Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Тема 1. Бюджетное устройство РФ..……………………………………………..5
1.1. Правовые основы бюджетной системы РФ………………………………....5
1.2. Бюджетная система РФ. ………………………………....…………………..7
1.3. Принципы бюджетной системы РФ..……………………………………....11
Тема 2. Классификация доходов бюджета. Доходы государственного бюджета Российской Федерации в 2010 – 2013 годах………………………....................14
Тема 3. Классификация расходов бюджета. Расходы государственного бюджета Российской Федерации в 2010 – 2013 годах…………………………………....19
Заключение………………………………………………………………………..24
Список использованной литературы………………………………………….....25
Приложения…………………………………………………………………….....26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по дисциплине финансы На тему Бюджетная сис.docx

— 48.60 Кб (Скачать документ)

Доходы  консолидированного бюджета составили 4276,1 млрд. рублей или 32,4% ВВП по сравнению  с 3651,0 млрд рублей (31,9% ВВП) в предыдущем году. Без учета инвестиционного  дохода нефтегазовых фондов доходы консолидированного бюджета составили 31,4% ВВП против 29,5% ВВП в предыдущем году. Без  учета инвестиционного дохода нефтегазовых фондов и поступлений ЕСН доходы консолидированного бюджета составили 31,2% ВВП в текущем году против 28,1% ВВП в предыдущем году.

Таким образом, кассовый профицит консолидированного бюджета составил 99,2 млрд. рублей или 0,8% ВВП по сравнению с дефицитом 0,4% ВВП в предыдущем году   (-50,0 млрд. рублей). Без учета инвестиционного дохода нефтегазовых фондов дефицит консолидированного бюджета составил 0,2% ВВП в текущем году по сравнению с 2,8% ВВП в предыдущем году. Несмотря на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП в 2013 году, при этом не нефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП.

Снижение прогнозируемого  поступления нефтегазовых доходов  в процентах к ВВП в 2011-2013 годах  по отношению к 2010 году обусловлено  более низкими темпами роста  цены на нефть марки «Юралс» и  налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами  роста ВВП, а также снижением  курса доллара США по отношению  к рублю, налогооблагаемых объемов  добычи и экспорта нефти.

Увеличение  не нефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

Прогнозируется  рост доли доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  в общем объеме доходов бюджетной  системы Российской Федерации с 16,1% в 2010 году до 20,3% в 2013 году.

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления  доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут  быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

 

 

Тема 3. Классификация расходов бюджета. Расходы государственного бюджета Российской Федерации в 2010 – 2013 годах.

Расходы государственного бюджета  – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства  и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Категория расходов бюджета  проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может  быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных  расходов, количественная – их величину.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в  связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования  средств централизованного фонда  денежных средств государства по различным направлениям. Расходная  часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает  экономические интересы общества в  целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество  факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень  благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Через бюджетные расходы  финансируются бюджетополучатели  – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями  бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств  по уровням бюджетной системы  через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка  бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы  федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы: а) Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики; б) Расходы на социально-культурные нужды; в) Военные расходы; г) Расходы на управление.

При формировании проекта федерального бюджета на 2011-2013 годы планируется внесение изменений в классификацию расходов бюджетов, предполагающее отнесение межбюджетных трансфертов федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации по их функциональной направленности на соответствующие разделы классификации расходов бюджетов, обособление в отдельные разделы функциональной классификации расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации (из раздела «Общегосударственные вопросы»); физическую культуру и спорт (из раздела «Здравоохранение»), поддержку средств массовой информации (из раздела «Культура, кинематография и средства массовой информации»), а также отнесение расходов на развитие туризма, имущественные взносы в государственные корпорации «Олимпстрой» и «Роснанотехнология» в раздел «Национальная экономика».

Расходы расширенного бюджета в 2010 году составили 4689,9 млрд. рублей или 35,5% ВВП по сравнению  с 4140,7 млрд. рублей (36,2% ВВП) в предыдущем году. Таким образом, кассовый профицит расширенного бюджета составил в  январе-апреле 2010 года 308,9 млрд. рублей или 2,3% ВВП по сравнению с профицитом 0,1% ВВП в предыдущем году (15,6 млрд. рублей).

Расходы консолидированного бюджета составили 4176,9 млрд. рублей или 31,6% ВВП по сравнению  с 32,4% в 2009 году (3701,0 млрд. рублей). При  этом процентные платежи составили 96,8 млрд. рублей или 0,7% ВВП, аналогично уровню предыдущего года.  Непроцентные расходы – 4080,2 млрд. рублей или 30,9% ВВП по сравнению с 31,7% ВВП в предыдущем году. Без учета ЕСН расходы консолидированного бюджета в текущем году составили 31,4% ВВП против 31,0% ВВП в предыдущем году.

С учетом межбюджетных трансфертов  наиболее крупным и быстро растущим направлением расходов федерального бюджета  является социальная политика с ежегодным  ростом расходов в указанной сфере  в среднем на 7 процентов. Увеличится объем  расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации.

Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство  в 2012 и 2013 годах обусловлено сокращением  бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП и непрограммной части  ФАИП, в том числе на обеспечение  военнослужащих служебным и постоянным жильем с 125,9 млрд. рублей в 2010 году до 25,3 млрд. рублей в 2013 году в связи с  завершением соответствующих мероприятий. Кроме того, в 2011 году предусмотрены  бюджетные ассигнования на предоставление субсидии государственной корпорации – Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства  в виде имущественного взноса на восстановление имущества указанного фонда, переданного  в собственность Российской Федерации  в 2009 году, в размере 15,0 млрд. рублей, которые в 2012 и 2013 годах не планируются.

