Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 07:04, реферат

Описание

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая финансы.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

     Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.  Правовой статус и порядок деятельности государственных внебюджетных фондов определяются федеральными законами. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

    1) Пенсионный  фонд Российской Федерации;

    2) Фонд  социального страхования Российской Федерации;

    3) Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования.

     Бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральными законами одновременно с принятием закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов.

     Расходование  средств государственных внебюджетных фондов носит исключительно целевой  характер. Исполнение бюджетов этих фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления  соответствующего фонда и также представляет собой федеральный закон. Исполнение бюджетов контролируется органами государственного финансового контроля.

Государственные внебюджетные фонды созданы для  реализации конституционных прав граждан  РФ на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации существует три таких фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные фонды).

В соответствии с бюджетным Кодексом первый и второй уровни бюджетной системы РФ включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Хотя  бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними происходит передача средств от одного бюджета другому - так называемые межбюджетные трансферты. Межбюджетные отношения отражают структуру взаимоотношений, сложившуюся между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления по вопросам распределения доходов, перераспределения средств между бюджетами.

Важной  чертой бюджетной системы бюджетной  системы Российской Федерации является ее сильная централизация и то, что роль федерального бюджета в  ней очень велика. Это в частности  выражается в том, что с его помощью могут финансироваться не только общегосударственные, но и региональные программы, как непосредственно, так и с помощью передачи финансовой помощи бюджетам регионов.

1.3. Принципы построения  бюджетной системы

     Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельности бюджетов;
  • равенства бюджетных прав субъектов федерации, муниципальных образований;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.4[4]

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

     Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, ведения бюджетного учета и отчетности.

     Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление доходов и расходов за соответствующими бюджетами, а также определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. На практике достаточно сложно оптимально реализовать этот принцип. С 1 января 2005 г. его воплощение более чётко определено в Бюджетном кодексе РФ.

     Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с налоговым законодательством устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов; недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов. Самостоятельность бюджетного процесса "низовых" бюджетов несколько условна, ибо органы власти муниципальных образований не могут, как правило, сформировать бюджет, не имея данных о выделенной финансовой помощи на бюджетный год.

     Принцип равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ. Такой принцип постепенно реализуется на практике посредством механизмов бюджетного выравнивания бюджетной обеспеченности.

     Принцип полноты отражения доходов и  расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Действие этого принципа предполагает совершенствование методов прогнозирования, планирования бюджетных доходов и расходов.

     Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимального размера дефицита бюджета. Такая формулировка означает зависимость расходов от доходов, что нельзя признать вполне обоснованным из-за противоречия с принципом равенства. Выравнивание бюджетной обеспеченности должно производиться по критерию расходов на душу населения, на единицу бюджетного финансирования, а не по уровню доходов.

     Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

     Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

     Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

     Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

     Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ современного состояния бюджетной  системы

2.1. Бюджетная  система Республики Бурятия 

Бюджетная система Республики Бурятия является частью бюджетной системы Российской Федерации и состоит из двух уровней: республиканский бюджет и бюджеты муниципальных образований (23 бюджета). Качество планирования республиканского и местных бюджетов ежегодно улучшается, но остается на недостаточно высоком уровне. Доходная часть республиканского и местных бюджетов в основном планируется на основе прогноза показателей экономического развития Республики Бурятия и, соответственно, зависит от их точности. Для повышения качества планирования доходов республиканского и местных бюджетов проводится работа с бюджетообразующими организациями республики по прогнозу показателей их хозяйственной деятельности, заключаются соответствующие соглашения. Вместе с тем, объем планируемых доходов за последние два года в среднем занижается на 20 - 30%. Одной из причин является действующая в настоящее время процедура согласования доходов местных бюджетов Правительства Республики Бурятия с органами местного самоуправления, используемых для расчета финансовой помощи из республиканского бюджета.

Доходы  республиканского бюджета по кодам  видам доходов, подвидов доходов, классификации  операций сектора государственного управления, относящихся к доходам  бюджета за 2010-2011гг.

Наименование  КБК Годовые бюджетные  назначения, тыс.руб. Кассовое исполнение, тыс. руб Процент
ДОХОДЫ, всего   33189926, 1 33923212, 7 102, 2
Налоговые и неналоговые доходы   12039260, 8 12737044, 4 105, 8
Налоговые   11651390, 5 12298262, 9 105, 6
    387870, 3 438781, 5 113, 1
    77387554, 9 8305521, 6 107, 3
 

Расходная часть республиканского бюджета  планируется в рамках собственных  доходов и финансовой помощи из федерального бюджета. Расходы республиканского бюджета делятся на так называемые "текущие" расходы и расходы  регионального развития.

Текущие расходы в основном планируются по "отраслевому" принципу на основе фактического исполнения за предыдущий год с учетом инфляции, объемов заключенных договоров, стороной которых выступает Правительство Республики Бурятия, и предполагаемого повышения заработной платы. Расходы регионального развития формируются на основе Программы социально - экономического развития Республики Бурятия на 2010 - 2011 годы. В целях обеспеченности сбалансированности республиканского бюджета ежегодно определяются приоритетные направления расходов, которые отражаются в Бюджетных посланиях Президента Республики Бурятия, Концепциях формирования республиканского бюджета.

Расходы республиканского бюджета по разделам, подразделам классификации расходов бюджета за 2010-2011гг.

Наименование Раздел Утверждено Законом РБ «О республиканском бюджете на 2010г.», тыс. руб Уточненная  сводная бюджетная роспись, тыс. руб Исполнение  за 2010г, тыс. руб Процент исполнения утвержденных назначений Процент исполнения сводной бюджетной росписи
Общегосударственные вопросы 0100 2087550, 5 1725144, 0 1544579, 8 74, 0 89, 5
Национальная  оборона 0200 923, 9 923, 9 923,9 100,0 100,0
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 0300 1510070, 3 1549997,8 1545069,4 102, 3 99,7
Национальная экономика 0400 4346757, 5 4595261, 4 4092687, 5 94, 2 89, 1
ЖКХ 0500 794574, 5 796223, 9 758891, 9 95, 5 95, 3
Охрана  окружающей среды 0600 70923, 5 70923, 5 66367, 2 93, 6 93, 6
Образование 0700 2440261, 5 2465796, 6 2429223, 3 99, 5 98, 5
Культура, кинематография, СМИ 0800 1100865, 7 1115313, 0 1015982, 6 92, 3 91, 1
Здравоохранение, физическая культура и спорт 0900 3022438, 9 3073238, 1 2860238, 4 94, 6 93, 1
Социальная  политика 1000 8067991, 4 8061683, 8 8001433, 2 99, 2 99, 3
Межбюджетные  трансферты 1100 13478414, 5 13603200, 9 13474621, 2 100, 0 99, 1
Всего расходов   36920772, 2 37057707, 0 35790018, 3 96, 9 96, 6

Информация о работе Бюджетная система РФ