Автоматизация операционного учета в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:15, курсовая работа

Описание

Актуальность темы связана в первую очередь с тем, что сегодня в условиях рыночных отношений и нестабильной внешней среды, наряду с активными процессами гармонизации и стандартизации учета в мире, отечественные банки все больше ощущают потребность в совершенствовании нормативного обеспечения данных вопросов как на уровне государства, так и на уровне отдельного банка.
Суть проблемы обусловлена, прежде всего, необходимостью адаптации учетных систем банка к изменениям информационных потребностей как внутренних, так и внешних пользователей информации. Потребность в выявлении, измерении, регистрации, накоплении, анализа и расширении объема и содержания такой информации постоянно возрастает.

Работа состоит из  1 файл

АВТОМАТИЗАЦИЯ ОПЕРАЦИОННОГО УЧЕТА В БАНКЕ.doc

— 612.00 Кб (Скачать документ)

При проведение расчетных  операций основными видами деятельности банка являются:

зачисление и хранение поступающих на счет клиента денежных средств;

списание по поручению  клиента соответствующих сумм с  его счета для зачисления их на счет кредиторов;

прием от клиента и  выдача ему по его поручению наличных денег;

выплата установленных  процентов на хранимые на счете суммы;

контроль законности и возможности проведения денежной операции;

определение остатка  средств на счетах клиентов и на основании поступлений, выдач, начисления налогов, обязательных резервов, дивидендов, процентов, комиссионных и т.д. зачисление или списание денег с расчетных, текущих или других счетов клиентов;

извещение всех участников операций о их проведении и результатах.

Правовое обеспечение  расчетных операций основывается на соблюдении определенных правил, сроков и стандартов проведения операций. Важнейшими из них являются принципы организации расчетных отношений. В соответствии с этими принципами:

все предприятия независимо от их организационно-правовой формы  обязаны хранить денежные средства в банке на соответствующих счетах;

в наличной форме денежные средства могут находиться в кассах банков в прела лимита и на определенный срок, установленный банком по согласованию с предприятием;

денежные средства между  предприятиями проводятся путем  безналичных расчетов через бани;

платежи (расчеты) осуществляются банком в соответствии с полученными от предприятия денежно-расчетными документами.

При осуществление расчетов банки и клиенты принимают  на себя определенные обязательства, которые  носят императивный характер, т. е. должны строго соблюдаться по нормам Гражданского кодекса РФ. Так, существуют правила о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства, предусмотренного договором о возмездном оказании услуг. При условии несоблюдения банком или несоблюдения сроков исполнения обязательств клиента банк должен возместить клиенту фактически понесенные им убытки, включая ущерб и произведенные заказчиком платежи в пользу своего контрагента.

Для банка нарушение  в одностороннем порядке договора со стороны клиента означает не только прямой ущерб, но и упущенную выгоду, которая должна быть возмещена в полном объеме. Подобные нарушения приводят не только к ухудшению финансового состояния сторон, но и подлежат обязательному разбирательству в судебных инстанциях.

Основанием для осуществления  расчетов является договор банковского или корреспондентского счета, если иное не предусмотрено законодательством. Важнейшими нормами, которые регулируют расчетные отношения, являются:

своевременность выполнения расчетов по договору;

сохранность документации;

конфиденциальность полученной банком информации от клиента;

ответственность банка  за ненадлежащее качество оказания расчетных  услуг.

В соответствии с договором  банковского счета устанавливаются  сроки проведения платежей и расчетов банком. Оптимальным способом осуществления  расчетов являются платежи, проводимые банком в день предоставления документации клиентов, если иное не предусмотрено договором.

Банк несет ответственность  за нарушение срока проведения платежей, что очень важно, так как полноценная  работа банков в области расчетных отношений полностью зависит от правильности оформления клиентской документации, выбора оптимальной формы расчетов, точности их заполнения. В связи с переходом к системе расчетов в режиме реального времени порядок прохождения документов становится действительно оптимальным и обеспечивает в наибольшей степени интересы банка и его клиента.

