Анализ расходов бюджета Брянской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:24, курсовая работа

Описание

В 2002-2009 гг. расходы консолидированного бюджета РФ возросли с 2 трлн. руб. до 8,8 трлн. руб., т.е. более чем в 2 раза в реальном выражении. Увеличение объема расходов происходило в целом адекватно темпам роста ВВП и не сопровождалось значительным повышением зависимости бюджета от конъюнктуры мировых сырьевых рынков (рис.1).Объем расходов федерального бюджета РФ увеличился я с 11, 7% к ВВП в 2002г. до 18% к ВВП в 2010 г., затем сократился до 16,3% ВВП в 2007 г и в 2009 г. достиг уровня 2010г. Суммарная величина расходов по отношению к ВВП по основным разделам и подразделам в 2009 г. заметно выросла по сравнению с предшествующим годом. Расходы консолидированного бюджета на образование выросли в 2,4 раза в реальном выражении, на здравоохранение - в 3,4 раза.

Работа состоит из  1 файл

Анализ расходной части всех уровней бюджетов РФ.doc

— 382.50 Кб (Скачать документ)

2. Анализ расходной  части всех уровней  бюджетов РФ

2.1.  Анализ динамики  и структуры расходов  на примере бюджетов: РФ, Брянской области  и г.Брянска

      В 2002-2009 гг. расходы консолидированного бюджета РФ возросли с 2 трлн. руб. до 8,8 трлн. руб., т.е. более чем в 2 раза в реальном выражении. Увеличение объема расходов происходило в целом адекватно темпам роста ВВП и не сопровождалось значительным повышением зависимости бюджета от конъюнктуры мировых сырьевых рынков  (рис.1).Объем расходов федерального бюджета РФ увеличился я с 11, 7% к ВВП в 2002г. до 18% к ВВП в 2010 г., затем сократился до 16,3% ВВП в 2007 г и в 2009 г. достиг уровня 2010г. Суммарная величина расходов по отношению к ВВП по основным разделам и подразделам в 2009 г. заметно выросла по сравнению с предшествующим годом. Расходы консолидированного бюджета на образование выросли в 2,4 раза в реальном выражении, на здравоохранение - в 3,4 раза.

      Рис. 1. Динамика расходов консолидированного бюджета РФ(в %), 2002-2009гг.

      Стоит отметить, что с 1 января 2007 г. произошла смена бюджетной классификации расходов, поэтому по отдельным разделам расходов невозможно произвести сопоставление основных расходных статей бюджетной системы за 2007 -   2009 гг. и более ранние периоды.

      

      Рис.2. Структура расходов федерального бюджета на 2007 г.

      В составе бюджетных расходов из федерального бюджета РФ выделяется высокая доля расходов на общегосударственную деятельность (функционирование главы государства - Президента РФ; функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления; функционирование Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов надзор; обслуживание государственного и муниципального долга; фундаментальные исследования; прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов; международные отношения и международное сотрудничество и др.). Их доля в общем объеме расходов федерального бюджета РФ в период 2010-2007 гг. имеет тенденцию к снижению с 20,5% (481,5 млрд. руб. и 3,7% ВВП) в 2010г. до 16% (488,6 млрд. руб. и 2,6% ВВП) в 2007 г. Это свидетельствует об относительном сокращении затрат на финансирование государственного аппарата. Данный показатель составил  15,1% в 2007г., 9,9% в 2008 г., 13,6% в 2009г., в составе расходов консолидированного бюджета он в 2008г. достиг  23% - доля, более чем вдвое превысившая среднемировой уровень. В зарубежных странах удельный вес таких расходов составляет в основном от 5% до 15%. Это свидетельствует о низкой эффективности общегосударственного управления в России.

     Данную  динамику можно охарактеризовать как  положительную, так как на протяжении трех лет отмечается увеличение расходов средств федерального бюджета.

     В 2007 г. расходы федерального бюджета  составили 5 983 млрд руб, в 2008 г. – 7566,6 млрд руб, в 2009 г. – 9 636,8 млрд руб (приложение 1).

     Если  рассматривать расходы федерального бюджета по статьям расходов, то можно отметить, что наибольшие расходы отмечаются по таким статьям, как межбюджетные трансферты, национальная оборона и национальная экономика (приложение 2, 3, 4).