В целом объем бюджетных  ассигнований обеспечивает выполнение социальных обязательств Российской Федерации, обязательств по оплате труда работникам федеральных бюджетных учреждений, реализацию приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых  для реализации политики в соответствующих  сферах.

По отдельным направлениям бюджетных ассигнований федерального бюджета отмечается следующее. В 2011 – 2013 годах в целях обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на покрытие его дефицита будут выделяться ассигнования из федерального бюджета в 2011 году в размере 890,9 млрд. рублей, в 2012 году – 980,4 млрд. рублей, в 2013 году – 1 109,5млрд. рублей.

Общий объем трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного  фонда Российской Федерации составит в 2011 году 2 324,4 млрд. рублей, в 2012 году – 2 541,7 млрд. рублей, в 2013 году – 2 784,3 млрд. рублей.

С учетом индексации  стипендиального  фонда обучающихся в образовательных  учреждениях с 1 сентября 2011 года на 6,5% объем бюджетных ассигнований на выплаты стипендий составит  в 2011 году 42,5 млрд. рублей, в 2012-2013 годах  – 44,3 млрд. рублей ежегодно.

Бюджетная политика в сфере  образования  на планируемый период будет направлена на обеспечение  предоставления качественного образования, ориентированного на подготовку квалифицированных  специалистов высшего и среднего звена, а также рабочих кадров для инновационной экономики  с учетом потребностей рынка труда.

В условиях ухудшающейся демографической  ситуации и прогнозируемого в  связи с этим уменьшение числа  школьников и студентов расходы, предусматриваемые в федеральном  бюджете на образование, не только не сокращаются, а предусматриваются  с ростом к 2010 году, что позволит перенаправить объемы бюджетных  ассигнований на модернизацию и совершенствование  профессионального образования.

Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование  составит  в 2011 году  -   492,5 млрд. рублей, в 2012 году -  492,3 млрд. рублей, в 2013 году – 492,2 млрд. рублей.  Указанные  объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета позволяют обеспечить исполнение расходных обязательств по предоставлению гражданам возможности получения  образования в федеральных образовательных  учреждениях и реализацию мероприятий  в области образования, осуществляемых в общероссийских масштабах. Наибольший удельный вес в расходах федерального бюджета на образование составляют расходы на высшее профессиональное образование (в 2011 году – более 85 %)

Бюджетные ассигнования на выполнение социальных обязательств по разделу «Здравоохранение» предусматриваются  в объеме 375,6 млрд. рублей в 2011 году, 395,9 млрд. рублей в 2012 году, 356,1 млрд. рублей в 2013 году с учетом развития отрасли  и направляются на обеспечение мероприятий  по предоставлению бесплатной медицинской  помощи гражданам Российской Федерации, гарантированной законодательством  Российской Федерации, включая дополнительную лекарственную помощь и выполнение социальных программ в сфере здравоохранения. Сохраняется объем бюджетных ассигнований на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье». Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье»  составит в 2011 году 117,4 млрд. рублей, в 2012 году – 115,2 млрд. рублей, в 2013 году – 77,1 млрд. рублей. Снижение объемов бюджетных ассигнований в 2013 году на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье» обусловлено особенностью планирования бюджетных ассигнований на 2011-2013 годы с учетом предстоящего реформирования здравоохранения и перевода оплаты медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования.

Важнейшей задачей бюджетной  политики в области социального  обеспечения является создание условий  для выполнения социальных обязательств государства с одновременным  повышением адресности предоставления социальной помощи.

 

Заключение 

Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования  финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления  властных полномочий, дает государству  реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет  довольно утилитарную функцию - фиксирует  избранный государством стиль осуществления  управления страной. Бюджет по отношению  к осуществляемой властью экономической  политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности  производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя  в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так  и политическую роль в любом современном  обществе.

 

Список использованной литературы.

  1. Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (статьи 1, 2, 5, 10, 12, 28, 35)
  2. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (статьи 1,2)
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации с изменениями ,вступающими в силу с 1 января 2011 г. – Москва: Проспект, Кнорус, 2010. – 288 стр. (главы 1-5, статьи 1-17, 20-22, 28-83, 129-150, 192)
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации с изменениями, вступающими в силу с 1 января 2011 г. – Москва: Проспект, Кнорус, 2010. – 736 стр. (части 1-2, статьи 1-18, 78-79, 130-131,295-296)
  5. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под ред. Н.Б. Ермасовой. – Москва: Юрайт, 2010 г. – 794 стр.
  6. Бюджетная система России: учебник / под ред. Г. Б. Поляка. – Москва: Юнити – Дана, 2011 г. – 703 стр.
  7. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под ред. Мст. А. Афанасьева. – Москва: Юрайт, 2011 г. – 782 стр.
  8. Макроэкономика: учебник / под ред. Т.А. Агапова, С.Ф.Серегина.- Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010.- 416 стр.
  9. Макроэкономика: учебник / под ред. А.И.Бутук.- Москва: АБиК МинФин РФ, 2010,- 514 стр.
  10. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской.- Москва: Юрайт, 2011.-578 стр.
  11. http://www.minfin.ru – Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации.
  12. http://www.roskazna.ru – Официальный сайт Федерального Казначейства Российской Федерации.

Информация о работе Бюджетная система РФ