Бюджет рязанской области, его особенности в текущем финансовом году

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание

В настоящее время отсутствуют эффективные стимулы роста доходов региональных бюджетов, что ведет к появлению большого числа дотационных территорий. Плавное выравнивание бюджетов за счет дотаций и субвенций создает у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы. По сути, игнорируется принцип функционирования финансовых кругооборотов в рамках бюджета - их объективная связь со сферой производства товаров и услуг. Поэтому существует необходимость совершенствования механизма формирования доходной части региональных бюджетов, повышения уровня собственных доходов регионов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1.Региональные бюджеты в бюджетной системе РФ………………………………………………………………………………..5
1.1. Значение региональных бюджетов в бюджетной системе РФ…………..5
1.2. Роль региональных бюджетов в обеспечении экономического и социального развития территорий……………………………………………...6
1.3. Особенности формирования доходов и расходов региональных бюджетов…………………………………………………………………………..7
2. Доходы и расходы областного бюджета Рязанской области……………....11
2.1. Характеристика важнейших видов доходов и расходов областного бюджета…………………………………………………………………………..11
2.2.Состав и структура доходов и расходов областного бюджета Рязанской области, их динамика и особенности в текущем финансовом году…………13
2.3 Проблемы сбалансированности доходов и расходов территориальных бюджетов в РФ,особенности состояния бюджетного дефицита областного бюджета Рязанской области, источники его финансирования……………….19
3.Перспективы и основные направления преодоления бюджетного дефицита областного бюджета………………………......................................28
3.1 Обеспечение устойчивой доходной базы регионального бюджета……...28

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 187.46 Кб (Скачать документ)

ФГБОУ  ВПО «Рязанский государственный агротехнологический университет  имени  П.А. Костычева».

 

 

 

Кафедра финансы и кредит

 

 

Курсовой проект

на тему: «Бюджет рязанской области, его особенности в текущем финансовом году.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань 2011 г.

 

 

Содержание 

Введение ……………………………………………………………………….3

1.Региональные бюджеты в бюджетной  системе РФ………………………………………………………………………………..5

1.1. Значение региональных бюджетов  в бюджетной системе РФ…………..5

1.2. Роль региональных бюджетов в  обеспечении экономического и  социального развития территорий……………………………………………...6

1.3. Особенности формирования доходов  и расходов региональных бюджетов…………………………………………………………………………..7

2. Доходы и расходы областного бюджета Рязанской области……………....11

2.1. Характеристика важнейших  видов доходов и расходов областного  бюджета…………………………………………………………………………..11

2.2.Состав и структура доходов  и расходов областного бюджета  Рязанской области, их динамика  и особенности в текущем финансовом  году…………13

2.3 Проблемы сбалансированности доходов и расходов территориальных бюджетов в РФ,особенности состояния бюджетного дефицита областного бюджета Рязанской области, источники его финансирования……………….19

3.Перспективы  и основные направления преодоления  бюджетного дефицита областного  бюджета………………………......................................28

3.1 Обеспечение устойчивой доходной базы регионального бюджета……...28

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным  звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций. Исторический опыт формирования доходов  региональных бюджетов в странах  с развитой рыночной экономикой свидетельствует  о разнообразии моделей формирования, обусловленном поиском оптимального взаимодействия между бюджетами  разных уровней, обеспечения финансовой самостоятельности каждого субъекта власти в едином государстве.

В последние годы субъекты Федерации  получили определенные права в области  налогообложения и распоряжения региональной собственностью. В результате укрепилась зависимость доходной базы регионального бюджета от эффективности  управления процессом формирования собственной финансовой базы. Существующие доходные источники нельзя признать исчерпывающими, и это является причиной несбалансированности бюджетов субъектов  Российской Федерации. Отсюда упорядочение финансового обеспечения полномочий субъектов РФ является важнейшим  условием укрепления российской государственности на основе принципов финансовой самостоятельности и федерализации.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть  сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь  главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения.

В настоящее время отсутствуют  эффективные стимулы роста доходов  региональных бюджетов, что ведет  к появлению большого числа дотационных  территорий. Плавное выравнивание бюджетов за счет дотаций и субвенций создает  у региональных органов власти иждивенческие  настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы. По сути, игнорируется принцип функционирования финансовых кругооборотов в рамках бюджета - их объективная связь со сферой производства товаров и услуг. Поэтому существует необходимость  совершенствования механизма формирования доходной части региональных бюджетов, повышения уровня собственных доходов  регионов.

Актуальность установления эффективных  методов формирования доходов региональных бюджетов (на примере Рязанской области), необходимость системного исследования теоретических и практических вопросов формирования доходов региональных бюджетов обусловили выбор темы, цель и задачи курсового проекта

 

 

 

  1. Региональные бюджеты в бюджетной системе РФ.

1.1. Значение региональных бюджетов в бюджетной системе РФ.