     Расходы по статье «Общегосударственные вопросы» являются одними из самых весомых, однако в течение трех лет они находятся практически на одном уровне: в 2007 г. было исполнено 812,1 млрд руб, в 2008 г. – 835,2 млрд руб, в 2009 г. – 829,4 млрд руб, т.е. по сравнению с 2008 г. в 2009 г. расходы даже уменьшились примерно на 6 млрд руб (рис.2).

     Бюджетные ассигнования на национальную оборону  стабильно растут на протяжении последних  лет. В 2007 г. они составляли всего 822 млрд. руб, в 2008 г. – уже 1040,8 млрд руб, а в 2009 г. – 1188,2 млрд руб.

     Основными статьями расходов для Министерства обороны РФ всегда являлись, прежде всего, расходы на вооружение, обеспечение личного состава, организацию боевой подготовки и материально-техническое обеспечение, составляющее суммарно около 75 % всех затрат. Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2007 году составило 667 млрд. руб, в 2008 г. – 835,5 млрд руб, в 2009 г. – 1004,5 млрд руб (рис. 3).

     

     Рис. 3. Динамика расходов федерального бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, млрд руб

     Динамика расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность характеризуется стабильным ростом расходов в абсолютном выражении и незначительным изменением структуры в части увеличения долей расходов на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, ростом доли расходов на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, прежде всего, за счет выделения бюджетных ассигнований на уровне консолидированы бюджетов субъектов РФ.

     По  сравнению с 2007 и 2008 гг. в 2009 г. статья «Национальная экономика» оказалась в самом большом плюсе - расходы по ней увеличились более чем на 600 млрд руб, что объясняется увеличением объемов государственного антикризисного стимулирования в прошлом году (рис.5).

     В 2009 г. по сравнению с 2007 и 2008 г. значительно выросли расходы на топливно-энергетический комплекс, развитие сельского хозяйства, транспорт, прикладные научные исследования в области экономики и на другие вопросы в области экономики. 

     

     Рис. 4. Динамика расходов федерального бюджета на национальную экономику, млрд руб

     Сегодняшние темпы роста потребления электроэнергии заметно превышают предусмотренные  Энергетической стратегией России на период до 2020 года. По сравнению с 2007 и 2008 гг. расходы на топливно-энергетический комплекс возросли практически в 4,5 раза: 8,3 млрд руб в 2007 г., 9,8 млрд руб в 2008 г. и 35,2 млрд руб в 2009 г. (рис.6). Это в значительной мере обусловлено ростом промышленного производства и потребления электроэнергии населением крупных городов. 

     

     Рис. 5. Динамика расходов федерального бюджета на топливо и энергетику, млрд руб

 

     

     Для того чтобы не допустить сдерживания  экономического роста за счет дефицита энергопотребления, следует ощутимо  увеличить генерирующие мощности электростанций. При решении этой проблемы большие надежды возлагаются на атомную энергетику.

     Развитие  российской экономики невозможно без  создания эффективной транспортной системы. В 2007 г. расходы на развитие транспортной инфраструктуры составили 172,6 млрд руб, в 2008 г. – 116,3 млрд руб, в  2009 г. – 220,6 млрд руб.

     Как мы видим, по сравнению с 2007 г. расходы  на транспорт в 2008 г. были существенно  сокращены, однако в связи с необходимостью проведения существенной модернизации и строительством разветвленной  транспортной системы в 2009 г. расходы бюджеты были увеличены почти в 2 раза (рис.6). Большая часть этих средств была направлена на развитие автомобильного транспорта: формирование федеральной сети автодорог, снижение их перегрузки, сокращение доли дорог, не соответствующих нормативным требованиям, развитие дорожной сети внутри крупных городов.

     

     Рис.6. Динамика расходов Федерального бюджета на транспорт в 2007 – 2009 гг. 

     Расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в 2007 г. составили 294,9 млрд руб., в 2008 г. — 129,4 млрд руб., а в 2009 г. 151,6 млрд руб (рис.7).

     Уменьшение  расходов произошло за счет исключения в 2008 и 2009 г. расходов на прикладные научные  исследования в ЖКХ (приложение 1). За счет этого были увеличены расходы  на жилищное (в 2007 г. было выделено 44 млрд руб, в 2008 г. – уже 59,5 млрд руб, в 2009 г. – 125,7 млрд руб) и коммунальное хозяйство (в 2007 г. – 2.6 млрд руб, в 2008 г. – 1,2 млрд руб, в 2009 г. – 5,8 млрд руб). 

