Бюджетное финансирование: его содержание, принципы и формы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование проблем и перспектив развития бюджетного финансирования на примере Костромской области.
Для достижения поставленной в работе цели определены следующие задачи:
- дать определение понятия, сущности и формам бюджетного финансирования;
- проанализировать динамику бюджетного финансирования РФ;
- определить проблемы и перспективы развития бюджетного финансирования;
- выделить основные направления бюджетного финансирования на примере Костромской области;
- проанализировать динамику бюджетного финансирования в Костромской области;
- рассмотреть основные проблемы и перспективы бюджетного финансирования Костромской области.

Содержание

Введение-----------------------------------------------------------------------------
1. Теоретические основы бюджетного финансирования------------------
1.1. Понятие, сущность и формы бюджетного финансирования--------
1.2. Динамика бюджетного финансирования РФ---------------------------
1.3. Проблемы и перспективы развития бюджетного финансирования--------------------------------------------------------------------
2. Развитие бюджетного финансирования на примере Костромской области-------------------------------------------------------------------------------
2.1. Основные направления бюджетного финансирования---------------
2.2. Динамика бюджетного финансирования--------------------------------
2.3. Проблемы и перспективы бюджетного финансирования Костромской области-------------------------------------------------------------
Заключение--------------------------------------------------------------------------
Список литературы----------------------------------------------------------------
Приложения-------------------------------------------------------------------------

Работа состоит из  1 файл

Бюджетное финансирование.doc

— 1.82 Мб (Скачать документ)

  Планируемый объем финансирования Программы составит всего  849,8 млн. рублей, в т.ч.:

   средства федерального  бюджета  - 141,0 млн. рублей;

   средства областного бюджета      –  78,2 млн. рублей;

   средства местного бюджета         –  78,2 млн. рублей;

   внебюджетные средства (кредитные  и заемные средства  молодых  семей) – 552,4 млн. рублей.

На 2011 год потребность на реализацию Программы в средствах областного бюджета  составит – 15,0 млн. рублей для предоставления социальных выплат 105 молодым семьям на приобретение (строительство) жилья.

Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» - на территории Костромской области осуществляется с 2006 года [31].

Основная задача Проекта  - улучшение ситуации в здравоохранении Костромской области и создание условий для её последующей модернизации.

В целях улучшения качества работы и повышение материальной заинтересованности ежегодно 1520 медицинских работников получают дополнительные денежные выплаты.

Современным  оборудованием  оснащены – 43 учреждения здравоохранения, что позволило повысить качество и доступность диагностических исследований. В область поставлено – 328 единиц диагностического оборудования. Как результат время ожидания сократилось с 14 дней до 7 дней.

Значительно обновлён парк машин скорой медицинской помощи, в учреждения здравоохранения поставлено 96 автомобилей, оснащённых современным оборудованием. Это позволило сократить время по ожиданию вызова с 35 минут до 20 минут.

В целях снижения инвалидности и  смертности населения, сохранение здоровья ежегодно проводится диспансеризация населения. За пять лет осмотрено - 113 575 человек работающего населения, 8 870 детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 59 065 работников с вредными условиями труда.

Значительную роль играет предусмотренная  в рамках проекта  ежегодная иммунизация  населения. При этом вакцинацией  охвачено – 749 124 человека. В результате заболеваемость острым вирусным гепатитом  В снизилась в 2,5 раза, не регистрируется заболеваемость корью и полиомиелитом.

Особое внимание уделяется повышению  доступности медицинской помощи матерям и детям. Введение родовых  сертификатов способствовало улучшению  материально-технической базы учреждений родовспоможения, условий пребывания новорожденных детей и рожениц,  появилась возможность приобретения дорогостоящих препаратов для реанимации новорожденных. С 2007 года в области проводятся обследования новорожденных детей на наследственные заболевания.  В 2010 году все учреждения здравоохранения оснащены оборудованием для проведения аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни.

С 2009 года началась реализация мероприятий, направленных на формирование здорового  образа жизни. На территории области  открыты и оснащены современным  оборудованием два центра здоровья для взрослых и центр здоровья для детей. За 2010 год в центры здоровья обратились 10 761 человек.  Реализация проводимых мероприятий в 2010 году позволила снизиь долю курящих среди населения на 1 %.

Основными целями программы  модернизации здравоохранения Костромской области на 2011-2012 годы являются: улучшение качества и доступности медицинской помощи, снижение смертности и заболеваемости населения, повышение ожидаемой продолжительности жизни, усиление профилактики заболеваний и совершенствование системы оказания медицинских услуг.

