Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Тема 1. Бюджетное устройство РФ..……………………………………………..5
1.1. Правовые основы бюджетной системы РФ………………………………....5
1.2. Бюджетная система РФ. ………………………………....…………………..7
1.3. Принципы бюджетной системы РФ..……………………………………....11
Тема 2. Классификация доходов бюджета. Доходы государственного бюджета Российской Федерации в 2010 – 2013 годах………………………....................14
Тема 3. Классификация расходов бюджета. Расходы государственного бюджета Российской Федерации в 2010 – 2013 годах…………………………………....19
Заключение………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы………………………………………….....25
Приложения…………………………………………………………………….....26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по дисциплине финансы На тему Бюджетная сис.docx

— 48.60 Кб (Скачать документ)

Звенигородский финансово  экономический колледж – филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации»

 

 

Специальность «Налоги и  налогообложение»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «ФИНАНСЫ»

На тему: «Бюджетная система Российской Федерации. Бюджетное  устройство Российской Федерации. Экономическая  классификация доходов и расходов бюджетов.»

 

 

 

 

 

 

                                                           Выполнил студент: 23 группы, 2 курса

Заболотский Александр Алексеевич

     Руководитель: Балинкевич Е.В.

 

 

Звенигород 2011

 

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………………...3

Тема 1. Бюджетное устройство РФ..……………………………………………..5

1.1. Правовые основы бюджетной  системы РФ………………………………....5

1.2. Бюджетная система  РФ. ………………………………....…………………..7

1.3. Принципы бюджетной  системы РФ..……………………………………....11

Тема 2. Классификация доходов бюджета. Доходы государственного бюджета Российской Федерации в 2010 – 2013 годах………………………....................14

Тема 3. Классификация расходов бюджета. Расходы государственного бюджета Российской Федерации в 2010 – 2013 годах…………………………………....19

Заключение………………………………………………………………………..24

Список использованной литературы………………………………………….....25

Приложения…………………………………………………………………….....26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и  расходов государства, в большей  или меньшей степени волнующей  каждого гражданина, оказывающей  влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и  будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение  вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании  государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики  посредством инвестирования, дотаций  и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный  дефицит, государственный долг побуждает  государство усилить налоговое  бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода  на медицину, образование и т.д. С  другой стороны достаток бюджетных  средств (бюджетный профицит) позволяет  увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Необходимым условием переориентации бюджетного процесса на достижение конечных результатов является приведение структуры  и содержания бюджетной классификации  Российской Федерации и бюджетного учета в соответствие с целями и задачами осуществляемых реформ.

В настоящее время существует множество теорий, затрагивающих  различные аспекты бюджетной  сферы, начиная от способов его формирования и заканчивая рекомендациями по преимущественному  финансированию тех или иных отраслей. Так же достаток бюджетных средств  позволяет государству принимать  активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет  государству осуществлять государственное  регулирование экономики не только в приказной форме. Достаточное  количество бюджетных средств позволяет  государству задействовать непосредственно  экономические рычаги государственного регулирования. Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня, поскольку бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической науке, требующим большого внимания со стороны  не только занимающих высокие посты  экономистов и политиков, но и  рядовых граждан. Цель и задачи исследования вытекают из актуальности темы.

Целью представленной работы выступает комплексный анализ бюджетной  системы Российской Федерации, проведенный  по следующим направлениям: анализ бюджетного устройства в Российской Федерации;  исследование принципов  построения бюджетной системы;

В рамках данных направлений  предполагается решить следующие задачи: исследовать основные черты и  принципы бюджетного устройства Российской Федерации; рассмотреть принципы построения бюджетной системы; изучить источники  формирования налоговых и неналоговых  поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть  расходы бюджетов разных уровней.

Объектом курсовой работы является бюджет Российской Федерации  и бюджетное устройство как теоретическая  категория и как явление социальной действительности.

В курсовой работе использованы следующие информационные источники: учебная литература, периодические  издания, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральные законы.

 

 

Тема 1. Бюджетное устройство.

    1. . Правовые основы бюджетной системы Российской Федерации.

Отношения, возникающие между  участниками бюджетного процесса в  Российской Федерации, регулируются нормами  бюджетного законодательства.

Одним из основных источников бюджетного права в РФ является Конституция  Российской Федерации принятая всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г. (далее  – Конституция РФ), которая устанавливает  форму государственного устройства России и принципы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов. Президенту РФ предоставлено право  издавать указы, регулирующие бюджетные правоотношения. Однако указы Президента не могут противоречить БК РФ и федеральным законам.

Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с БК. Органы исполнительной власти составляют и исполняют бюджеты, представляют отчеты об их исполнении. Банк России разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.

Главенствующую роль в  структуре бюджетного законодательства РФ занимает БК РФ который был принят государственной Думой 17 июля 1998 года (последняя редакция: Федеральный  закон от 29 ноября 2010 г. № 313-ФЗ. Федеральные  законы, законы субъектов РФ, муниципальные  правовые акты представительных органов  муниципальных образований не могут  ему противоречить.

Основополагающие нормы  бюджетного устройства России были закреплены в Конституции РФ. Однако правовое регулирование бюджетной системы, в особенности, бюджетного процесса, осуществлялось до принятия БК отдельными правовыми актами разного уровня, которые быстро устаревали.

Следует отметить, что несмотря на отдельные недостатки, БК стал первым законодательным актом в области  регулирования бюджетных правоотношений, объединивший в себе основы организации  бюджетного процесса для всех уровней  бюджетной системы РФ.

БК РФ состоит из пяти частей и 28 глав, которые устанавливают  общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение  субъектов бюджетных правоотношений; определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ, порядок исполнения судебных актов  по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, основания  и виды ответственности за нарушение  бюджетного законодательства РФ.

Первая часть БК является вводной и содержит структуру  бюджетного законодательства РФ, а  также разграничивает бюджетные  полномочия Российской Федерации, ее субъектов  и муниципальных образований  и вводит общие понятия и термины, используемые в бюджетном законодательстве.

Во второй части БК представлена структура бюджетной системы  РФ, бюджетной классификации, принципы бюджетной системы, а также основные положения о доходах и расходах бюджетов, сбалансированности бюджетов бюджетной системы, использовании  нефтегазовых доходов федерального бюджета, государственном долге, межбюджетных трансфертах, и бюджетах государственных  внебюджетных фондов.

Характеристика всех стадий бюджетного процесса в РФ, а также  полномочия его участников и основы государственного финансового контроля регулируются третьей частью БК.

Часть четвертая содержит ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ. И часть пятая  содержит заключительные положения.

1.2. Бюджетная система РФ.

Форма территориально-политического  устройства страны (унитарная или  федеративная) является определяющим фактором при построении бюджетной  системы государства. Федеративный тип государственного устройства предопределил  трехуровневую структуру бюджетной  системы в РФ.

Перемены в экономике  России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные  изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений.

Основы бюджетного устройства определяются Конституцией. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом (ст. 10) бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

Федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов; Бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных  фондов; Местных бюджетов.

В составе бюджетов бюджетной  системы РФ (без учета государственных  внебюджетных фондов) находятся: федеральный  бюджет, 21 республиканский бюджет, 6 краевых и 49 областных бюджетов, 2 бюджета городов федерального значения, один бюджет автономной области, 10 бюджетов автономных округов, а также около 29 тысяч местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований).

Согласно БК, бюджетная  система РФ  - это основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве РФ, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Главенствующую роль в бюджетном процессе Российской Федерации занимает федеральный бюджет.

Федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. При этом использование  федеральными органами государственной  власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных  для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов.

В связи с реформированием  бюджетного процесса, одним из направлений  которого был переход к среднесрочному финансовому планированию всех бюджетов бюджетной системы РФ, БК предусмотрено  ежегодное составление и утверждение  федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на три года (очередной финансовый год и плановый период).

Следующим после федерального бюджета звеном бюджетной системы  РФ являются бюджеты субъектов РФ. Каждый субъект РФ имеет свой собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда, которые разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ. При этом использование органами государственной власти субъектов РФ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допускается.

БК органам государственной  власти субъектов РФ предоставлено  право выбора между утверждением бюджета субъекта РФ на три года либо на очередной финансовый год..

Третий уровень бюджетной  системы представляют местные бюджеты. В РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. Бюджет муниципального района (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. При этом использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В качестве составной части  бюджетов городских и сельских поселений  могут быть предусмотрены сметы  доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

В состав бюджетной системы  РФ входят также бюджеты государственных  внебюджетных фондов, предназначенные  в соответствии со ст.13 БК, как и  федеральный бюджет, для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Средства бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Информация о работе Бюджетная система РФ