Сельский туризм в Рязанской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 20:27, доклад

Описание

Сельский туризм — это сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта.
Обязательным условием для реализации данного продукта является то, чтобы средства размещения туристов (как правило, индивидуальные, а также специализированные) находились в сельской местности (или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки).

Работа состоит из  1 файл

Сельский туризм в.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)

Сельский  туризм в Рязанской области

(методическое  пособие для турфирм и частных предпринимателей 
по организации отдыха на селе в частном секторе) 
 
ОПИСАНИЕ ПРОДУКТА

Сельский туризм — это сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта.

Обязательным  условием для реализации данного  продукта является то, чтобы средства размещения туристов (как правило, индивидуальные, а также специализированные) находились в сельской местности (или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки).

Население сельской местности, (возможно и городское), включая фермеров, имеющее пустующие дома, комнаты или этажи в собственных домах предоставляет их с минимальной мебелировкой и наличием хозяйственных средств (посуды, постельного белья, полотенец и т. д.) для аренды от двух дней до нескольких месяцев. Для создания более радушного приема хозяева могут предложить дополнительные услуги гостям: организация развлекательных мероприятий (баня, совместное хождение на шашлыки, по ягоды и грибы, рыбалка, охота, верховая езда и т. д.); привлечение гостя для помощи в простых сельскохозяйственных работах, таких как, например, кормление животных, сбор урожая ягод или огурцов, не исключено оказание помощи по присмотру за детьми гостей и т. д.

Потребителем  или целевой группой в России могут быть:

1. Семьи с детьми

2. Пожилые люди

3. Пожилые люди  с внуками

4. Компании молодых  людей

5. Люди, любящие  спорт (при наличии соответствующих услуг для занятий спортом, такие как верховая езда, прокат лыж и т. д.)

Первый вопрос, который наиболее часто можно  услышать: «Зачем ехать в сельскую местность, ведь многие имеют дачу?» Частично можно согласиться с тем, что дачи будут создавать определенную конкуренцию развитию сельского туризма, но только частичную. Во-первых, многие знают о большой проблеме сохранения дачных домов в целости и сохранности, так как воровство и поджоги, не являются редкостью. Люди, у которых нет дачи, в данном случае имеют альтернативу: постоянно волноваться о своем имуществе или спокойно жить и работать в городе и при этом каждый раз выбирать новые места отдыха в сельской местности. Во-вторых, сельский туризм дает возможность отдохнуть от домашнего быта женской части семьи и получить новые впечатления детям. В-третьих, он позволяет получить смену обстановки за небольшие для семьи деньги, так как стоимость такого проживания будет ниже, чем в гостинице. При этом все знают о нехватке и плачевном состоянии гостиниц в маленьких городах, с их минимальным комфортом и максимальными ценами. В-четвертых, сегодня на российском рынке туризма растет интерес к внутреннему туризму и имеется конкретный спрос на аренду на летний период домов в сельской местности.

Что ждут туристы  от сельского туризма?

ü Спокойствия  и размеренности сельской жизни;

ü Чистого воздуха, сельской тишины и натуральных продуктов;

ü Комфорта условий  проживания;

ü Домашней атмосферы;

ü Приемлемых цен;

ü Ощущения близости с природой;

ü Получения новых впечатлений;

ü Возможность  развлечений для детей и проведения досуга для взрослых.

Важно отметить, что сельский туризм это не только проживание туриста в сельском доме, но и функционирование целой инфраструктуры сельского туризма, которая включает хорошее транспортное сообщение между населенными пунктами, места проведения досуга, наличие служб, оказывающих различные услуги по предоставлению информации и обслуживанию, маленькие ресторанчики, кафе и трактиры. При этом каждый гость, а в сельском туризме туриста называют «гостем», должен постоянно ощущать домашний комфорт и повышенное персональное внимание.

Главное в обслуживании туриста — гостеприимство, выраженное в дружелюбии, сердечности, искреннем желании хозяина организовать отпуск гостей в своем доме. Качество обслуживания принимающей стороны состоит во внимании и удовлетворении потребностей туриста.

Тем не менее, для того, чтобы гость оценил сельское гостеприимство, одного лишь богатства природных ресурсов недостаточно. Хозяева должны приложить усилия, осваивая культуру быта, соблюдая тишину, поддерживая чистоту в доме и на прилегающей территории, создавая комфортные условия для проживания за приемлемую цену. Для организации полноценного досуга необходимы дополнительные услуги: баня, походы за грибами и ягодами, рыбалка, охота, верховая езда, уход за животными, национальная кухня и т. д.

