Анализ расходов бюджета Брянской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:24, курсовая работа

Описание

В 2002-2009 гг. расходы консолидированного бюджета РФ возросли с 2 трлн. руб. до 8,8 трлн. руб., т.е. более чем в 2 раза в реальном выражении. Увеличение объема расходов происходило в целом адекватно темпам роста ВВП и не сопровождалось значительным повышением зависимости бюджета от конъюнктуры мировых сырьевых рынков (рис.1).Объем расходов федерального бюджета РФ увеличился я с 11, 7% к ВВП в 2002г. до 18% к ВВП в 2010 г., затем сократился до 16,3% ВВП в 2007 г и в 2009 г. достиг уровня 2010г. Суммарная величина расходов по отношению к ВВП по основным разделам и подразделам в 2009 г. заметно выросла по сравнению с предшествующим годом. Расходы консолидированного бюджета на образование выросли в 2,4 раза в реальном выражении, на здравоохранение - в 3,4 раза.

Работа состоит из  1 файл

Анализ расходной части всех уровней бюджетов РФ.doc

— 382.50 Кб (Скачать документ)

     Расходы бюджета города за отчетный период исполнены в сумме 1564,9 млн. руб., что  составляет 45,6 % к годовому утвержденному  плану и 77,8 % к утвержденному плану  отчетного периода.

     Объем расходов бюджета города по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличился на 58,2 млн. руб., или на 3,9 %.

     Превышение  доходов над расходами составило 55,7 млн. руб.

     В структуре произведенных расходов наибольшую величину в бюджете города за отчетный период имели расходы  на образование - 33,8 % от объема всех расходов, жилищно-коммунальное хозяйство - 17,2 %, общегосударственные вопросы - 15,8 %, здравоохранение - 12,5 %, социальную политику - 12,3 %, национальную экономику - 6,3 %.

     По  состоянию на 01.07.2010, на выплату заработной платы и начислений на нее работникам бюджетной сферы направлено собственных средств в сумме 190,2 млн. руб., или 16,4 % к собственным доходам. Из областного бюджета на реализацию федеральных законов и законов Тульской области в части выплаты заработной платы и надбавок к зарплате было направлено 223,9 млн. руб.

     По  состоянию на 01.07.2010, задолженность  по заработной плате и начислениям  на нее работникам бюджетной сферы  отсутствует.

     Кредиторская  задолженность по учреждениям и  предприятиям, финансируемым из бюджета города, по состоянию на 01.07.2010, составила 699,1 млн. руб.

     В структуре задолженности наибольший удельный вес приходится на предприятия  местного хозяйства, 83,3 %, или 582,4 млн. руб., 116,7 млн. руб., или 16,7 %, на отрасли социально-культурной сферы и прочие расходы.

     На  финансирование расходов по жилищно-коммунальному  хозяйству в бюджете города 2010 года предусмотрено 613,4 млн. руб. Выделено средств за первое полугодие 2010 года в сумме 269,7 млн. руб., что составляет 44,0 % к плану года и 75,3 % к плану первого полугодия 2010 г.

     На  финансирование транспортных предприятий  в бюджете города 2010 года предусмотрено 179,1 млн. руб. Выделено средств за первое полугодие в сумме 97,9 млн. руб., или 54,6 % к плану года и 96,7 % к плану  полугодия.

     Кредиторская задолженность по предприятиям местного хозяйства сократилась за полугодие 2010 года по сравнению с началом года на 18,3 млн. руб., в том числе по транспортным предприятиям - на 25,1 млн. руб., по капитальному ремонту объектов культуры - на 2,2 млн. руб., по жилищно-коммунальному хозяйству - на 0,5 млн. руб.; возросла задолженность по кинофикации на 0,3 млн. руб., по социальному обеспечению населения - на 6,6 млн. руб., по капитальному ремонту объектов здравоохранения - на 2,6 млн. руб.

     В первом полугодии т.г. сократились расходы на содержание муниципального жилищного фонда. В 2010 году возмещение убытков по содержанию жилищного фонда не осуществляется. В первом полугодии т.г. финансировались расходы по возмещению межтарифной разницы. За отчетный период выделено 66,6 млн. руб., что ниже размера средств, выделенных на содержание жилья в первом полугодии 2009 года, на 76,5 млн. руб.

     Оплата  жилищно-коммунальных услуг, поступившая  от населения в первом полугодии  т.г., составила 80,3 % от начисленной.

