Бюджетная система РФ и характеристика её звеньев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 11:03, контрольная работа

Описание

Действующее законодательство РФ определяет бюджетную систему как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

     На  основании ст. 54 БК РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

     Исполнение  федерального бюджета по доходам  является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

Таблица 1. Структура доходов федерального бюджета за 2006 – 2010 гг.

ВИДЫ  ДОХОДОВ 2006 2007 2008 2009 2010
млрд. руб. % к ВВП млрд. руб. % к ВВП млрд. руб. % к ВВП млрд. руб. % к ВВП млрд. руб. % к ВВП
ВСЕГО ДОХОДОВ 6 279 23 7 781 23 9 276 23 7 338 19 8 304 19
ДОХОДЫ  ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 306 9 2 408 7 3 585 9 2 683 7 3 228 7
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 1 117 4 1 499 5 1 638 4 1 258 3 1 408 3
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ  НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 017 4 1 157 4 1 169 3 1 006 3 1 443 3
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 604 2 897 3 1 124 3 893 2 1 200 3
НАЛОГИ  НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ 510 2 641 2 761 2 510 1 255 1
ПРОЧИЕ  ДОХОДЫ 725 3 1 178 4 1 000 2 987 3 771 2
 

     В представленной таблице отражена положительная динамика доходов федерального бюджета РФ в течение с 2006 г. по 2008 г, увеличение доходов  ежегодно в среднем на 20%. Последствия Мирового финансового кризиса нашли своё отражение в 2009 г., доходы снизились на 1 938 ,1 млрд. рублей в сравнении с 2008 г. В 2010 г. наблюдается положительная тенденция в величине общей суммы доходов, доходы 2010 г. увеличиваются на 13 % относительно 2009 г.

     В представленной структуре доходов  федерального бюджета РФ доходы от внешнеэкономической деятельности на протяжении исследуемого периода варьируются от 31% (2007 г.) до 39% (2008, 2010 гг.).

     Доходы, полученные от налогов за пользование природными ресурсами, варьируются от 17% до 19% от общей суммы доходов; от налогов на товары, работы и услуги, реализуемые на территории РФ от 13 – 17%%; от налогов на товары ввозимые на территорию РФ от 10 – 14%%; от налога на прибыль от 3% до 8%; прочие доходы от 9% до 15%.

     Главное назначение всех звеньев бюджетной  системы - финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.

     Организация государственных расходов основана на принципах: целевого использования средств, безвозвратности государственных расходов (за исключением государственных кредитов) и соблюдения режима экономии.

     Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, а также средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.

     Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

     Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

     Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

     - ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

     - средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

     - трансфертов населению, включающих в себя: ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

     - ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

     - ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

     - бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

     - субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

     - инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

     - бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

     - кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

     - кредитов иностранным государствам;

     - средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

     В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3 % утвержденных расходов федерального бюджета.

     Средства  резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных  работ по ликвидации последствий  стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем  финансовом году.

     Исключительно из федерального бюджета финансируются  следующие функциональные виды расходов:

     - обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

     - функционирование федеральной судебной  системы;

     - осуществление международной деятельности  в общефедеральных интересах  (финансовое обеспечение реализации  межгосударственных соглашений  и соглашений с международными  финансовыми организациями, международного  культурного, научного и информационного  сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);

     - национальная оборона и обеспечение  безопасности государства, осуществление  конверсии оборонных отраслей  промышленности;

     - фундаментальные исследования и  содействие научно-техническому  прогрессу;

     - государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

     - государственная поддержка атомной  энергетики;

     - ликвидация последствий чрезвычайных  ситуаций и стихийных бедствий  федерального масштаба;

     - исследование и использование  космического пространства;

     - содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

     - формирование федеральной собственности;

     - обслуживание и погашение государственного  долга Российской Федерации;

     - компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

     - пополнение государственных запасов  драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

     - проведение выборов и референдумов  Российской Федерации;

     - федеральная инвестиционная программа;

     - обеспечение реализации решений  федеральных органов государственной  власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

     - обеспечение осуществления отдельных  государственных полномочий, передаваемых  на другие уровни власти;

     - финансовая поддержка субъектов  Российской Федерации;

     - прочие расходы. 

Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета за 2006 – 2010 гг.

ВИДЫ  РАСХОДОВ 2006 2007 2008 2009 2010
млрд. руб. % к ВВП млрд. руб. % к ВВП млрд. руб. % к ВВП млрд. руб. % к ВВП млрд. руб. % к ВВП
ВСЕГО РАСХОДОВ 4 285 16 5 987 18 7 571 18 9 660 25 10 116 23
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ТРАНСФЕРТЫ 1 499 6 1 900 6 2 675 7 3 593 9 4 136 9
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБОРОНА 682 3 832 3 1 041 3 1 651 4 1 277 3
НАЦИОНАЛЬНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 550 2 816 3 1 025 3 1 188 3 1 223 3
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ 533 2 693 2 839 2 1 005 3 1 085 2
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА 345 1 667 2 836 2 853 2 886 2
ПРОЧИЕ  РАСХОДЫ 676 3 1 079 3 1 155 3 1 370 4 1 509 3

Информация о работе Бюджетная система РФ и характеристика её звеньев