Главная задача владельца объекта размещения (дальше будем называть «гостевой дом») — обеспечить такой уровень услуг, на какой он только способен. Если владелец сумел превысить ожидания гостя, то гость будет возвращаться снова и снова.

СОВЕТЫ ПО ГОСТЕПРИИМСТВУ ВЛАДЕЛЬЦАМ ГОСТЕВЫХ ДОМОВ

НАДО:

  • чтобы отдыхающий чувствовал себя легко и непринужденно как дома
  • обслуживать отдыхающего как особого гостя и предоставить ему чуть больше услужливости, чем может быть необходимо;
  • знать свой район, предлагая дополнительную информацию о местной продукции и ремеслах, культурных достопримечательностях, местных преданиях и событиях;
  • показать жизнь в деревне
  • гордиться своим домом, старыми постройками, домашними животными, семьей.

НЕЛЬЗЯ:

  • создавать впечатление, что интерес представляют только деньги гостей; необходимо дать почувствовать гостям, что им предоставляется только все самое лучшее, что они получают то, что ожидали за свои деньги, тогда они приедут в следующий раз
  • создавать впечатление, что вы делаете гостю одолжение, позволив потратить свои деньги
  • допускать, чтобы гость скучал
  • жаловаться на погоду, правительство и на все то, что нам неподвластно
  • пренебрежительно отзываться о соседях и местных жителях
  • стыдиться чего-либо в доме или на участке. ЭТО ВАШ ДОМ.

МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Маркетинговая стратегия по развитию сельского туризма в Рязанской области строится, исходя из следующих предпосылок:

  • Рязанская область имеет большое количество исторических и культурных памятников архитектуры.
  • Природно-климатические условия позволяют создать качественные условия для отдыха в сельской местности.

В процессе исследования проводилось анкетирование потенциальных потребителей услуг сельского туризма. Анкетирование проводилось в г. Рязани, а также в г. Москве и ближнем Подмосковье. Объем выборки — 100 человек в Рязани и 100 человек в Москве и ближнем Подмосковье. Выборка случайная. Интервью проводилось на улице, в местах массового скопления людей. Опрашивались респонденты в возрасте от 20 до 50 лет.

В результате анкетирования выяснено, что большинство респондентов согласны платить от 500 до 1000 рублей в сутки за проживание (включая питание). Респонденты Московского региона предъявляют большие требования к комфортности проживания, но и готовы больше платить.

Из предпочитаемых видов отдыха большинство респондентов указывает охоту, рыбалку и гастрономический туризм («баня-шашлыки»). Людей старшего возраста больше интересует ознакомление с историческими и культурными достопримечательностями.

Большинство опрошенных в г. Рязани предпочитает проживание в деревянном доме с частичными удобствами. Большинство опрошенных москвичей предпочитают проживание в коттедже со всеми удобствами.

Наиболее востребованный срок проживания в сельской местности с целью отдыха составляет 5–10 дней. На втором месте по востребованности — 2 дня, то есть так называемые «туры выходного дня».

Наиболее предпочтительное время отдыха для большинства респондентов — лето. На втором месте — зима. Зимой предпочитают отдыхать в сельской местности, в основном, те респонденты, которые в качестве предпочитаемых видов отдыха называли охоту и рыбалку. Весна и осень, как правило, респондентов не интересовали.

Интерес опрошенных к народным промыслам и технологиям производства сельскохозяйственной продукции (наблюдение за процессами в фермерском хозяйстве) оказался весьма незначительным как в Рязани, так и в Москве.

Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:

ü Потенциальные  потребители услуг сельского  туризма среди горожан имеются  в достаточно большом количестве.

ü Они готовы платить приемлемую цену за предоставляемые им услуги.

ü Их интересуют традиционные виды сельского отдыха.

ü Требования к комфортабельности проживания являются приемлемыми для условий Рязанской области.

ü В потребности услуг сельского туризма наблюдается сильно выраженная сезонность.

Таким образом, предоставление услуг сельского  туризма может стать для жителей  Рязанской области дополнительным источником доходов. Данные услуги могут быть представлены в нескольких вариантах, в зависимости от величины вложений на первоначальном этапе.

Вариант 1. «Тур выходного дня».

