Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:48, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 2

1. Бюджетное устройство Российской Федерации……………………………...6

1.1. Бюджетная система Российской Федерации……………………………. 8

1.2. Принципы бюджетной системы………………………………………….16

2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской Федерации…….....................................................................................................20

2.1. Федеральный бюджет Российской Федерации………………………….20

2.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации…………………………....22

2.2.1 Доходы региональных бюджетов………………………………......23

2.2.2 Расходы региональных бюджетов……………………………….....25

2.3. Местные бюджеты………………………………………………………..26

2.4. Внебюджетные фонды……………………………………………………27

2.5. Межбюджетные отношения. Современная ситуация, проблемы и пути их решения…………………………………………………………………….....29

3.Бюджетная политика Российской Федерации и направления её совершенствования……………………………………………………………....34

Заключение……………………………………………………...………………..37

Список литературы…………………………………………………………..…..38

Приложение……………………………………………..………………………..39

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная система))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))!!!!!!!!!!.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….. 2

1. Бюджетное  устройство Российской Федерации……………………………...6

   1.1. Бюджетная  система Российской Федерации……………………………. 8

   1.2. Принципы  бюджетной системы………………………………………….16

2. Характеристика  отдельных звеньев бюджетной системы Российской       Федерации…….....................................................................................................20

   2.1. Федеральный  бюджет Российской Федерации………………………….20

   2.2. Бюджеты  субъектов Российской Федерации…………………………....22

        2.2.1 Доходы региональных бюджетов………………………………......23

         2.2.2 Расходы региональных бюджетов……………………………….....25

   2.3. Местные бюджеты………………………………………………………..26

   2.4. Внебюджетные фонды……………………………………………………27

   2.5. Межбюджетные отношения. Современная ситуация, проблемы и пути     их решения…………………………………………………………………….....29

3.Бюджетная политика  Российской Федерации и направления  её    совершенствования……………………………………………………………....34

Заключение……………………………………………………...………………..37

Список литературы…………………………………………………………..…..38

Приложение……………………………………………..………………………..39 

Введение

 

     Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих  государству осуществлять экономическое  и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.

     Бюджет, денежное обращение – это зеркало  государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения.

     В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать  влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает  роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

     Бюджет - важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются  условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности  окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом. Переход к экономике, управляемой рынком, корпорациями и государством, требует глубокой реконструкции государственного бюджета, финансов предприятий и отраслей, скачкообразного развития нового блока финансовых отношений регионального и местного уровня, внебюджетных фондов.

     Новый тип бюджета основывается на подходе  к бюджету и налогам на основе категории общественных благ, предоставляемых государством членам общества, налогоплательщикам. Данный подход свойственен рыночным воззрениям на бюджет, его функции в современной жизни. Государство формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага, общественные товары, призванные удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления).

     Успех экономического реформирования в нашей  стране в большой степени зависит  от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

     Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.

          Задачами данной работы являются анализ бюджетного устройства Российской Федерации, характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской       Федерации и общий анализ бюджетной политики Российской Федерации и направления её совершенствования.

Объектом  исследования является бюджетная система  Российской Федерации. 

1. Бюджетное устройство Российской Федерации 

 

Прежде  чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его  достоинства и недостатки необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом  общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

     Именно  с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

     Таким образом, при правильном подходе  бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

     Для России же в силу ее федеративного  устройства важную роль приобретает  не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же образом не может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики в условиях ее постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюджету. Важное значение имеет единство бюджетной системы, которое основывается на принципах самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех входящих в нее бюджетов.

     Организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетное устройство государства. Что же представляет собой бюджетное устройство Российской Федерации, как происходит взаимодействие бюджетов всех уровней? Ответ на этот вопрос во многом определит причины некоторых проблем современного бюджета, наметит пути к его совершенствованию.

1.1. Бюджетная система Российской Федерации

 

    Как уже упоминалось, бюджетная система  в первую очередь определяется действующим  государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства); бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель - в ФРГ, провинций - в Канаде, субъектов Федерации - в России); местные бюджеты.

   Для России сегодня в силу ее федеративного  устройства важную роль приобретает не просто выработка рационального бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Поэтому особое значение имеет единство бюджетной системы, основанной на экономических отношениях и юридических нормах совокупности федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Являясь центральным звеном финансовой системы страны, бюджетная система отражает особенности государственного и административно-территориального устройства РФ.

   Она представлена следующими бюджетами:

  • федеральным бюджетом (республиканский бюджет РФ);
  • бюджетами субъектов РФ, в том числе республиканскими бюджетами республик в составе РФ;
  • краевыми бюджетами краев;
  • областными бюджетами областей;
  • городскими бюджетами городов федерального подчинения;
  • областным бюджетом автономной области;
  • окружными бюджетами автономных округов;
  • местными бюджетами, в том числе районными бюджетами сельских районов; городскими бюджетами городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга);
  • районными бюджетами районов в городах;
  • поселковыми бюджетами поселков;
  • сельскими бюджетами сел.

     Государственная бюджетная система Российской Федерации  функционирует в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой 17 июля 1998 года, одобренным Советом Федерации 17 июля 1998 года (в ред. Федеральных законов от 05.08.2000 N 116-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 10.07.2002 N 86-ФЗ, от 24.07.2002 N 104-ФЗ, от 24.07.2002 N 110-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 07.07.2003 N 123-ФЗ, от 11.11.2003 N 147-ФЗ, от 11.11.2003 N 148-ФЗ, от 23.12.2003 N 184-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 31.12.1999 N 227-ФЗ, от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, 09.07.1999 N 159-ФЗ (ред. 09.07.2002), от 24.12.2002 N 176-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П) и включает в себя:

  1. Республиканский (федеральный) бюджет;
  2. 21 республиканский бюджет в составе российской Федерации, 9 краевых и 46 областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 5 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области (всего - 83);
  3. Около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

    При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

    Важной  самостоятельной частью бюджетной  системы России как суверенного  государства является республиканский (федеральный) бюджет. Именно он обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения и перераспределения национального дохода между субъектами федерации, входящими в состав России, а также между  экономическими  районами.

Информация о работе Бюджетная система РФ