 

Основными направлениями, предусмотренными программой модернизации здравоохранения  Костромской области на 2011-2012 годы являются: укрепление материально-технической  базы, развитие информатизации системы здравоохранения и внедрение единых стандартов в здравоохранении.

По первому направлению планируется  провести капитальный ремонт 17 больниц  и поликлиник. 50 медицинских учреждений получат новое медицинское оборудование и технику, в частности компьютерные и магнитно-резонансный томографы, аппараты УЗИ, реанимационное оборудование. В целом на укрепление материально-технической базы будет  направлено 1813 млн. рублей. Из них 1320,4 млн. рублей средств ФФОМС и 492,6 млн. рублей средства областного бюджета.

Объем средств на информатизацию: 151,5 млн. рублей. Из них 99,7 млн. рублей средств  ФОМС и 51,8 млн. рублей средства областного бюджета.

В соответствии с предусмотренным  финансированием по разделу «стандарты»  планируется продолжить внедрение  федеральных стандартов оказания медицинской помощи. В рамках внедрения стандартов медицинской помощи будет повышен норматив оплаты медицинской помощи за пролеченного больного, в том числе 30 % повышения будут направляться на заработную плату (25,3 млн. рублей в 2011 году и 68,9 млн. рублей в 2012 году). Кроме того, будут осуществляться мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, при реализации которых 70% запланированных средств будет направляться на повышение заработной платы работников (70,6 млн. рублей в 2011 году, 112,9 млн. рублей в 2012 году).

Целостность системы регионального  здравоохранения завершит внедрение  высоких медицинских технологий. Реализация программы модернизации позволит оказывать жителям региона  высокотехнологичную медицинскую помощь по профилям: травматология и ортопедия/эндопротезирование суставов, нейрохирургия, онкология, офтальмология.

13 Января 2012 приказом директора департамента по труду и занятости населения Костромской области от 30 декабря 2011 года утверждена ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения Костромской области на 2012-2014 годы» [30].

За три года из средств областного бюджета на реализацию программы  будет выделено 214227,8 тыс. рублей. Дополнительно  на реализацию программных мероприятий планируется привлечь из других источников 126337,5 тыс. рублей.

В 2012-2014  годах в рамках программы  будет направлено на профессиональное обучение 4,0 тыс. безработных, в том  числе 600 женщин, находящихся в отпуске  по уходу за ребенком, профориентационные услуги получат до 36,0 тыс. граждан, услугу по социальной адаптации – 3,0 тыс. человек. К участию в общественных работах будет привлечено до 8,0 тыс. безработных и обеспечиваться временная занятость для 15,0 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Единовременную финансовую помощь при открытии собственного дела получат более 2,0 тысяч граждан.

Программа  позволит сдержать рост безработицы в регионе, смягчить ее отрицательные последствия, повысить уровень социальной адаптации населения к рыночным условиям, повысить трудовую и профессиональную  мобильность населения.

 

 

 

 

 

 

2.3. Проблемы  и перспективы бюджетного финансирования  Костромской области

Кому верить и как  оценить состояние области в  рамках ЦФО? Социально-экономическое состояние Костромской области в последнее время вызывает много споров. Попробуем проанализировать, что представляет собой Костромская область, по следующим трем направлениям:

- территория;

- население;

- финансы.

Для этого были взяты статистические данные «Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации» за 2009 год, которые пришлось перегруппировать, а ряд показателей несколько интерпретировать для удобства анализа, что помогло взглянуть на ряд позиций под другим углом. При анализе также были дополнительно использованы материалы правовой системы «Консультант Плюс», сайта Министерства Финансов Российской Федерации.

Для более детальной  проработки были сопоставлены регионы  близкие или сравнимые своими показателями с Костромской областью, а именно: Владимирская, Ивановская, Орловская, Смоленская и Ярославская области, по следующим параметрам:

- площадь территории;

- численность и структура населения;

- размер областного бюджета.

Значительная протяженность  региона с севера на юг и с востока на запад, при самой низкой густоте железных и автомобильных дорог не только в анализируемой группе, но и в целом в Центральном федеральном округе, также не может расцениваться как положительный фактор.

Следствием является продолжающаяся тенденция концентрации населения вокруг областного и районных центров, что соответствует общероссийской тенденции. Особенность же Костромской области состоит в том, что население уезжает из области в другие регионы. Уезжают из сельской местности, потому что невозможно жить в условиях не решаемых социальных вопросов: здравоохранение, образование, ЖКХ, отсутствие работы, нормальных дорог, а главное - отсутствие надежды на лучшее, что заставляет наиболее мобильных и думающих о будущем своих детей покидать родные места, несмотря на то, что деньги на финансирование социальной сферы выделяются.