Описание. Сельчанин  на два выходных дня (двое суток) предоставляет услуги по проживанию как основной пакет услуг. Дополнительно предоставляет услуги по организации рыбной ловли, баню, организует «пикник», прогулку по лесу, осмотр местных достопримечательностей и т. п.Причем дополнительные услуги предоставляются за отдельную плату, по договоренности. Проживание с питанием (например, традиционная русская кухня) может стоить 750 рублей в сутки с человека. При этом туристы как бы приезжают «в гости», в количестве от 2 до 5 человек (то есть семья), хозяин обеспечивает им проживание и питание; развлечение — по желанию.

Это фактически беззатратный для жителя села вариант. Для привлечения клиентов достаточно разместить объявление в сети Интернет, направить соответствующие предложения нескольким туристическим агентствам. Размещение туристов будет проводиться на имеющихся жилых площадях. Размер дохода при таком варианте не будет значительным, а на первоначальном этапе — особенно. В дальнейшем все будет зависеть от качества отдыха у конкретного человека и от интенсивности рекламы «от клиента к клиенту».

Вариант 2. «Спокойный деревенский отдых без изысков  и городских благ, но со всеми необходимыми удобствами для жизни».

Описание. Сельчанин  предоставляет услуги по проживанию на срок от 5 до 10 дней. Набор дополнительных услуг может быть таким же, как в первом варианте. Стоимость основной услуги также может составлять 750 рублей в сутки с человека. Однако данный вариант потребует больших затрат. Необходимо организовать проживание «гостей» в отдельном помещении, потребуются дополнительные затраты на рекламу, на оборудование (например, рыболовные снасти). Во-первых, потому, что к длительному отдыху клиенты будут предъявлять более высокие требования, особенно касающиеся комфортабельности проживания. Во-вторых, сельчанину необходимо получать доход с осуществленных затрат, для чего потребуется интенсивное привлечение туристов.

Вариант 3. «Отдых на деревенской усадьбе».

Описание. Сельчанин  предоставляет туристам услуги по проживанию и питанию в специально предназначенном для этого здании (например, стилизованный сельский дом — «усадьба»). Кроме того, организует специальные развлекательные мероприятия, в зависимости от специализации своего хозяйства: конные прогулки, рыбалка на специально зарыбленном пруду, демонстрация процессов сельскохозяйственного производства (сбор меда, стрижка овец, уход за животными, производство творога, сыра и т. д.), ознакомление с традиционными народными промыслами, организация экскурсий для осмотра местных достопримечательностей.

Это наиболее затратный  вариант, который подразумевает, по сути, организацию частного гостиничного комплекса на базе фермерского хозяйства. При использовании данного варианта доход от услуг сельского туризма становится одним из основных, а может быть и основным. Срок осуществления такого проекта составляет не менее года. Объем необходимых инвестиций следует рассчитывать по каждому конкретному хозяйству, как и определять предполагаемую цену услуг.

Осуществление подобного проекта в условиях Рязанской области возможно при условии, что организаторам будет оказана финансовая поддержка.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

Юридические основы организации гостевых домов

Для организации  гостевого дома необходима регистрация  предпринимательской деятельности в налоговой инспекции по месту нахождения жилого помещения, предназначенного под гостевой дом. Для занятия хозяйством гостевого дома целесообразно получить статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, так как нет необходимости иметь обособленный баланс, расчетный счет, главного бухгалтера, кассира. Создание общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества и т. п., для занятия предпринимательской деятельностью по гостевым домам не эффективно из-за малых объемов дохода, сезонности прибытия клиентов, необходимости вести налоговую отчетность.

Зарегистрироваться  как индивидуальный предприниматель  без образования юридического лица может кто-то из совершеннолетних членов семьи, желательно один из совладельцев жилья. Он будет юридически отвечать перед налоговой инспекцией за финансовые результаты своей деятельности и регулярно предоставлять отчетность по доходам и уплате налогов, а также нести ответственность за санитарные и противопожарные условия проживания и питания гостей.

В российских нормативных документах, посвященных туризму и средствам размещения, услуги гостевых домов не рассматриваются. Правда, в одном из последних ГОСТов Р 51185–98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования», введенном в действие 1 января 1999 г., упомянуты гостиницы квартирного типа и меблированные комнаты (п. 4.1.1.1.), а также индивидуальные средства размещения: квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые внаем (п. 4.1.2). К ним применяются те же требования, что и к гостиницам в традиционном их понимании.

Информация о работе Сельский туризм в Рязанской области