Бюджетная система РФ и характеристика её звеньев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 11:03, контрольная работа

Описание

Действующее законодательство РФ определяет бюджетную систему как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую законодательством совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)
 

     Из  таблицы видно, что за представленный период расходы отражают тенденцию  роста. Расходы по межбюджетным трансфертам варьируются от 32% до 41% от общей величины расходов. Расходы на национальную оборону от 13% до 17%; на национальную безопасность от 12% до 14%; на решение общегосударственных расходов от 10% до 12%; на национальную экономику от 8% до 11%; прочие расходы составляют от 15% до 18%.

     Профицит  федерального бюджета РФ в 2006 г. составил – 1, 994 трлн. рублей, в 2007 г. – 1,794 трлн. рублей и 2008 г. - 1 705 трлн. рублей. Под влиянием мирового финансового кризиса в 2009 г. дефицит бюджет 2, 322 трлн. рублей, в 2010 г. 1, 811 трлн. рублей.

     Согласно Федеральному закону от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", планируемые расходы 2011 г. составят 10,658 трлн. руб., доходы - 8,844 трлн. руб. В 2012 г. они вырастут до 11,237 и 9,503 трлн. руб. соответственно, а в 2013 г. - до 12,175 и 10,379 трлн. руб. При этом чуть менее половины всех доходов - нефтегазовые поступления.

     Основные  характеристики бюджета рассчитаны исходя из прогнозируемого объема ВВП в 2011 г. в размере 50,389 трлн. руб. и уровня инфляции, не превышающего 6,5%, в 2012 г. - 55,95 трлн. руб. и 6% соответственно, в 2013 г. - 61,92 трлн. руб. и 5,5%.

     Рост  ВВП в 2011 г. прогнозируется на уровне 4,2%, в 2012 г. - 3,9%, в 2013 г. - 4,5%. Таким образом, дефицит федерального бюджета в 2011 г. запланирован на уровне 3,6% ВВП (1 814 млрд. руб.), в 2012 г. - 3,1% ВВП (1 734,4 млрд. руб.), в 2013 г. - 2,9% ВВП (1 785,7 млрд. руб.).

     Такие показатели рассчитаны исходя из умеренного роста цен на нефть Urals с 75 долл. США  за баррель в 2010 и 2011 гг. до 78 долл. США  в 2012 г. и 79 долл. США в 2013 г. Бюджетный  дефицит в 2012-2013 гг. будет покрываться  за счет доходов, поступающих от приватизации федерального имущества, и государственных заимствований, а в 2011 г. - также за счет средств Резервного фонда.

     Государственный внешний долг России на начало 2012 г. не должен превышать 55,6 млрд. долл. США, на 1 января 2013 г. - 65,2 млрд. долл. США, на 1 января 2014 г. - 75,6 млрд. долл. США.

     В 2011 г. более 2/3 расходов федерального бюджета  будут осуществлены по разделам "Социальная политика", "Национальная экономика", "Национальная оборона", "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность". На реализацию инвестиционных проектов направляется в 2011 г. 551,8 млрд. руб., в 2012 г. - 457,6 млрд. руб., в 2013 г. - 419,7 млрд. руб. 

      
  1. Территориальные бюджеты.
 

     Территориальные бюджеты — это фонды денежных средств, формируемые административно-территориальными единицами для обеспечения выполнения своих полномочий. Территориальные бюджеты - основная составляющая местных финансов, осуществляет финансирование предприятий местного подчинения, определяет уровень обязательных инвестиций в регионе. Через эти бюджеты реализуется социальная политика, балансируются потребности экономической и социальной сфер.

     Основную часть доходов территориального бюджета составляют налоги (до 60-70%), а также сборы, закрепленные за данным бюджетом и имеющие постоянный и обязательный характер. В зависимости от количества уровней территориального управления налоги делятся на региональные и местные.

     К региональным налогам относятся средства, собранные в обязательном и безвозмездном порядке и полностью поступающие в региональные бюджеты.

     Первостепенность  государственных интересов над  региональными налогами обусловливает закрепление за нижестоящими бюджетами наименее значительных по объему и периодичности сбора налоговых источников, которые зачастую не могут в полном объеме профинансировать их расходную часть. Поэтому возникает потребность в перераспределении между бюджетами поступлений от наиболее значимых по объемам и стабильных налогов, которые поступают в централизованный (общегосударственный) бюджет.

     Значение  местных налогов в доходной части территориального бюджета невелико: не выше 5% от общей доходной базы. Основным является транспортный налог. Кроме того, к собственным налогам относят налог с продаж, который распространяется на розничную торговлю, или же им облагается валовой доход предприятий розничной торговли.

     Подоходный  налог с граждан добавляет  в налоговую доходную базу до 20% от ее общего объема. Местные налоги составляют существенную долю всех налоговых поступлений  в территориальные финансы.

