Туризм в Тверской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:30, курсовая работа

Описание

Туризм - это крупный сектор экономики. Все развитые государства мира уже давно заинтересованы в его развитии. В мировой экономике туризм вышел на лидирующие позиции, конкурируя лишь с добычей нефти. В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма

Работа состоит из  1 файл

курсовая по туризму1.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

Введение

      Туризм - это крупный сектор экономики. Все развитые государства мира уже давно заинтересованы в его развитии. В мировой экономике туризм вышел на лидирующие позиции, конкурируя лишь с добычей нефти.   В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.           Тверская область с населением 1млн. 620 тысяч человек и площадью свыше 84 тысяч квадратных километров – крупнейшая в Центральной России. Она соединяет два наиболее развитых экономических района – Центральный и Северо-Западный – и расположена между Москвой и Санкт-Петербургом. Такое уникальное географическое положение области во многом определяет особенности её экономики. Тверская область имеет большие возможности для развития индустрии туризма.    Тверская область – край лесов, рек, озёр.   Именно здесь, в Осташковском районе, находится исток великой русской реки Волги.  В Тверской области множество старинных сёл и усадеб, культурных и исторических памятников, древних и новых городов, названия которых встречаются в письмах и произведениях русских писателей и художников, в истории России. К услугам жителей и гостей города известный в стране драматический театр, филармония, театр детей и молодежи, театр кукол, цирк. В картинной галерее имеются произведения многих выдающихся художников России XVIII – XX веков и мастеров западно-европейского искусства. В Твери учились и трудились баснописцы И.А.Крылов, А.Е.Измайлов, художник О.А.Кипренский, писатели И.И.Лажечников, М.Е.Салтыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, А.Н.Островский.                В ней находится более 300 туристических фирм, действуют 18 туристических баз, санаториев, домов отдыха и пансионатов. Географическое положение и климат Тверской области в сочетании с уникальным историко-культурным наследием представляют собой интерес не только для отечественного, но и для зарубежного туриста. Проходящие через Тверскую землю автомобильная и железная дороги, соединяющие Москву и Санкт-Петербург, делают область легко доступной для жителей близлежащих регионов и столицы. Обилие рек и озер, значительные рыбные ресурсы – хорошая база для организации туризма с лицензионным и любительским рыболовством, богатство и разнообразие фауны области позволяет развиваться отдельным видам охотничьего туризма. Важно отметить также, что большое будущее принадлежит экологическому туризму. Особым мотивом для посещения Тверской земли и разработки туристических маршрутов могут стать памятники истории, архитектуры, археологии и культуры. Уникальная территория Тверского края с монастырем "Нилова Пустынь" (оригинальность архитектурного сооружения и история становления которого не оставит ни одного туриста равнодушным) является важным духовным центром России. Единственное крупное озеро в европейской части России озеро "Селигер", является местом отдыха как жителей области, так и для жителей Москвы и Санкт-Петербурга. В летний период в область приезжает свыше 1 миллиона организованных и самодеятельных туристов. Экологически чистый край, каких уже осталось в нашей стране не так много, прославивший себя живописными лесами, богатыми грибами и ягодами; бескрайними озерами и реками, наводненными рыбой; животным миром, представляющим многообразие птиц и зверей, а также уникальными историческими памятниками, привлекает с каждым годом отдыхающих все больше и больше. Для жителей России, считающих своим кредо: сочетать полезное с приятным (прекрасно отдохнуть и повысить свой интеллектуальный уровень), Тверской край является как раз тем самым уголком нашей Родины, где можно, действительно, все это осуществить.

Цель  данной работы – выявить проблемы туризма в Тверской области, определить перспективы развития региона, отметить рекреационный потенциал области.

Основными задачами работы являются определение положительных и отрицательных сторон, влияющих на развитие туризма в Тверской области. Определение особенностей, присущих Тверской области, которые могут привлечь внимание инвесторов и туристов, и в дальнейшем положительно сказаться на развитии туристической индустрии в регионе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. История развития туризма в Тверской области  

1. Предпосылки к  развитию туризма  в Тверской области. 