     Сохраняется тенденция к росту задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг. Просроченная задолженность населения по сравнению с началом года увеличилась на 29,2 млн. руб. и, по состоянию на 01.07.2010, составила 74,7 млн. руб., или 42,4 % от общей суммы задолженности.

     В отчетном периоде осуществлялось финансирование расходов по погашению кредиторской задолженности по представленным населению  льготам, субсидиям, социальной помощи на оплату жилья и коммунальных услуг. В бюджете города на 2010 год предусмотрено ассигнований на данные цели в сумме 106,1 млн. руб. В отчетном периоде направлено средств в сумме 99,8 млн. руб., или 94,1 % от предусмотренных ассигнований на год и 97,7 % от ассигнований первого полугодия.

     В отчетном периоде уровень кредиторской задолженности по сравнению с началом года снизился на 76,0 млн. руб., и, по состоянию на 01.07.2010, задолженность составляет 107,0 млн. руб.

     В течение 1 полугодия 2010 года большое  внимание уделялось расчетам за потребление  топливно-энергетических ресурсов. По состоянию на 01.07.2010, кассовые расходы по коммунальным услугам составили 94,2 млн. руб., или 63 % к плану года, полугодия - 115,5 %.

     За  отчетный период на расходы по подразделу «Образование» направлено 519,4 млн. руб., или 54,8 % к плану года (86,6 % к плану полугодия).

     В течение 6 месяцев 2010 года ассигнования на питание детей в учреждениях  образования освоены на 81,8 % к  плану полугодия и составили 20,8 млн. руб. На питание детей в детских  дошкольных учреждениях направлено 6,2 млн. руб., на организацию горячего питания школьников - 13,4 млн. руб. Кредиторская задолженность, по состоянию на 01.07.2010, уменьшилась по сравнению с началом года на 3,1 млн. руб. и составила 1,6 млн. руб.

     На  выплату опекунских пособий выделено 22,1 млн. руб.

     Исполнение за отчетный период по проведению летней оздоровительной кампании в соответствии с Постановлением Главы г. Брянска от 12.05.2010 № 839 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей в 2010 году» составляет 1,7 млн. руб., или 30,9 % к плану полугодия, а также денежные средства, поступившие из областного бюджета, исполнены в сумме 2,1 млн. руб.

     По  органам местного самоуправления за отчетный период средства, предусмотренные  в бюджете города на I полугодие 2010 года, освоены в сумме 120,4 млн. руб., что составляет 39,3 % к плану года и 70,8 % к плану I полугодия.

     2.2. Особенности распределения  расходных полномочий  между уровнями  бюджетной системы  РФ

 

     Основными задачами в области бюджетных  расходов являются:

     - сокращение числа федеральных  целевых программ, обеспечение концентрации средств бюджета по наиболее эффективным и социально значимым проектам;

     - снижение расходов на содержание  государственного аппарата;

     - продолжение децентрализации инвестиционного  процесса через расширение государственно-коммерческого финансирования проектов;

     - повышение эффективности использования  ассигнований на национальную  оборону и оборонный комплекс  путем концентрации их на решении  социальных проблем, конверсии  и перспективных научно-исследовательских  работах;

     - снижение уровня дотаций отдельным отраслям;

     -усиление  контроля за использованием бюджетных  средств;

     - обеспечение приоритетного финансирования  расходов на науку, культуру, медицинское  обслуживание, образование.

     Природные особенности и сложившиеся экономические  реалии обуславливают неравномерное размещение производственного и ресурсного потенциала по территории страны, что ведет к огромному разрыву в уровнях бюджетной обеспеченности регионов.

     Выравнивание  уровней бюджетной обеспеченности производится государством с помощью межбюджетных трансфертов, которые в виде дотаций, субсидий или субвенций направляются во все регионы.

     Межбюджетные  трансферты - средства, предоставляемые  одним бюджетом бюджетной системы  Российской Федерации другому бюджету  бюджетной системы Российской Федерации.

     Межбюджетные  трансферты занимают наибольший удельный вес в классификации расходов.

     Статья  «Межбюджетные транферты» включает расходы на:

     - Дотации бюджетам субъектов Российской  Федерации и муниципальных образований.

     - Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии).

     - Субвенции бюджетам субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований.

     - Иные межбюджетные трансферты.

     - Межбюджетные трансферты бюджетам  государственных внебюджетных фондов.