Важной составляющей расчетных взаимоотношений клиента  и банка является сохранность  документации, которая возлагается  на банк и подлежит обязательному  выполнению.

Банк также должен гарантировать клиенту конфиденциальность полученной информацию. При исполнении банком своих обязательств сведения, содержащиеся в клиентской документации, рассматриваются как коммерческая тайна и не подлежат разглашению третьим лицам. Порядок и условия пользования такой информацией определяется соглашением сторон.

Таким образом, объем  соответствующих сведений должен быть определен в договоре. Этические  нормы банковской деятельности предусматривают  безусловное соблюдение конфиденциальности всей информации, ставшей известной всему банку в процессе расчетного обслуживания клиента. В противном случае за нарушение этой обязанности банк может быть лишен лицензии на право осуществления банковских операций.

Банк несет ответственность  за ненадлежащие качество выполнения расчетных операций. если эти отношения выполняются с отступлениями от договора, ухудшившими финансовое состояние клиента, последний в праве расторгнуть его и перейти на обслуживание в другой банк.

Убытки, которые понес  клиент в случае неквалифицированного обслуживания, могут быть взысканы с банка на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявленному ЦБРФ, выдавшему лицензию: понесенные убытки в полном объеме; штраф, зачисляемый в доход федерального бюджета в соответствии с установленными размерами.

 

Выводы к  разделу 1

На сегодня в условиях интеграции и глобализации главной  целью банковской деятельности является построение такого аппарата управления, который бы смог повысить эффективность  деятельности банка.

Бухгалтерский учет должен обеспечивать правильное, непрерывное и точное отражение в учете банковских операций с целью получения адекватной информации о состоянии банка: по составу имущества, активов и обязательств, для принятия решений по эффективному руководству и управлению банком. Бухгалтерский учет является основой контроля за экономным использованием финансовых ресурсов и имущества, снижению затрат банка, повышению доходности и рентабельности операций, прироста капитала, применению своевременных мер по избежанию негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому развитая методология учетной политики, основанная на применении эффективных методов учета, выявлении рисков, связанных с операционной деятельностью банка, и противоречий в законодательстве, являются мощным инструментом управления кредитной организации.

Бухгалтерский учет в учреждениях  банка сочетается с операционной работой по обслуживанию предприятий, учреждений, и других клиентов банка. В процессе связанных с выполнением  банковских операций и ведения бухгалтерского учета называют учетно-операционной работой банков.

Автоматизированная банковская система - это система, которая функционирует на основе компьютеров и других технических средств, обеспечивающих процессы сбора, регистрации, передачи, обработки, хранения и актуализации данных для решения задач управления деятельностью.

Автоматизированная банковская система должна быть интегрированной. Интегрированная - это такая система, которая построена на общесистемных принципах и охватывает всю совокупность банковских задач. Она решает вопросы автоматизации комплексно с учетом информационных и функциональных связей. Как любая система, АБС может быть представлена в виде определенной совокупности подсистем. В состав АБС входят обеспечивающие и функциональные подсистемы.

Состояние автоматизации банковской деятельности в коммерческих банках РФ очень разный. Это связано с тем, что банковский сектор экономики РФ - это сектор, который интенсивно развивается и постоянно совершенствуется.

Расчетные отношения  регламентируются нормами различных отраслей права, в первую очередь нормами гражданского и финансового права. Важней шимми нормативными актами, регулирующими данную сферу общественных отношений, являются:

Гражданский кодекс РФ;

Федеральный закон «О Центральном банке»;

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»;

Налоговый кодекс РФ;

Положение ЦБРФ «О безналичных расчетах в РФ» от 3 октября 2002г. №2-П.