Костромская область - единственный регион в ЦФО, который имеет отрицательный миграционный прирост. Это доказывает, что народ уезжает не только из села, а вообще из региона, поскольку перестает верить в перспективу его развития. Не этим ли объясняется самый низкий показатель среднегодовой численности населения в экономике региона к общему количеству населения в трудоспособном возрасте.

В то же время, положительный миграционный приток, который наблюдается во всех других регионах центрального округа, способствует экономическому развитию региона. Дополнительным подтверждением этого является самый низкий показатель инвестиций в основной капитал среди всех анализируемых регионов.

Заслугой  последних лет считается достижение, что область вышла на первое место в ЦФО по рождаемости, в основном благодаря материнскому капиталу и тому, что пришла пора создавать семьи молодежи, родившейся в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Однако, это только увеличивает социальную нагрузку на бюджет. Пример тому проблема детских дошкольных учреждений, которая остро стоит перед всеми регионами России.

При детальном анализе  структуры денежных доходов населения  в области социальные выплаты составляют 22,8%, что является средним показателем для анализируемой группы регионов, вместе с тем при пересчете в денежное выражение данный показатель в Костромской области оказывается минимальным. По ряду других показателей регион так же находится на предпоследних или последних местах в анализируемой группе, например:

- средний  размер назначенных пенсий;

- удельный вес численности  населения с денежными доходами  ниже прожиточного минимума;

- численность граждан, пользующихся  социальной поддержкой по оплате  жилищно-коммунальных услуг в  общей численности населения региона.

Другой наглядный пример неэффективного управления - областные  финансы.  В процентном отношении  другие регионы получили помощи из федерального центра еще больше, чем  Костромская область. Объяснением  столь резкого увеличения федеральных средств в бюджетах субъектов являются федеральные программы и национальные проекты, под которые и поступали эти средства согласно определенной методике, а не личных заслуг какого-то конкретного чиновника. Дополнительным подтверждением этого может служить тот факт, что в принятых бюджетах на 2011-2012 года, исключение составляет Орловская область, федеральная составляющая сокращена и сокращена значительно, что объясняется свёртыванием ряда федеральных программ и проектов.

Также существенно растет государственный долг региона. Так, например, по состоянию на 01.12.2010г. долг нашего региона составлял 7 213,5 млн. рублей от собственных доходов региона. А по состоянию на 01.01.2011г., сумма выросла уже до 7 990,4 млн. рублей. (по данным сайта департамента финансов Костромской области). В процентном соотношении это составляет 72,4 и 80,19% соответственно. Для сравнения, на 01.12.2010г. долг от собственных доходов Владимирской области составляет 5,17%, Ивановской - 16,12%, Орловской - 36,08%, Смоленской - 30,81%, Ярославской - 46,55%.

Ситуация в экономике  региона и в бюджете в настоящее время настолько критична, что без кардинальных изменений как в самой экономике, так и в организации бюджетного процесса никак не обойтись. Необходимо, с одной стороны, безусловное исполнение социальных обязательств перед населением, с другой — существенная экономия бюджетных средств.

Огромный ресурс дополнительных бюджетных средств имеется в  организации бюджетного процесса. Той организации, основы которой были заложены Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах.

Одним из главных направлений  реформирования бюджетного процесса должно было стать совершенствование и  расширение сферы применения программно-целевых  методов бюджетного планирования, а также более тесная увязка бюджетного планирования с прогнозом социально-экономического развития, долгосрочными целевыми программами. Программно-целевое планирование должно стать в самое ближайшее время основой всего бюджетного планирования. Для этого необходимо принять меры к ускорению внедрения программно-целевого принципа бюджетного планирования на основе формирования долгосрочных целевых программ в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012–2014 годах.

Совершенствование и  расширение сферы применения программно-целевых  методов бюджетного планирования предполагает формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов. К сожалению, до сих пор не создана система полноценного мониторинга эффективности бюджетных ассигнований, не разработаны и законодательно не утверждены оценочные показатели. Требуется ускорить работу в этом направлении, с тем, чтобы распределять бюджетные ресурсы только в прямой зависимости от достижения конкретных результатов.

Одним из важнейших условий экономического роста и повышения эффективности использования бюджетных средств является ускорение процесса реструктуризации бюджетного сектора

 Большинство бюджетных  учреждений, оказывающих социальные услуги, способны функционировать в рыночных условиях. Но в настоящее время многие из них не спешат стать автономными учреждениями. Поэтому необходимо создать условия и стимулы для бюджетных учреждений в целях преобразования их в автономные.

Информация о работе Бюджетное финансирование: его содержание, принципы и формы их развития