Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 02:30, курсовая работа

Описание

Поставлена цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
•раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
•дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
•показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 5 КУРС.docx

— 62.84 Кб (Скачать документ)

    ВВЕДЕНИЕ 

    Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных  органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих  территорий.

    Исторический  опыт и практика формирования бюджетных  систем в различных странах, в  том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют  о том, что, несмотря на разнообразие бюджетных моделей, все они формировались  под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве. В России этот процесс начался одновременно со становлением демократического государства  и является одним из ключевых факторов экономического и политического  развития страны.

    В организации бюджетных отношений  России за последнее десятилетие  произошли существенные изменения: выделены три уровня в составе  бюджетной системы РФ; сама она  строится на совершенно иных, чем в  советское время, принципах построения; проведена первая системная реформа  межбюджетных отношений; продолжается процесс разграничения бюджетных  полномочий между органами власти разного  уровня; и т.д. Все это позволяет  утверждать, что взаимоотношения  между звеньями бюджетной системы  РФ уже переведены в качественно  иной, более рациональный режим функционирования.

    Однако, осуществленных преобразований недостаточно для приведения бюджетной системы  России в соответствие с принципами бюджетного федерализма. Становление  современной бюджетной системы  страны еще далеко не завершено. До сих пор подвергаются обоснованной критике практически все основные ее элементы: нормативно - правовая база; принципы построения; действующий механизм разграничения расходных полномочий между органами власти разного уровня, а соответственно - и расходов между  бюджетами; состав и структура доходов  территориальных бюджетов; способы  бюджетного выравнивания и др.

    Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что изучение норм бюджетного права, понимание механизма их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности за нарушение  бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для  современных юристов, экономистов, сотрудников представительных и  исполнительных органов государственной  власти федерального и регионального  уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан.

    Поставлена цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.

    Задачи  работы обусловлены ее целью и  могут быть сформулированы следующим  образом:

•раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;

•дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;

•показать взаимосвязь финансовой и бюджетной  систем.

    Объектом  настоящей курсовой работы выступает  бюджетная система РФ. Предметом  исследования являются этапы становления  и развития бюджетной системы  РФ.

    Структурно  работа включает в себя введение, где  реализуются постановка цели и задач  исследования, трех глав основной части, заключения, содержащего краткие  выводы по исследованию, списка использованной литературы.

    Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных авторов  в становления и развития бюджетной  системы, учебные и учебно-методические пособия, научные публикации, периодические  издания, посвященные тематике изучения.

  1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ, ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
 
 
    1. Социально-экономическое  назначение бюджета
 
 

    Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в  бюджетную систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет  осуществлять регулирование экономических  и социальных процессов в интересах  членов общества.

    Во  всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются  валовой внутренний продукт и  национальный доход. Произведенный  в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно  стадии распределения и перераспределения  и дальнейшем использовании национального  дохода играет бюджет. В процессе перераспределения  национального дохода страны часть  его в денежной форме поступает  в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

    Бюджет  представляет собой форму образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государств. Бюджету принадлежит  ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть  распределительных отношений между  государством, с одной стороны, предприятием и населением – с другой, которые  связаны с формированием и  использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

    С помощью бюджета государственные  и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления  социальных мероприятий, реализации экономических  задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

    Бюджет  выполняет следующие задачи: перераспределение  национального дохода; государственное  регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение  социальной сферы и осуществление  социальной политики государства; контроль над образованием и использованием централизованных фондов денежных средств. 

    Доходы  бюджета – это экономические  отношения межу государством, с одной  стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами – с другой. Одновременно с этим доходы бюджета – это  денежные средства, поступающие в  распоряжение органов государственной  власти и местного самоуправления.

    Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и регионального, местного самоуправления.

    Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для  чего, за счет бюджета, создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны. Через  бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы  между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального  развития. Пользуясь бюджетом как  основным орудием перераспределения  национального дохода, государство  направляет средства в первую очередь  в те отрасли народного хозяйства  и те экономические районы, которые  требуют на данном этапе первоочередного развития.