     Все местные налоги можно подразделить на поимущественные и на налоги на определенные виды деятельности. Объектом поимущественного дохода являются земля, строительство и другая недвижимость. К налогам на определенные виды деятельности можно отнести налог на предпринимательскую деятельность, а также профессиональную и артистическую.

     Другой  источник поступления средств в  территориальные бюджеты —  неналоговые доходы. К традиционным источникам неналоговых доходов относят доходы от управления госсобственностью (сдача в аренду госимущества и земли; дивиденды от использования госимущества, а также по акциям, принадлежащим государству) и доходы от ее продажи — приватизации госимущества. Кроме того, значительную часть в неналоговых доходах могут занимать штрафы и пени, выручка от оказания ведомственными структурами платных услуг.

     Источником  территориальных финансов являются также ресурсы хозяйствующих субъектов: часть прибыли муниципальных предприятий; выручка бюджетных учреждений от оказания платных услуг на территории в области здравоохранения, образования, сдачи в аренду муниципальной собственности.

     Неналоговые доходы отражают реальные возможности  местных органов власти управлять  принадлежащей им собственностью.

     Межбюджетные  поступления нужны для сбалансирования  бюджетов территорий. Межбюджетные платежи имеют чисто перераспределительный характер, и поскольку они проходят трансфертом через централизованный бюджет, то их еще называют межбюджетные трансферты.

     Межбюджетные  трансферты предназначены для передачи права расходования средств от бюджета высшего уровня к бюджету низшего уровня. Обусловленные субсидии предназначены для оказания помощи бюджетам-получателям при выполнении последними строго оговоренных условий для решения определенных задач. Такой вид трансфертов называют еще целевым грантом, или субвенцией. Безусловные субсидии представляют собой перераспределение ресурсов в нижестоящие бюджеты и называются дотациями.

     Доля  дотаций и субвенций в территориальных  финансах (расходах) определяется как  налоговым потенциалом территории, так и объемом закрепленных за ней полномочий по финансированию обязательных расходов.

     При определении объема расходов госбюджета важно правильно определить объем  текущих услуг, оказываемых территориальными финансами. Объем расходов, которые  должны быть профинансированы территорией в обязательном порядке, − это расходы на удовлетворение собственных потребностей. Эта часть расходов должна финансироваться исключительно за счет собственных, а не регулирующих доходов.

     Обязательные  расходы территорий — это те денежные средства, которые тратятся по утвержденным центральным правительством направлениям. К таким расходам относятся выделения средств для социального обслуживания граждан (жилище, здравоохранение, образование, транспорт и т. п.).

     Дискреционные расходы — это денежные средства, которые тратятся территориальными администрациями в соответствии с утвержденными направлениями, но по собственному усмотрению. К ним относятся: управление, охрана правопорядка, дорожное хозяйство, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и развитие территорий, здравоохранение и окружающая среда, социальные нужды, культура, спорт, досуг, уборка улиц, пожарная охрана, сбор и утилизация отходов. 
 

      
  1. Внебюджетные  фонды.
 

     Внебюджетные  фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

     Внебюджетные  фонды в финансовой системе России функционируют на основании БК РФ, а так же других нормативно-правовых актов, в том числе законов о бюджете РФ на текущий год. При этом, хотя внебюджетные фонды и находятся с собственности государства, но являются автономными от федерального и местных бюджетов.

     Основными причинами образования этих фондов является необходимость:

     - социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

     - целевого использования средств этих фондов;

     - оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;

     - новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;

     - финансирования территориальных нужд.

     Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования.

     В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов по ряду причин. Во-первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во-вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.

     Согласно ст. 144 БК РФ, в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

     Бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ являются:

     - бюджет Пенсионного фонда РФ;

     - бюджет Фонда социального страхования РФ;

     - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

     Бюджетами территориальных государственных  внебюджетных фондов являются бюджеты  территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

     Доходы  внебюджетных фондов включают:

     - специальные целевые налоги и  сборы, установленные для соответствующего  фонда; 

     - отчисления от прибыли предприятий,  учреждений, организаций; 

     - средства бюджета; 

     - прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом;

     - займы, полученные фондом у  ЦБ РФ или коммерческих банков.

     - другие доходы, предусмотренные  соответствующими законодательными  актами.

     Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.

     Главными  методами мобилизации национального  дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод- это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью.

     Средства  бюджетов поступают в форме безвозмездных  субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.

     В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для  приобретения ценных бумаг и получения  прибыли в форме дивидендов или процентов.

     Основными особенностями внебюджетных фондов РФ являются:

     - внебюджетные фонды планируются  органами власти и управления  и имеют строгую целевую направленность;

     - денежные средства внебюджетных  фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

Информация о работе Бюджетная система РФ и характеристика её звеньев