основные понятия  и определения, а также   термины, используемые в теории и практике  государственного финансирования собраны в финансово- кредитном энциклопедическом словаре  А.Г. Грязновой [ ]. Бюджет по А.Г. Грязновой есть « …форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти», понятие бюджетного процесса рассматривается как «…регламентированная  законом  деятельность  органов государственной власти по составлению, рассмотрению,  утверждению  и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное  перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.» (стр 75-77)[ ].

Известной популярностью  среди теоретиков пользуются труды Н.Б. Ермасовой об устройстве бюджетной системы РФ, включая общие положения расходов бюджетов: «..  Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.» (стр 22) . О делении расходов бюджетов в зависимости от их экономического содержания на текущие расходы и капитальные расходы а также о формах, в которых предоставляются  бюджетные средства [ ].

О  важности сбалансированности бюджета, проблемах бюджетного дефицита, его классификации, видах, мерах по управлению бюджетным дефицитом и способах его регулирования сообщается в трудах В.А. Парыгиной. « Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета» (стр 123). «Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объем необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики) (стр 241)[ ].

Широко известны и  используются в практической деятельности методические рекомендации А. М. Лаврова  о  реформировании бюджетной системы  на региональном уровне. В его работе « Обзоры расходов и качество управления бюджетами субъектов Российской Федерации» [  ]даются советы по проведению работ по «… осуществлению диагностики финансового состояния региональных бюджетов и качества управления региональными финансами,  анализу( обзорам) функциональных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по таким отраслям как социальное обеспечение и социальная защита населения, образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, общественный транспорт и дорожное хозяйство».По мнению А.М. Лаврова, определенная часть данных рекомендаций по проведению тех или иных работ нацелена и на федеральный уровень. «Основными направлениями по реформированию финансовых отношений являются разграничение расходных полномочий и ответственности между органами власти и управления разных уровней, разграничение доходных источников между уровнями бюджетной системы страны, преобразование Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, инвестиционная поддержка развития регионов и др.»(стр4-5)

. Однако, несмотря на научный задел российских ученых, которые во многом оказывали содействие решению проблем разработки  эффективной бюджетной политики, и большое количество работ по данной тематике, остается потребность в фундаментальных научных работах, посвященных комплексному анализу проблем, связанных с бюджетным финансированием.

Объектом исследования данной работы являются – теоретические основы (содержание и принципы) бюджетного финансирования, существующие на сегодняшний день  проблемы в сфере распределения государственных финансов и возможные  пути  их решения, а также   основные направления и  перспективы развития бюджетного финансирования РФ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Предмет исследования данной работы   – это отношения, складывающиеся в процессе бюджетного финансирования между органами государственной власти  и предприятиями, организациями, учреждениями, на проведение мероприятий, предусмотренных государственным бюджетом. В соответствии с Конституцией РФ межбюджетные отношения в нашей стране развиваются как системы взаимоотношений двух партнеров - федерального центра и субъектов федераций.

Цель работы – исследование проблем и перспектив развития бюджетного финансирования на примере Костромской области.

Для достижения поставленной в работе цели определены следующие задачи:

- дать определение  понятия, сущности и формам бюджетного финансирования;

- проанализировать динамику  бюджетного финансирования РФ;

- определить проблемы и перспективы развития бюджетного финансирования;

- выделить основные направления бюджетного финансирования на примере Костромской области;

- проанализировать динамику бюджетного  финансирования в Костромской области;

- рассмотреть основные проблемы и перспективы бюджетного финансирования Костромской области.

Методы исследования.

Теоретической и методологической основой  для данного исследования послужили работы   отечественных ученых-экономистов в области финансов и бюджета. В ходе написания курсовой работы использованы статьи, учебные пособия, а также информация  сайтов сети  Интернет, раскрывающие теоретические и практические аспекты финансов и бюджета.

При проведении исследования применены общенаучные методы –  наблюдение, сравнение, анализ и синтез, которые способствовали изучению экономических явлений в динамическом развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности.

Информационную базу для исследования составили федеральные и региональные законодательные документы, регулирующие функционирование бюджета и бюджетной системы; нормативно-правовые акты по механизму формирования и использования бюджетных ресурсов; официальная отчетность Министерства финансов РФ, Департамента финансов Костромской области, статистические данные Федеральной службы государственной статистики.

 

Практическая значимость работы.

Практическая значимость работы состоит в использовании ее отдельных разделов в учебном процессе при преподавании таких дисциплин, как «Финансы», «Бюджетная система РФ» и других, а также в качестве справочно - информационного пособия.   Работа также может быть полезна всем  интересующимся вопросами рационального расходования бюджетных средств, так как в ней достаточно просто и доступно изложены вопросы, касающиеся бюджетного финансирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы бюджетного финансирования

1.1. Понятие, сущность и формы бюджетного финансирования.

Во всех государствах в результате производственной деятельности хозяйствующих субъектов создаются  валовой внутренний продукт и  национальный доход, которые в дальнейшем проходят стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет.

Бюджет представляет собой форму образования и  расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения различных потребностей, задач и функций государства. Бюджет выражает часть распределенных отношений между государством, с одной стороны, а с другой - между предприятиями и населением, связанным с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. [10, с.13]. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения непосредственно своей деятельности, а также важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Информация о работе Бюджетное финансирование: его содержание, принципы и формы их развития