     

     Рис.7. Динамика расходов Федерального бюджета на ЖКХ, млрд руб

     В 2006 году Президент РФ инициировал реализацию приоритетного проекта «Здоровье», предусматривающего дополнительное финансирование из федерального бюджета, что позволило увеличить долю его средств в общем объеме финансирования.

     В 2007 г. по данной статье было использовано 196,5 млрд руб, в 2008 г. – 278,2 млрд руб, в 2009 г. – 352,3 млрд руб (рис.11). Из этих средств:

     - на здравоохранение было потрачено  в 2007 г. – 169,8 млрд руб, в  2008 г. – 231,4 млрд руб, в 2009 г. – 290,7 млрд руб;

     - на физическую культуру и спорт:  в 2007 г. – 11 млрд руб, в 2008 г. – 14,5 млрд руб, в 2009 г. – 14,8 млрд руб;

     - на прикладные научные исследования: в 2007 г. – 3,3 млрд руб, в  2008г. – 4,6 млрд руб, в 2009 г. – 5,6 млрд руб;

     - на другие вопросы в области  здравоохранения, физической культуры и спорта: в 2007 г. – 12,2 млрд руб, в 2008 г. – 27,7 млрд руб, в 2009 г. – 42,2 млрд руб.

     

     Рис. 8. Динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение, физическую культуру и спорт, млрд руб

     Из  федерального бюджета в основном финансируются высшее профессиональное образование и научные исследования в образовательной сфере.

     В 2007 г. на образование было израсходовано 294,6 млрд руб, в 2008 г. – 355 млрд руб, в 2009 г. – 418 млрд руб. По сравнению с 2007 г. расходы в 2009 г. увеличились почти  в 2 раза (рис. 9).

     По  всем статьям «Образование» отмечается ежегодное увеличение расходов Федерального бюджета. Это связано с реализацией национального проекта «Образование», а также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно, увеличение бюджетных мест.

     

     Рис. 10. Динамика расходов федерального бюджета на образование, млрд руб 

     Единственная  статья, по которой отмечается динамика уменьшения расходов – это другие вопросы в области образования. Расходы по данной статье были уменьшены с 17,7 млрд руб в 2007 г. до 11,6 млрд руб в 2009 г.

     В 2007 г. на охрану окружающей среды было израсходовано 8,2 млрд руб, в 2008 г. – 10,1 млрд руб, в 2009 г. – 13 млрд руб (рис.15).

     Необходимо  отметить, что расходы на охрану окружающей среды в 2009 г. увеличились  за счет статьи «Сбор, удаление отходов и очистка сточных вод» (было использовано 6 024 700,00 тыс руб федерального бюджета). В 2007 и 2008 гг. данная статья не была предусмотрена.

      После утверждения бюджета, администрация  Брянской области в двухдневный срок составляет поквартальную смету.

      В таблице   и  рассмотрим исполнение бюджета Брянского района за период с 2007 по 2009 гг.

      

      Рис. 11. Структура расходов бюджета в 2007 г

     Основные  расходы  приходятся на социально-культурную сферу 54,4 млн.руб., или 52 % всех расходов бюджета района. К уровню прошлого года их доля возросла на 10 %.

     Доля  расходов по отрасли «образование» в общем объеме расходов на СКС составляет 36,7 %, аналогичный период прошлого года 35,0 %. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года выделено и освоено ассигнований на 3,2 млн.р. больше.

     Удельный  вес   расходов по   отрасли  «Культура» в 1 полугодии 2009 года в общем объеме расходов составил 4,3 % или 4,5 млн.руб.. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года расходы увеличились на 0,2 млн.руб.

     Удельный  вес отрасли «Здравоохранение и физическая культура» в общих расходах бюджета в 1 полугодии 2007 года составил - 5,3 %, на 1.07.2009 года - 6%.

     Доля  расходов по отрасли «социальная политика» в общем объеме расходов на СКС составляет 5,5 %, аналогичный период прошлого года 4 %. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года выделено и освоено ассигнований на 1,7 млн.руб. больше.

     Расходы бюджета района в 1 полугодии 2007 года   на содержание народного хозяйства  составили 34,4% или 36,2 млн.руб. В сравнении  с аналогичным периодом прошлого года произошло снижение расходов на 1,7 млн.руб.

Информация о работе Анализ расходов бюджета Брянской области