Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 02:30, курсовая работа

Описание

Поставлена цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
•раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система»;
•дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней;
•показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 5 КУРС.docx

— 62.84 Кб (Скачать документ)

        В целях диверсификации экономики, развития инфраструктуры:

        -содержание и развитие транспортной инфраструктуры. При этом в ближайшие годы объем инвестиций в транспортный комплекс в условиях жестких бюджетных ограничений и высоких социальных расходов будет несколько снижен. Однако, начиная с 2013 года, расходы будут последовательно наращиваться, в том числе через механизмы создаваемого дорожного фонда, через расширение строительства платных автомобильных дорог;

        -модернизация агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов (продовольственного комплекса);

        -расширение поддержки несырьевого экспорта;

            -повышение конкурентоспособности базовых традиционных отраслей: автомобиле- и сельхозмашиностроения, поддержка развития системообразующих предприятий через задействование механизмов поддержки реализации (в том числе через государственные гарантии и субсидирование процентных ставок) крупных инвестиционных проектов в этих секторах;   

        -развитие минерально-сырьевой базы, лесопромышленного комплекса;

        -модернизация легкой промышленности.

        На  сбалансированное региональное развитие направлены:

        -дотации региональным бюджетам на выравнивание и другие трансферты, не связанные с решением социальных вопросов;

        -реализация федеральных целевых программ регионального развития;

        -подготовка и проведение общенациональных мероприятий - саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в г. Владивостоке, XXVII Всемирной летней универсиады в г. Казани, XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи, включая финансирование развития соответствующего транспортного комплекса.

        Одним из приоритетов в развитии фондового  рынка в России в 
    2012 - 2014 гг. станет создание международного финансового центра.

    В период 2012 - 2014 гг. будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных "Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов" и "Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов".

    Совершенствование налоговой политики должно быть направлено на создание эффективной, стабильной и  конкурентоспособной налоговой  системы, которая одновременно будет способствовать снижению рисков бюджетной устойчивости в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики по-прежнему остаются поддержка инновационной деятельности, а также поддержка деятельности в области образования и здравоохранения.

    С 2011 года проводится политика по последовательному  увеличению ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ горючий  природный, составлявшей длительное время 147 рублей за тыс. куб. м. В 2011 году она установлена на уровне 237 рублей за тыс. куб. м, с 2012 года составит 509 рублей за тыс. куб. м, а далее будет индексироваться до уровня 582 рублей за тыс. куб. м в 2013 году и 622 рублей за тыс. куб. м в 2014 году.

    В целях стимулирования развития отрасли  может быть рассмотрен вопрос о дифференциации ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного.

    В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию о  бюджетной политике в 2011 - 2013 гг. указывается на необходимость ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в том числе формирование соответствующих кадастров, а также разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами.

    С целью компенсации финансовых потерь бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации при его несбалансированности с 2012 года будет введена регрессивная ставка обложения доходов сверх  порогового уровня (базовый уровень - 10 процентов). Вышеуказанные решения являются временными и распространяются на 2012 - 2013 годы. За этот льготный период необходимо принять взвешенные обоснованные решения по реформированию пенсионной системы и снижению нагрузки на расходную часть федерального бюджета.

    В соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации Федеральному Собранию о бюджетной политике в 2012 - 2014 гг. федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать инструментом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.

    Приоритетом бюджетной политики на ближайшие  годы становится сокращение бюджетного дефицита, приближение к сбалансированному  бездефицитному бюджету за счет повышения  налогов и оптимизации расходов, а также пополнение бюджетных  фондов (Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния).

    Налоговая нагрузка на экономику (общий уровень  доходов бюджетной системы) уже  существенно повысилась с 31,6% в 2010 году до 36,5% ВВП в 2011 году, в основном за счет повышения страховых выплат. По итогам 2014 года она ожидается на уровне 35,9% ВВП. Собственно налоговая составляющая (без пошлин и страховых выплат) увеличится с 21,3% ВВП до 22,6% ВВП. В основном сценарии (вариант 2) расходы бюджетной системы возрастут с 39,2% ВВП в 2010 году до 39,3% ВВП в 2014 году. В консервативном сценарии они понизятся до 38,7% ВВП. Это позволит сократить бюджетный дефицит системы в целом с 3,8% ВВП в 2010 году до 0,2% ВВП в 2014 году по основному варианту.