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОПЕРАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАНКА «А»

2.1 Классификация  задач операционного учета банка «А»

 

Учетная работа в банке предусматривает ведение  бухгалтерского учета в автоматизированном режиме на основе мемориально-ордерной формы счетоводства с использованием информационных компьютерных технологий.

Основанием  для бухгалтерского учета операций в банке являются первичные документы. Банк составляет первичные документы согласно действующему законодательству, четко контролирует основные требования к оформлению, движения первичных документов и их обязательных реквизитов. Ответственность за своевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета, а также за правильность отражения операций в учетных регистрах несут лица, составившие и подписавшие эти документы.

Основной формой регистров синтетического учета  в «А» является ежедневный оборотно-сальдовый баланс. В ежедневном оборотно-сальдовом балансе отражаются обороты по дебету и кредиту за день, выходные остатки по активом и пассивом по каждому балансовому счету.

Ежедневный  баланс подписывается руководителем  и главным бухгалтером. Перед подписанием баланса главный бухгалтер (или по его поручению другой работник банка) сверяет равенство дебетовых и кредитовых оборотов и остатков по активам и пассивам, соответствие остатков на начало рабочего дня остаткам на конец предыдущего рабочего дня.

О проведении сверки в балансе делается соответствующая запись, ставится подпись работника, проводившего сверки, после чего баланс подписывается руководителем банка.

При ведении  аналитического учета в карточках, книгах, журналах проверка соответствия данных аналитического и синтетического учета производится на первое число каждого месяца. Результаты проверки главный бухгалтер заверяет подписью в проверочной ведомости и ведомости остатков. Проверочные данные сверяются с данными баланса. Номера счетов аналитического учета банк устанавливает самостоятельно.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета  и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех операций банка  в первичных документах, хранение в течение установленного срока  обработанных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности несет руководитель банка.

Основным внутренним организационным регламентом учета в банке является учетная политика. Пользователями учетной политики банка является ответственные работники, которые осуществляют учет и составляют отчетность. Согласно требованиям нормативно-правовых и внутренних документов по вопросам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, технологиями, а также задачами руководства относительно результатов управленческого учета, банком самостоятельно определяются конкретные методы учета и учетные процедуры, которые составляют его учетной политике.

Учетная политика банка регламентируется локальными нормативно-правовыми актами банка  и Положением об учетной политике банка «А», утвержденным решением Правления банка «А».

В положении  об учетной политике определены основные принципы бухгалтерского учета, на которых основывается учетная политика, причины и признание влияния изменения учетной оценки в текущем и будущих периодах.

Указанные процедуры  оценки активов и обязательств, а  именно: по первоначальной стоимости  активы признаются по сумме фактически уплаченных за них средств, а обязательства - по сумме мобилизованных средств  в обмен на обязательства.

При учете по справедливой стоимости активы признаются по той сумме средств, которую необходимо было бы уплатить для приобретения таких активов в настоящее время, а обязательства - по той суммой средств, которая требовалась для проведения расчета в текущее время.

Признание справедливой стоимости финансового инструмента, осуществляется путем дисконтирования всех ожидаемых будущих денежных потоков с применением рыночной процентной ставки по подобного финансового инструмента.

Учет операций по приему и выдаче наличных по оформлению соответствующих кассовых документов, учет средств по расчетам, депозитных, кредитных, операций с использованием платежных карт, операций в иностранной валюте, операций с ценными бумагами, учет основных средств и нематериальных активов, доходов и расходов, учет формирование резервов под потери по активным операциям банка, составления финансовой отчетности банка, определения финансовых результатов, инвентаризация активов и обязательств, выполнения корректирующих проводок, ведение налогового учета в соответствии с требованиями действующего законодательства, локальных нормативно-правовых положений банка с определением соответствующих счетов синтетического учета, единой методологии бухгалтерского учета с соблюдением принципов и правил отражения всех операций в регистрах бухгалтерского учета.

Информация о работе Автоматизация операционного учета в банке