      Экскурсии – важнейшая составная часть туризма. Они входят в программы практически всех туров, относящихся как к природно-ориентированным, так и использующих культурный потенциал регионе. Первые сведения об экскурсиях появились во второй половине XVIII в. Это были школьные экскурсии, которые предшествовали появлению туризма.                                     Во второй половине XIX в. школьно-экскурсионное дело получило поддержку официальных властей, которые решили использовать экскурсии в качестве одного из средств морально-религиозного воздействия на учащихся. Школьные экскурсии проводились преимущественно с целью изучения окружающей природы и по историческим местам. С 1899 г. при педагогическом обществе в Москве работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся гимназий, училищ и школ. Активизация экскурсионной деятельности в XIX в. была связана с появлением ряда организаций, практиковавших экскурсионные походы. Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ. Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижения и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в различные специализированные организации1.                                                                                                                   Повышенный интерес к экскурсиям, возникший в России в различных слоях населения к 10-м гг. ХХв., явился толчком к созданию экскурсионных комиссий, бюро и комитетов при ряде обществ, таких как взаимопомощи учащихся  и учивших, любителей природы, обществах грамотности и др. Они взяли на себя функции содействия группам и отдельным экскурсантам при знакомстве со столицами и губернскими городами. Кроме экскурсионных организаций при различных обществах, появились и частные конторы, основанные отдельными предпринимателями, предлагавшими свои услуги по проведению экскурсий по России.       Туризм и экскурсии в учебных заведениях – это особая глава общей истории туризма в России, ведущая свое летоисчесление с последней четверти ХVIIIв. В конце ХIХ – начале ХХв. В учебных заведениях России начали осознавать необходимость введения экскурсий в учебный процесс, видя в них эффективную форму приобретения знаний и важное средство патриотического воспитания учащихся2.         Передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело, всё шире развивающееся в стране. В экскурсиях они увидели возможность значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе. К этому времени относятся первые статьи, посвящённые экскурсионному делу среди учащихся, в “Записках Крымского горного клуба”, в журналах “Русский турист” и “Русская школа”.        Длительное время организация экскурсий для учащихся оставалась делом отдельных энтузиастов. Важным толчком к расширению экскурсионной деятельности стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за №20.185, которым отменялись летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовалось начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия.

Стихийно  развивавшаяся экскурсионная работа в учебных заведениях России постепенно начала получать теоретическую базу. К концу 1900-х годов в различных  периодических изданиях стали появляться всё больше статей, в которых предпринимались попытки освещения вопросов теории экскурсоведения.          Важной вехой в этом отношении явилась увидевшая свет в 1910 г. книга “Школьные экскурсии”, написанная группой преподавателей Петербургского лесного коммерческого училища под редакцией Б.Е. Райкова. В ней впервые были разработаны основные принципы экскурсионной методики и предложена система учебных экскурсий по всем предметам и для всех классов. Появление книги по теории экскурсионного дела в лесном училище не было случайностью. Именно оно в числе первых в Петербурге включило местные и дальние экскурсии в учебный процесс, как обязательную форму работы, тесно связанную с преподаванием различных предметов. В 10-е годы XX в. в России начали издаваться три специальных журнала, посвящённых экскурсионному делу: “Экскурсионный вестник” в Москве, “Русский экскурсант” в Ярославле и “Школьные экскурсии и школьный музей” в Бендерах в Бессарабской губернии. Если последний журнал полностью посвящался школьному экскурсоведению, то два других постоянно публиковали теоретические статьи по экскурсоведению, рассказы о совершённых экскурсиях, советы по организации экскурсий в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу и др.

Война, начавшаяся в 1914 г., отразилась на географии школьных экскурсий и путешествий. Резко сократилось количество дальних экскурсий, но продолжали развиваться экскурсии по территории своих губерний.  В школах России к 1916 г. экскурсии, связанные с учебным материалом, были признаны равноправными среди других методов обучения. Серьёзным препятствием при организации экскурсий со школьниками являлось отсутствие экскурсионных навыков у учителей. Понимая, что слабое знание теории экскурсионного дела мешает качественному проведению экскурсий, различные общества и учреждения, занимавшиеся их развитием, начали открывать курсы подготовки руководителей экскурсий. Ботанический, зоологический, гидробиологический, геолого-географический интерес, проявленный учителями к курсам по подготовке руководителей естественно-историческими экскурсиями с детьми, свидетельствовал о прочных позициях, какие завоевало экскурсионное дело к середине 10-х годов XX в. в школах России.

 Туризм  и экскурсии стали повсеместным  явлением в учебных заведениях  Российской империи от западных до восточных ее границ3.

2. Экскурсионная деятельность в Тверской области

      В первой половине ХIХ века исследование Тверской губернии, как и всех районов России, приняло широкий размах, начинается формирование отдельных отраслей географических знаний, наряду с общегеографическими работами, появляются специальные исследования по климату, геологии, ботанике и т.д.

      Академик  Н.Я. Озерецковский в 1814 году исследовал верховья Волги и озеро Селигер. Свое путешествие он описал в книге «Путешествие на озеро Селигер».