     Расходы по статье «Межбюджетные транферты» в ежегодно увеличивались практически в 1,5 раза. В 2007 г. на межбюджетные трансферты было выделено 1900,1 млрд руб, в 2008 г. – 2674,6, в 2009 г. – 3593,5 млрд руб. По сравнению с 2007 и 2008 гг. были уменьшены расходы по статье «Иные межбюджетные трансферты», за счет чего были увеличены расходы на трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.

     Основная  часть финансовой помощи регионам предоставляется  из образуемых в составе федерального бюджета фондов: Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, Фонда компенсаций.

     Основным  по своему значению и объемам предоставляемых средств является Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). Средства ФФПР обеспечивают выравнивание бюджетной обеспеченности и создание равных условий для субъектов РФ в части реализации основных социальных гарантий. Размер дотаций из ФФПР зависит от налогового потенциала регионов (потенциальных налоговых возможностей территории), климатических, социально-экономических, демографических и других особенностей, отражающихся на стоимости предоставления бюджетных услуг.

     В 2007 году в составе федерального бюджета сформирован Федеральный фонд регионального развития. Предоставление субсидий из фонда осуществляется субъектам РФ, имеющим уровень обеспеченности социальной и инженерной инфраструктурой ниже среднероссийского (около 69 регионов).

     Фонд  софинансирования социальных расходов образован для оказания помощи регионам в финансировании на долевой основе приоритетных социальных расходов: социальной защиты ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий, выплат детских пособий и адресных жилищных субсидий населению.

     Для реализации отбираемых на конкурсной основе программ бюджетных реформ в  регионах создан Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. Из него финансируются выигравшие конкурс  программы, включающие в себя обязательства в сфере бюджетного процесса и управления бюджетными услугами, внедрение передовых методов бюджетирования и проведение административной реформы, реформирования государственного и муниципального секторов экономики и сферы ЖКХ, совершенствование системы инвестиций.

     Особое  место в системе финансовой поддержки  регионов занимает Фонд компенсаций. Средства из этого фонда поступают в  распоряжение регионов и органов  местного самоуправления для реализации федеральных полномочий, например: на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан - ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других катастроф; на обеспечение мер социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Почетный донор»; обеспечение жильем ветеранов и инвалидов; на реализацию государственной политики занятости населения.

     Сложившаяся система межбюджетных отношений  часто подвергается критике по двум основаниям: из-за чрезмерной централизации  доходов на федеральном уровне и необоснованного распределения дотаций. В то время, когда многие регионы и муниципальные образования испытывают серьезные финансовые затруднения с выполнением своих функций, федеральный центр формирует свой бюджет с профицитом.

     Не  вызывает сомнения и тот факт, что методика распределения дотаций из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ закладывает неверную систему стимулов, поскольку не мотивирует регионы к расширению собственной доходной базы.

     Однако  необходимо признать, что в значительной части эти проблемы обусловлены чрезвычайно неравномерным распределением доходного потенциала между субъектами РФ, не позволяющим отказаться от высокой доли изъятия доходов у относительно богатых регионов с последующим перераспределением в пользу относительно бедных. В этой связи пересмотр административно-территориального деления России с целью, в том числе, снижения количества глубоко дотационных субъектов РФ является исходной предпосылкой для качественного улучшения межбюджетных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.  Основные направления  совершенствования  разграничения расходных  полномочий между  уровнями бюджетной  системы РФ

 

     До 2001 года бюджетное законодательство Российской Федерации не содержало  базового элемента системы межбюджетных отношений – четкого разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней по осуществлению бюджетных расходов (расходных полномочий). Широкая сфера расходов была отнесена к сфере «совместного» финансирования, в результате чего размывалась ответственность за предоставление значительной части общественных услуг. При этом сохранялась регламентация бюджетных расходов, финансируемых из региональных и местных бюджетов, нормативными актами федерального уровня, действовало множество централизованно устанавливаемых натуральных и финансовых норм. На региональные и особенно местные бюджеты федеральным законодательством были возложены многочисленные социальные обязательства, не обеспеченные источниками финансирования. Требования Бюджетного кодекса по возмещению дополнительных расходов территориальных бюджетов не выполнялись, широкое распространение получили судебные иски к органам власти субъектов и местного самоуправления с последующим списанием средств с бюджетных счетов по исполнительным листам.

Информация о работе Анализ расходов бюджета Брянской области