    Все это позволяет координировать экономическую  жизнь государств, рационально размещать  денежные и материальные ресурсы  во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает  экономический потенциал государства.

    Большую роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное  регулирование. При помощи бюджетного регулирования осуществляется в  широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение  необходимыми источниками доходов  региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой  территориальных органов власти, и тем самым укрепляется их связь со всей экономикой страны.

    Бюджет – финансовый план в форме закона. Существует три функции бюджета: распределительная, контрольная, регулирующая. 

    1.2 Бюджетное устройство  и бюджетная система 

    Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях  с государственными, акционерными и  иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного  фонда денежных ресурсов.

    Совокупность  всех видов бюджетов образует бюджетную  систему государства. Взаимосвязь  между ее отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы принято называть бюджетным  устройством.

    В унитарных (единых) государствах бюджетная  система состоит из двух звеньев  – государственного и местных  бюджетов. В федеративных государствах бюджетная система трехзвенная  и состоит из государственный  бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства, бюджетов членов (субъектов) федерации и местных  бюджетов. В конфедеративных (союзных) государствах бюджет формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные  и налоговые системы.

    В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

•федерального бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

•бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов;

•местных  бюджетов.

    Бюджетная система Российской Федерации включает в себя следующие уровни: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджет субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты – два подуровня: бюджет муниципальных районов и городских округов и бюджет городских и сельских поселений. Все бюджеты действуют автономно и не зависимо друг от друга.  

    1.3 Этапы становления и развития бюджетной системы РФ 

    Годом рождения бюджетной системы России можно признать 1327 год, когда Иван Калита, великий князь московский, получил от Орды не только ярлык на великое княжение Владимирское – символ верховной власти на Руси, но и, впервые, право собирать дань с русских княжеств.

    В царской России составление государственных  смет началось, в отличие от Западной Европы, достаточно поздно – только в XVII веке. Первая в России смета  государственных доходов и расходов была составлена в 1645 г., и то исключительно  в целях упорядочения финансового  хозяйства. Дело в том, что в царской  России не существовало каких-либо социальных групп, с которыми властям было бы необходимо бороться, как например, на Западе, где именно борьба за право  вводить налоги и определять предметы расходов привела к созданию парламентской  формы правления.

    С XIII в. начинает складываться система  посошного обложения. Единицей обложения  становится соха, двор, тягло. В период татаро-монгольского ига в пользу ордынских ханов собирался налог  «ордынский выход».

    В XV в. с образованием Русского централизованного  государства посошная подать стала  собираться в пользу Московского  князя. Доходами казны были также  таможенный, соляной, кабацкий и другие сборы.

    В XV в. в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система  унитарного государства, состоящая  из великокняжеской казны (бюджета  государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались  за счет княжеских (т. е. государственных) налогов и местных сборов.

    В 1551 г. Иван IV провел земскую реформу. В этом же году Стоглавый собор  утвердил «Уставную земскую грамоту». В стране было введено земское  самоуправление. Власть царских наместников  была упразднена. Вместо них на местах стали земские старосты, которые  руководили земскими избами, творившими суды и собиравшими налоги. Налог  «посошный окуп», заменявший взимаемые  с населения наместничьи сборы, начал поступать в государеву казну, из которой стали выделять средства на содержание земских изб  и финансирование местных мероприятий.

    В XVI в. сбором налогов стали ведать созданные территориальные органы – чети. Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. В первой четверти XVII в. на содержание стрельцов вводится стрелецкая подать. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другие повинности (строительство  и ремонт дорог и мостов, поставка подвод, прием на постой представителей власти). С городского населения, кроме  того, взимались оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и др. С народов  Поволжья, Урала, Сибири собирался ясак, главным образом мехами. Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые  стали поступать в казну с  введением в середине XVI в. винных откупов.

Информация о работе Бюджетная система РФ