      В сороковых годах ХIХ века появилась первая ботаническая работа лесничего Вильдермета – «Сведения о лесах Тверской губернии». В этот период специальных ботанических работ в нашей области не велось, флорой занимались попутно некоторые исследователи (Фальк, Н.Я. Озерецковский). В своей работе Вильдермет перечисляет главнейшие лесные породы, сопровождая их ботанической и экологической характеристикой4.

        В 1917 году, был создан Тверской учительский институт  основные кадры экскурсионистов были сосредоточены в нем. М.Ф.Савина, Н.Д.Никольский, А.Н.Вершинский, А.Я.Закс, В.А.Герд наряду с практической организацией экскурсионной деятельности, занимались обсуждением таких вопросов, как сущность экскурсионного метода, специфика естественнонаучных и гуманитарных экскурсий, техника ведения экскурсий и др. В состав естественно-географического отделения входила специальность "География". Проводимые на отделении исследования были связаны с изучением родного края. Часто занятия со студентами-географами проводились в форме учебных экскурсий и полевых практик в районе Верхней Волги. Интересные исследования на Верхней Волге провел историк, краевед, профессор Тверского педагогического института Анатолий Николаевич Вершинский (1888-1944), который в 1922-1923 годах заведовал словесно-историческим отделением института, а с 1932 года там же возглавлял кафедру истории народов СССР. Анатолий Николаевич Вершинский - автор 72 работ по истории Тверского края. Значительное место в работе А.Н. Вершинского занимали экскурсии и экспедиции. Именно им он уделял особое внимание уже с первых дней своей работе в вузе. В 1920 году было образовано Общество изучения Тверского края, проводившее большую краеведческую работу. А.Н. Вершинским в Тверском пединституте был организован кабинет краеведения, создание которого в значительной мере способствовало изучению Верхней Волги. Под редакцией М.Г. Кадека, А.Н.Вершинского, К.И. Никольсккого практически ежегодно издавался журнал "Материалы Общества изучения Тверского края"5.

 Исследования в рамках общества проводили известные ученые. Летом 1923 года А.Н.Вершинский выехал со студентами в Берново с этнографическими целями и с задачей познакомить ребят с усадьбой Вульфов. Подлинной школой краеведения явилась большая экспедиция летом 1925 года в Брусовскую и Заручьевскую волости, в верховья р. Мологи6. В 1928г. Общество изучения Тверского края издало под редакцией А.Н.Вершинского сборник "Дальние экскурсии по Тверской губернии". В этом сборнике перу Анатолия Николаевича принадлежат детальные описания нескольких маршрутов по реке Волге, начиная от истока Волги и до Калязина.

     Крупнейшей  фигурой в тверском экскурсоведении  является Владимир Александрович Герд. Свою педагогическую деятельность Владимир Александрович начал с осени 1924 года. Сначала он работал в Кубанском (Краснодарском) Педагогическом Институте, затем с 1924-1926 г. в Тверском Педагогическом Институте. Почти за 2 года (точнее 20 месяцев) своей службы в  Твери,  Владимир Александрович успел удивительно много сделать в области педагогического влияния на организацию учебно-вспомогательных учреждений Института, на постановку методики естествознания, на организацию экскурсионного дела.

     Значительный  вклад в подготовку экскурсионных  кадров внес один из основоположников Тверского учительского института – Арт Яковлевич Закс (1878–1938).  вся его жизнь была связана с внешкольным образованием, в частности – с экскурсионным делом. Не будучи теоретиком движения, А.Я. Закс в значительной степени способствовал популяризации и практическому использованию идей экскурсионистов. Он был основателем и руководителем двух учреждений, сыгравших выдающуюся роль в музейном и экскурсионном деле 1920–1930-х гг.: Института методов внешкольной работы и Центральной опытно-показательной экскурсионной базы Наркомпроса. Оба учреждения были созданы в 1923 г. – время расцвета экскурсионного движения. Труды Закса способствовали организации школьно-экскурсионной работы в РСФСР. Арт Яковлевич Закс предложил разнообразные формы переподготовки учителей, в т. ч. 7-12-дневные "экскурсионные конференции", в ходе которых организовывались встречи с ведущими педагогами и методистами, читались лекции, проводились показательные экскурсии и обмен опытом.      

       

 Тверские  экскурсионисты начала XX в.: П.П.Чернышев, М.Ф.Савина, А.Я.Закс, В.А.Герд, А.Н.Вершинский, Н.Д.Никольский внесли большой вклад не только в практику экскурсионной деятельности, но значительно расширили и обогатили теорию и методику экскурсионного дела в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Туризм в Тверской области