    Государственный долг может возрасти с 10,4% ВВП в 2011 году до 15,7% ВВП в 2014 году, а доля бюджетных фондов может повыситься с 7,8% ВВП до 9,3-9,7% ВВП в 2014 году. В таблице 1 показан баланс бюджетной системы,    % ВВП. 
 
 

                                                                                                                                                                                                                                                                  Таблица 1.

  2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
           
Доходы 35,4 39,1 38,5 38,1 - 38,4 38,8 - 39,1
Расходы 39,2 38,5 39,6 39,0 - 39,6 38,7 - 39,3
Профицит (+) / Дефицит (-) -3,8 0,6 -1,2 -1,2 / -0,8 -0,2 / 0,1
Справочно:          
Объем государственного долга Российской Федерации 9,3 10,4 13,0 14,7 - 14,9 15,7 - 16,0
Объем Резервного фонда 1,7 3,0 4,2 4,7 - 4,9 5,8 - 6,1
Объем Фонда национального благосостояния 6,0 4,8 4,3 3,9 3,5 - 3,6
 

    В структуре расходов бюджетной системы  возрастет доля расходов на социальные цели и обороноспособность, а также на обеспечение безопасности при стагнации (или сокращении по консервативному варианту) собственно бюджета развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в  бюджетную систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет  осуществлять регулирование экономических  и социальных процессов в интересах  членов общества.

    Исторический  опыт и практика формирования бюджетных  систем в различных странах, в  том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют  о том, что, несмотря на разнообразие бюджетных моделей, все они формировались  под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве. В России этот процесс начался одновременно со становлением демократического государства  и является одним из ключевых факторов экономического и политического  развития страны.

    Бюджетная система Российской Федерации –  основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством  Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

    В процессе своего развития бюджетная  система Российской Федерации прошла несколько этапов, была и до сих  пор связана со многими сферами  жизни и деятельности государства  и его населения: социальной, налоговой, политической, экономической и пр.Современная  бюджетная система России имеет  почти вековую историю и послужила  прообразом современной бюджетной  системы Российской Федерации. Этапы  становления и история бюджетной  системы страны были связаны с  историческими этапами нашего государства. Можно выделить следующие этапы  становления и развития бюджетной  системы РФ:

    1.Становление  бюджетной системы от Древней  Руси до Революции 1917г.;

    2.Возникновение  советской бюджетной системы

    3.Бюджетная  система СССР в военные 1941-1945 годы

    4.Развитие  бюджетной системы СССР в 1945-1980гг.

    5.Бюджетная  система на современном этапе

    Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации  и местные бюджеты. Отношения  между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого  уровня закрепляются свои доходы и  расходы ,которые ООН должен финансировать. Основным источником поступлений в  бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться  за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета  подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное  воспроизводство и прирост запасов.

    Необходимость реформирования бюджетной системы  в современных условиях определяется объективными требованиями экономической  действительности. Развитие общества, жившего многие годы в условиях жесткой  централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием  бюджетных отношений. Но и при  рыночной системе роль бюджетного регулирования  не уменьшается: ведь общество не перестает  нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых  рынок оказывается бессилен, а  именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы  и осуществлять в конечном итоге  их использование.

    Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование  следует осуществлять как по отношению  к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах  бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и  качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного лога. Ведь только в совокупности эти изменения  способны превратить государственный  бюджет из средства дестабилизации экономики  в млщный стимул экономического роста.

    Важные  шаги в направлении совершенствования  бюджетного устройства Российской Федерации  уже были сделаны как в законодательной, так и в институциональной  и финансово-кредитной сферах. Была создана качественно новая система  – Федеральное казначейство РФ –  которая позволила на основе четко  определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить  оптимизацию бюджетных потоков, обеспечить учет и контроль каждого  этапа исполнения федерального бюджета. Необходимо завершить ее формирование с последующим переходом к  казначейской системе исполнения консолидированного бюджета РФ. Подготовлен к принятию Налоговый кодекс, который станет всеобъемлющим документом, регулирующим взаимоотношения государства с  налогоплательщиками, четко разграничит  полномочия федеральных и региональных органов власти и приравненных к  ним платежей и в целом станет серьезным шагом в направлении либерализации налоговой системы страны с обеспечением в то же время стабильных налоговых доходов по всем уровням бюджетной системы.

Информация о работе Бюджетная система РФ