Экономическая сущность и функции бюджета государства 

Бюджет - форма образования и  расходования денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления. С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функции. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Бюджет выполняет следующие  функции:

- перераспределение ВВП;

- государственное регулирование  и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение бюджетной  сферы и осуществления социальной  политики государства;

- контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств

 

 

1.2. Роль региональных бюджетов в обеспечении экономического и социального развития территорий

Бюджет субъекта РФ или региональный бюджет это форма образования  и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенный для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. В современных условиях увеличивается значение региональных бюджетов в экономическом и социальном развитии страны. Так, в настоящее время, через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, с/х, охрану окружающей среды, социальной сферы.при этом круг финансируемых предприятий расширяется. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровня экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и иных условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других регионов страны. Местный бюджет это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенный для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Местные бюджеты имеют важное значение в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач. В первую очередь, в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Так, за местными бюджетами закреплены в основном расходы на ЖКХ и социальную политику. Однако, осуществление всех расходных полномочий, возложенных на местные бюджеты требует значительных финансовых ресурсов, которыми местные бюджеты в настоящее время не обладают.

1.3. Особенности формирования доходов и расходов региональных бюджетов

Доходы региональных бюджетов - это определенные нормами правафинансовые отношения по поводу поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей.

Доходы региональных бюджетов выражают финансовые отношения, возникающие  у органов власти субъектов РФ с предприятиями, организациями  и гражданами по поводу поступления  денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Формой проявления этих финансовых отношений служат различные виды платежей и поступлений в региональный бюджет с их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд субъекта РФ.

 Доходы бюджетов формируются  в соответствии с бюджетным  и налоговым законодательством  РФ. В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ установлены 3 основные  группы доходов:

1.налоговые;

2.неналоговые;

3. безвозмездные и безвозвратные  перечисления.

К налоговым доходам относятся, предусмотренные налоговым законодательством  федеральные (НДС, акцизы, налог на прибыль  организаций, НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых, ЕСН, водный налог, налог на наследование, госпошлины, сбор за пользование объектами животного мира, водных биологических ресурсов), региональные (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог) и местные налоги и сборы (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также штрафы и пени.

 К неналоговым доходам относятся: 

1.доходы от использования имущества,  находящегося в государственной  или муниципальной собственности,  после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах;

2.доходы от платных услуг,  оказанных бюджетными учреждениями, находящихся в ведении соответственно  федеральных, региональных органов  исполнительной власти и органов  местного самоуправления, после  уплаты налогов и сборов, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах; 3.средства, полученные  в результате применения мер  гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности  (штрафы, конфискации, компенсации,  а также иные суммы принудительного  изъятия).

 К безвозмездным и безвозвратным  перечислениям относятся:

1. финансовая помощь из бюджетов  других уровней в форме дотаций  и субсидий;

2.субвенции из фонда компенсации; 

3.субвенции из местных бюджетов  бюджетам других уровней;

4.иные безвозмездные и безвозвратные  перечисления между бюджетами  бюджетной системы РФ;

5.безвозмездные и безвозвратные  перечисления из бюджетов государственных  и территориальных государственных  ВБФ;

6.безвозмездные и безвозвратные  перечисления от физических и  юридических лиц, международных  организаций, правительств иностранных  государств

В основу построения системы бюджетных  доходов регионов положены принципы, позволяющие субъекту РФ иметь достаточные  для его деятельности финансовые ресурсы и одновременно использовать платежи юридических и физических лиц для регулирования их финансового  состояния.

Расходы бюджета субъекта РФ - это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта Российской Федерации. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов). В соответствии с законодательством РФ исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов на:

— содержание органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации;

— обслуживание и погашение  государственного долга субъектов  РФ;

— проведение выборов и  референдумов субъектов Федерации;

— реализацию региональных целевых программ;

— формирование государственной  собственности субъектов Федерации;

— осуществление международных  и внешнеэкономических связей субъектов  Федерации;

— содержание и развитие предприятий, учреждений т организаций, находящихся в ведении органов  государственной власти субъектов  Федерации;

— обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;

— оказание финансовой помощи местным бюджетам;

— прочие расходы, связанные  с осуществлением полномочий субъектов  Федерации.

Бюджеты по расходам исполняются  в пределах фактического наличия  бюджетных средств на едином счете  бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования.

В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета- превышении расходов над доходами - должны быть указаны  источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной  системы РФ). 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Доходы и расходы областного бюджета Рязанской области.

2.1. Характеристика  важнейших видов доходов и  расходов областного бюджета.

Бюджетная система - основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность бюджетов федерации, субъектов РФ, местных  и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной  системы, а также взаимосвязь  между отдельными ее звеньями.

Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом, включает в  себя 3 уровня:

Информация о работе Бюджет рязанской области, его особенности в текущем финансовом году